- древнейший принцип отношения человек а к миру, к самому себе , к воспроизводственной деятельности. Характеризуется нерасчлененностью, невычелененностью модальностей, отсутствием понимания отличия мира , явлений от логических дуальных оппозиций ( это одно и тоже ) при одновременном полном произволе ( в смысл е отсутствия логических запретов) в истолковании явлений, например , соотнесения их с тем или другим полюсом оппозиции на основе принципа все во всем . Этот кажущийся абсурд ( действительно , как возможно произвольно делить мир, например, на сферы добра и зла, и одновременно считать , что это различие присуще реальному миру) возможен при одном условии : если любое явление мира в этой логике - оборотень , т. е. не то, что оно есть , способно предательски превратиться в нечто отличное от своей кажимости. Это возможно, если человек мыслит по логике инверсии. Попугай ( в племени бороро ) - это человек. В разных культурах соседка может оказаться ведьмой, живой волк - убитым человеком, медведь - братом, камень - тотемом, работник - вредителем и т. д. до бесконечности. Культура позволяет так мыслить , поскольку существует разрыв между культурой как накопленным, организованным опытом человечества, народа и непосредственным опытом личности, видимостью явлений. Это заставляет каждого человека повседневно истолковывать каждое значимое для него явления в представлениях культуры, что возможно только при условии, если любое явление поддается соотнесению, отождествлению с любым элементом культуры, а его смысл " проигрывается" через каждый из полюсов оппозиции, т. е. смысл явления постоянно перевертывается в голове, в культуре, в деятельности, происходит постоянное осмысление и переосмысление. Без этой способности нет человека, нет культуры. С. - древнейший принцип социальной и культурной жизни, основанной на стремлении слиться с существенным для человека природными и социальными ритмами. Тем самым С. не знает самостоятельной, отделенной от социального целого ответственности личности. Для С. характерно рассмотрение каждого различия через опасность отпадения, потери связи с космосом, с общиной, с миром, с первым лицом, с тотемом. Расчлененность выступает как фактор дискомфортного состояния, как стимул к активности, направленной на инициацию, партиципацию, приобщение к целому. С. не знает отличия всеобщего от единичного. Значимое единичное явление служит для человека лишь сигналом, вызывающим в сознании некоторые нерасчлененные общие системы представлений. Под С. в широком смысле понимается стремление вернуться к прошлому, в частности в результате страха перед отпадением от целого, стремление возвратиться к тотему , к вождю, к социальному порядку. Именно это и составляет культурную основу синкретического государства, которое несмотря на отход от С. тем не менее пыталось на его культурной основе вернуться к обществу, где собственность , власть , жреческо-идеологические функции слиты в едином носителе Правды .
(греч. synkretismos - соединение) - общекультурное явление , аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера . Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма - гностические учения, теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности.
(от греч.-соединение): сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутрен него единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В 16 в. синкре тистами называли философов, которые пытались занимать промежуточное положение между учениями Платона и Аристотеля.
(греч. - соединение). - 1. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления . 2. Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов ( например , различных культов и религиозных систем в поздней античности).
- слитность, нерасчлененность; характерная черта общественного сознания периода античности, когда искусства, наука , религия еще в достаточной мере не обособились, не выделились в самостоятельные когнитивные ветви с развитой только им присущей методологией, т. е. вся культура была С.
(от греч. synkretismos - соединение) - сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутрен него единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В 16 в. синкретистами называли философов, которые пытались занимать промежуточное положение между учениями Платона и Аристотеля.