(от лат. praedicatum - сказанное) - языковое выражение , обозначающее какое-то свойство или отношение . П., указывающий на свойство отдельного предмета (напр., "быть зеленым"), называется одноместным. П., обозначающий отношение, называется двух местным, трехместным и т. д., в зависимости от числа членов данного отношения ("любит", "находится между " и т. д.). В традиционной логике П. понимался только как свойство, предикативная связь означала, что предмету ( субъекту ) присущ определенный признак . Это ограничение существенно ослабляло выразительные возможности языка логики. В частности, в системах аксиом математических теорий всегда имеются аксиомы, невыразимые посредством одноместных П. В современной логике предикация рассматривается как частный случай функциональной зависимости. П. называются функции , значениями которых служат высказывания. Напр., выражение "... есть зеленый" (или "х есть зеленый") является функцией от одной переменной, "... любит..." ("х любит у") - функция от двух переменных, "...находится между... и..." ("х находится между у и z") ~ функция от трех переменных и т. д. Эти выражения превращаются в высказывания при соответствующей подстановке имен вместо переменных или при связывании переменных кванторами (см.: Логика предикатов ).
- элемент простого атрибутивного суждения, обозначающий какой-либо признак ( свойство ) его субъекта , или то, что говорится о субъекте. Предикат обозначается латинской буквой Р.
(от лат. praedicatum) то, что высказывается о субъекте ; предикативное высказывание - высказывание, содержащее предикат : " материя протяженна"; в логических формулах обозначается буквой Р. Предикативное мышление - специфика рационального мышления, которое может схватывать не сам субъект, но только его предикаты. Так, напр., определение есть перечисление принадлежащих вещи предикатов, но оно никогда не достигает самого носителя этих предикатов. В качестве аналогии с отношение м субъекта и объекта рассматривают отношения Я и психических актов Я, народа и форм проявления объективного духа. Совокупность предикатов данного есть то, что может быть в рациональной форме высказано о данном. О предикаторах и исчислении предикатов см. Логистика .
(лат. praedicatum) — в традиционной логике один из двух терминов суждения, а именно тот, в к-ром что-то говорится о предмете речи ( субъекте ). До конца 19 в. в логике субъект суждения, как правило , отождествлялся с грамматическим подлежащим, а П.— с именной частью грамматического сказуемого, выражаемого, напр., прилагательным. Т. обр., форма сказуемого (предикативная связь ) сводилась к атрибутивной связи, т. е. обозначала, что предмету (субъекту) присущ определенный признак . Развитие математической логики привело к пересмотру этой т. зр. Новый взгляд характеризуется обобщением понятия “П.” на основе понятия особого рода функции —логической (или пропозициональной) функции, значениями к-рой служат высказывания (или их истинностные значения — “ истина ” и “ ложь ”). Напр., высказыванию “ Сократ есть человек ” в традиционном понимании соответствовала схема “S есть Р”. Если S и Р рассматривать как переменные, имеющие различные области значений: S — область “индивидуальных предметов”, а Р — область “понятий”, то, напр., при выборе понятия “человек” в качестве значения переменной Р получим выражение “S есть человек”, или выражение “...есть человек” (где точки заменяют букву S), т. е., по существу, функцию от одной переменной, к-рая становится высказыванием (принимает значения “истина” или “ложь”), когда на место точек (или переменной S) ставят имя нек-рого субъекта (напр., “Сократ”), играющее здесь обычную роль аргумента функции. Аналогично этому выражение “...больше чем...” есть функция от двух переменных, а выражение “...находится между ... и...” — функция от трех переменных и т. п. В математической логике функции, значениями к-рых служат высказывания (или их истинностные значения “истина” и “ложь”), и называют П. Т. обр., совр. взгляд на логическую структуру суждения сводится к тому, что традиционные понятия П. и субъекта заменяются соответственно на точные математические понятия функции и ее аргументов. В соответствии с этим П. определяются на множествах (областях предметов), элементы к-рых служат аргументами, или значениями соответствующих переменных. Новая трактовка П. придает необходимую общность логическому рассуждению, к-рое объединяет не только силлогистические, но и несиллогистические умозаключения, а функциональная форма записи открывает широкие возможности для формализации высказываний любой научной теории (см. также Функция . Исчисление предикатов ).