К статье БУДДА И БУДДИЗМ Основные доктрины, религиозная практика , священные тексты. Ранние буддийские учения лучше всего сохранились в текстах на пали. Тексты образ уют завершенный канон и дают наиболее полное представление о доктрине тхеравады. Пали родствен санскриту, и целый ряд терминов пали и санскрита очень схожи. На пример , "дхамма" на пали есть то же, что "дхарма" на санскрите, "камма" на пали то же, что "карма" на санскрите, "ниббана" - это санскритская "нирвана". Тхеравадины считают, что учение , кодифицированное в этом корпусе, указывает на истину или закон (дхамму) самой Вселенной, а адепт должен жить по этому закону, чтобы достичь высшей свободы и покоя. В общих чертах система взгляд ов тхеравады выглядит следующим образом. Вселенная, какой мы ее знаем, находится в постоянном изменении. Сущее , включая жизнь отдельного человек а, непостоянно (аничча). Все возникает и исчезает. Вопреки распространенному представлению, в человеке не существует постоянного, неизменяющегося "Я" (Атта), перерождающегося, переходящего из одного воплощения в другое. На самом деле человек есть условное единство пяти групп изменчивых физических и ментальных компонентов: тела , ощущений, восприятий, ментальных образований и сознания, за которыми не стоит никакой неизменной и постоянной сущности. Все преходяще и непостоянно, пребывает в напряженном беспокойстве ( дуккха , "страдании") и не обладает субстанцией (анатта). В этом потоке психофизических событий все происходит в соответствии с универсальной причинностью (камма). Всякое событие есть следствие причины или комплекса причин, а затем становится причиной собственных следствий. Таким образом, каждый человек пожинает то, что посеял. Однако важнее всего другое - признание существования нравственного принципа, согласно которому благие дела ведут к благим результатам, а дурные - к дурным. К избавлению от страдания может привести продвижение по пути праведности ("восьмеричному пути") к наивысшему освобождению в ниббане (нирване). "Восьмеричный путь" заключается в следовании следующим принципам. (1) Правильный взгляд -понимание "четырех благородных истин", т.е. страдания, его причины, его прекращения и пути, ведущего к прекращению страданий. (2) Правильная мысль - освобождение от похоти, злой воли, жестокости и неправедности. (3) Правильная речь - избегание лжи, распространения сплетен, грубостей и пустой болтовни. (4) Правильное действие - воздержание от убийства, воровства и половой распущенности. (5) Правильный образ жизни - выбор тех занятий, которые не причиняют вреда ничему живому. (6) Правильное старание - избегание и преодоление дурных склонностей, воспитание и укрепление добрых и здоровых склонностей. (7) Правильное внимание - наблюдение за состояние м тела, ощущений, ума и объектами, на которых сосредоточивается ум, чтобы их понимать и контролировать . (8) Правильное сосредоточение - сосредоточение ума в медитации для вызывания известных экстатических состояний сознания, ведущих к прозрениям. Наблюдения за тем, как проходит жизнь по кругу повторяющихся рождений, привели к выработке формулы причинности, "закона зависимости причин" (пали, "патиччасамуппада"; санскр. "пратитьясамутпада"). Это цепочка из 12 причинных факторов, которые предположительно действуют в каждом человеке, причем каждый из факторов связан со следующим фактором. Факторы перечисляются в следующем порядке: "невежество", "произвольные действия", "сознание", "ум и тело", "чувства", "впечатления", "ощущения", "желания", "привязанность", "становление", "перерождение", "старость и смерть". Действие этих факторов порождает страдание . От прекращения действия этих факторов в том же порядке зависит и прекращение страдания. Конечная цель - исчезновение всех желаний и своекорыстных устремлений в ниббане. Палийское слово "ниббана" (санскр. "нирвана") буквально означает "затухание" аффектов (по аналогии с затуханием огня после выгорания топлива). Под этим отнюдь не подразумевается "ничто" или "уничтожение"; скорее это трансцендентное состояние свободы за пределами "рождения и смерти", не передаваемое в терминах существования или несуществования в обычном их понимании. По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди . Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются "тремя прибежищами", и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда - не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма - истина , которой учил Будда; (3) сангха - учрежденное Буддой братство последователей. Литература по доктрине тхеравады состоит прежде всего из текстов Палийского канона , которые сгруппированы в три собрания , именуемые Тремя корзинами ( Трипитака ): (1) Корзина дисциплины ( Виная питака) содержит уставы и правила поведения монахов и монахинь, повествования о жизни и учении Будды, истории монашеского ордена ; (2) Корзина наставлений (Сутта питака) содержит изложение проповедей Будды. В них повествуется и о том, при каких обстоятельствах он произносил свои проповеди, подчас излагая собственный опыт поиска и обретения просветления, неизменно учитывая возможности аудитории. Это собрание текстов имеет особое значение для изучения ранней доктрины; (3) Корзина высшей доктрины (Абхидхамма питака) представляет собой систематизированную классификацию терминов и идей из двух первых собраний. Трактаты, составленные значительно позднее , чем уставы и сутры , посвящены проблемам психологии и логики. В целом канон представляет традицию в ее развитии на протяжении нескольких столетий.
Что такое будда и буддизм: буддизм тхеравады? Значение будда и буддизм: буддизм тхеравады в энциклопедии Кольера
будда и буддизм: буддизм тхеравады - К статье БУДДА И БУДДИЗМ
Основные доктрины, религиозная практика, священные тексты. Ранние буддийские учения лучше всего сохранились в текстах на пали. Тексты образуют завершенный канон и дают наиболее полное представление о доктрине тхеравады. Пали родствен санскриту, и целый ряд терминов пали и санскрита очень схожи. Например, "дхамма" на пали есть то же, что "дхарма" на санскрите, "камма" на пали то же, что "карма" на санскрите, "ниббана" - это санскритская "нирвана". Тхеравадины считают, что учение, кодифицированное в этом корпусе, указывает на истину или закон (дхамму) самой Вселенной, а адепт должен жить по этому закону, чтобы достичь высшей свободы и покоя. В общих чертах система взглядов тхеравады выглядит следующим образом.
Вселенная, какой мы ее знаем, находится в постоянном изменении. Сущее, включая жизнь отдельного человека, непостоянно (аничча). Все возникает и исчезает. Вопреки распространенному представлению, в человеке не существует постоянного, неизменяющегося "Я" (Атта), перерождающегося, переходящего из одного воплощения в другое. На самом деле человек есть условное единство пяти групп изменчивых физических и ментальных компонентов: тела, ощущений, восприятий, ментальных образований и сознания, за которыми не стоит никакой неизменной и постоянной сущности. Все преходяще и непостоянно, пребывает в напряженном беспокойстве (дуккха, "страдании") и не обладает субстанцией (анатта). В этом потоке психофизических событий все происходит в соответствии с универсальной причинностью (камма). Всякое событие есть следствие причины или комплекса причин, а затем становится причиной собственных следствий. Таким образом, каждый человек пожинает то, что посеял. Однако важнее всего другое - признание существования нравственного принципа, согласно которому благие дела ведут к благим результатам, а дурные - к дурным. К избавлению от страдания может привести продвижение по пути праведности ("восьмеричному пути") к наивысшему освобождению в ниббане (нирване).
"Восьмеричный путь" заключается в следовании следующим принципам. (1) Правильный взгляд -понимание "четырех благородных истин", т.е. страдания, его причины, его прекращения и пути, ведущего к прекращению страданий. (2) Правильная мысль - освобождение от похоти, злой воли, жестокости и неправедности. (3) Правильная речь - избегание лжи, распространения сплетен, грубостей и пустой болтовни. (4) Правильное действие - воздержание от убийства, воровства и половой распущенности. (5) Правильный образ жизни - выбор тех занятий, которые не причиняют вреда ничему живому. (6) Правильное старание - избегание и преодоление дурных склонностей, воспитание и укрепление добрых и здоровых склонностей. (7) Правильное внимание - наблюдение за состоянием тела, ощущений, ума и объектами, на которых сосредоточивается ум, чтобы их понимать и контролировать. (8) Правильное сосредоточение - сосредоточение ума в медитации для вызывания известных экстатических состояний сознания, ведущих к прозрениям.
Наблюдения за тем, как проходит жизнь по кругу повторяющихся рождений, привели к выработке формулы причинности, "закона зависимости причин" (пали, "патиччасамуппада"; санскр. "пратитьясамутпада"). Это цепочка из 12 причинных факторов, которые предположительно действуют в каждом человеке, причем каждый из факторов связан со следующим фактором. Факторы перечисляются в следующем порядке: "невежество", "произвольные действия", "сознание", "ум и тело", "чувства", "впечатления", "ощущения", "желания", "привязанность", "становление", "перерождение", "старость и смерть". Действие этих факторов порождает страдание. От прекращения действия этих факторов в том же порядке зависит и прекращение страдания.
Конечная цель - исчезновение всех желаний и своекорыстных устремлений в ниббане. Палийское слово "ниббана" (санскр. "нирвана") буквально означает "затухание" аффектов (по аналогии с затуханием огня после выгорания топлива). Под этим отнюдь не подразумевается "ничто" или "уничтожение"; скорее это трансцендентное состояние свободы за пределами "рождения и смерти", не передаваемое в терминах существования или несуществования в обычном их понимании.
По учению тхеравады, человек сам ответствен за свое спасение и не зависим в этом от воли высших сил (богов). Богам прямо не отказано в существовании, но считается, что они подчинены постоянному процессу перерождений по закону кармы так же, как и люди. Помощь богов не обязательна для продвижения по пути к ниббане, поэтому теология в тхераваде не разрабатывалась. Главные объекты поклонения называются "тремя прибежищами", и каждый верный последователь Пути возлагает на них свои надежды: (1) Будда - не в качестве бога, но как учитель и пример; (2) дхамма - истина, которой учил Будда; (3) сангха - учрежденное Буддой братство последователей.
Литература по доктрине тхеравады состоит прежде всего из текстов Палийского канона, которые сгруппированы в три собрания, именуемые Тремя корзинами (Трипитака): (1) Корзина дисциплины (Виная питака) содержит уставы и правила поведения монахов и монахинь, повествования о жизни и учении Будды, истории монашеского ордена; (2) Корзина наставлений (Сутта питака) содержит изложение проповедей Будды. В них повествуется и о том, при каких обстоятельствах он произносил свои проповеди, подчас излагая собственный опыт поиска и обретения просветления, неизменно учитывая возможности аудитории. Это собрание текстов имеет особое значение для изучения ранней доктрины; (3) Корзина высшей доктрины (Абхидхамма питака) представляет собой систематизированную классификацию терминов и идей из двух первых собраний. Трактаты, составленные значительно позднее, чем уставы и сутры, посвящены проблемам психологии и логики. В целом канон представляет традицию в ее развитии на протяжении нескольких столетий.
Соседние слова
Что такое будда и буддизм: буддизм махаяны - в. будды и бодхисатвыЧто значит будда и буддизм: буддизм махаяны - г. теология
Что означает будда и буддизм: буддизм махаяны - д. философия
Значение будда и буддизм: буддизм махаяны - е. судьбы непросветленных
↑ будда и буддизм: буддизм тхеравады ↓
Что такое будда и буддизм: гаутама будда
Что значит будда и буддизм: гаутама будда - а. жизнь будды
Что означает будда и буддизм: гаутама будда - б. учения
Значение будда и буддизм: гаутама будда - в. первая благородная истина
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- буден, эжен - (Boudin, Eugne) (18241898), французский живописец. Эжен Буден и ...
- будда и буддизм: распространение буддизма тхеравады - г. храмы тхеравады - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА ТХЕРАВАДЫ По ...
- будда и буддизм: распространение буддизма тхеравады - б. жизнь монаха - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА ТХЕРАВАДЫ Вступающий ...
- будда и буддизм: распространение буддизма тхеравады - К статье БУДДА И БУДДИЗМ "Школа старейшин" процветала в ...
- будда и буддизм: распространение буддизма махаяны - г. япония - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ В ...
- будда и буддизм: распространение буддизма махаяны - а. индия - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ С ...
- будда и буддизм: распространение буддизма в индии - г. упадок буддизма в индии - К статье БУДДА И БУДДИЗМ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ БУДДИЗМА В ...
- бубер, мартин - (Buber, Martin) (18781965), еврейский философ и деятель образования, ...
- буальдьё, франсуа адриен - (Boieldieu, Franois Adrien) (17751834), французский композитор, автор многочисленных ...
- брюсов, валерий яковлевич - (18731924), русский поэт, прозаик, драматург и критик. Родился ...
- брюс мельбурнский - (Bruce of Melbourne) (18831967), Стэнли Мельбурн Брюс, австралийский ...
- брюнетьер, фердинанд - (Brunetire, Ferdinand) (18491906), французский литературный критик. Родился в ...
- брэстед, джеймс генри - (Breasted, James Henry) (18651935), американский египтолог, археолог и ...
- брэдли, генри - (Bradley, Henry) (18451923) английский филолог и лексикограф, ...
- бёрни, фанни - (Burney, Fanny) (17521840), английская писательница. Родилась 13 июня ...