Что такое Метакультура? Значение слова Метакультура в философском словаре

Метакультура - - один из двух осн. компонентов (наряду с метаисториеи) культурологич. концепций Д. Андреева. Используемое им понятие М. во многом напоминает идею локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского и Шпенглера. Под М. Д.Андреев понимает многослойные сегменты материального и иноматериального пространства нашей планеты и ее оболочки , состоящие из разного количества слоев. Минимальное число слоев - три: 1) Горний слой, именуемый затомисом, - небесная страна М., оплот народоводительствующих сил опр. земной культуры; 2) Исподний слой, называемый шрастром, - инопространственная страна демонич. культуры, противостоящая затомису; 3) "Физич. слой", т.е. собственно человеч. посюсторонняя культура . Его конкр. состояние определяется ходом метаисторич. процесса , на к-рый оказывают воздействие два указанных выше слоя. По представлениям Д.Андреева, человеч. культура должна в конечном итоге преодолеть зависимость от демонич. сил и добиться слияния со страной небесной культуры. Это предопределено тремя врожденными человеку свойствами: свободой воли, любовью , Богосотворчеством. Но Богосотворчество немыслимо без цели, без откровения об истинном предназначении. Поэтому одной из гл. задач культуры является вестничество о ценностях вершин М. - затомисов. Количество затомисов равно 34. Из них Д.Андреев выделяет 19 "великих", к коим он причисляет затоми -сы успешно развивающихся ныне М. (китайской, индийской, романо-католической, северо-западной, мусульманской, буддийской, российской), затомисы угасающих М. (древнеиранской, еврейской, эфиопской, индо-малайской), затомис негрской М., о которой мало что известно, затомисы угасших М. (атлантической, Годсваны, древнеегипетской, вавилоно-ассиро-ханаанской, греко-римской, византийской) и, наконец, затомис будущей общечеловеческой М. К 15 другим небесным странам М. относятся затомисы, строительство культур к-рых было прервано демонич. силами: древнесуданской, прамонгольской, дравидической, древнегерманской, древнеперуанской, древнетибетской, гималайской, монгольской, древнеав-стралийской, тольтеко-ацтекской, юкатанской, инкской, индейской области Великих озер, полинезийской, японской. Вестничество о потусторонних ценностях затомисов происходит как посредством постижения трансмира (потусторонней реальности) через развитие и более глубокое осознание нац. мифов, приоткрывающих подлинное назначение той или иной культуры, так и усилиями гениев, способных к прозрению образов затомиса и воплощению их в творчестве. В свою очередь, демонич. силы также пытаются оказывать влияние на М., открывая человечеству свои образы и внушая свои идеалы . Например, рус. культура, согласно представлениям Д.Андреева, наиболее полно выражает себя в архитектуре. А земная архитектура является отражением архитектуры затомисов и шрастров, подобно тому как земная культура является содержат, и отчасти геометрич. проекцией культур горнего и подземного миров. И если моек. собор Христа Спасителя есть отражение представлений рус. архитекторов о подлинном небесном соборе, то статуя Медного Всадника и мавзолей являются, по мнению Д.Андреева, отражением архитектуры шрастра, олицетворяющей апофеоз государственности и тирании соответственно. Из произведений рус. живописи идеалы горнего мира наиболее полно отражены в творчестве Н.Рериха, А поверженный " Демон " Врубеля является "уникальным случаем демонич. инфрапортрета", за к-рый автор получил наказание в иных мирах. Говоря о рус. М., Д. Андреев характеризует ее как М. особой духовности. Свойственный ей аскетич. характер предопределил затянувшийся более чем на 800 лет период культурного детства. Но в отличие от других христ. М. (византийской, абиссинской, романо-католической и северо-западной) она сумела сохранить и развить свои всечеловеч. потенции. Именно в ней наиболее полно воплотилась присущая только христианству всечеловечность. Поэтому с к. 20 в. рос. М. начинает выступать в качестве основы грядущей общечеловеч. М. (т.н. Аримойи). Лит.: Андреев Д.Л. Собр. соч., Т. 1-2. М., 1993-95. А. В. Шабага

Метакультура

- один из двух осн. компонентов ( наряду с метаисториеи) культурологич. концепций Д. Андреев а. Используемое им понятие М. во многом напоминает идею локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского и Шпенглера. Под М. Д.Андреев понимает много слой ные сегменты материального и иноматериального пространства нашей планеты и ее оболочки , состоящие из разного количества слоев. Минимальное число слоев - три: 1) Горний слой, именуемый затомисом, - небесная страна М., оплот народоводительствующих сил опр. земной культуры; 2) Исподний слой, называемый шрастром, - инопространственная страна демонич. культуры, противостоящая затомису; 3) "Физич. слой", т.е. собственно человеч. посюсторонняя культура . Его конкр. состояние определяется ходом метаисторич. процесса , на к-рый оказывают воздействие два указанных выше слоя. По представлениям Д. Андреева , человеч. культура должна в конечном итоге преодолеть зависимость от демонич. сил и добиться слияния со страной небесной культуры. Это предопределено тремя врожденными человеку свойствами: свободой воли, любовью , Богосотворчеством. Но Богосотворчество немыслимо без цели, без откровения об истинном предназначении. Поэ тому одной из гл. задач культуры является вестничество о ценностях вершин М. - затомисов. Количество затомисов равно 34. Из них Д.Андреев выделяет 19 "великих", к коим он причисляет затоми -сы успешно развивающихся ныне М. (китайской, индийской, романо-католической, северо-западной, мусульманской, буддийской, российской), затомисы угасающих М. (древнеиранской, еврейской, эфиопской, индо-малайской), затомис негрской М., о которой мало что известно , затомисы угасших М. (атлантической, Годсваны, древнеегипетской, вавилоно-ассиро-ханаанской, греко-римской, византийской) и, наконец , затомис будущей общечеловеческой М. К 15 другим небесным странам М. относятся затомисы, строительство культур к-рых было прервано демонич. силами: древнесуданской, прамонгольской, дравидической, древнегерманской, древнеперуанской, древнетибетской, гималайской, монгольской, древнеав-стралийской, тольтеко-ацтекской, юкатанской, инкской, индейской области Великих озер, полинезийской, японской. Вестничество о потусторонних ценностях затомисов происходит как посредством постижения транс мира (потусторонней реальности) через развитие и более глубокое осознание нац. мифов, приоткрывающих подлинное назначение той или иной культуры, так и усилиями гениев , способных к прозрению образов затомиса и воплощению их в творчестве. В свою очередь , демонич. силы также пытаются оказывать влияние на М., открывая человечеству свои образы и внушая свои идеалы . Например , рус. культура, согласно представлениям Д.Андреева, наиболее полно выражает себя в архитектуре. А земная архитектура является отражение м архитектуры затомисов и шрастров, подобно тому как земная культура является содержат, и отчасти геометрич. проекцией культур горнего и подземного миров. И если моек. собор Христ а Спасителя есть отражение представлений рус. архитекторов о подлинном небесном соборе, то статуя Медного Всадника и мавзолей являются, по мнению Д.Андреева, отражением архитектуры шрастра, олицетворяющей апофеоз государственности и тирании соответственно . Из произведений рус. живописи идеалы горнего мира наиболее полно отражены в творчестве Н.Рериха, А поверженный " Демон " Врубеля является "уникальным случаем демонич. инфрапортрета", за к-рый автор получил наказание в иных мирах. Говоря о рус. М., Д. Андреев характер изует ее как М. особой духовности. Свойственный ей аскетич. характер предопределил затянувшийся более чем на 800 лет период культурного детства. Но в отличие от других христ. М. (византийской, абиссинской, романо-католической и северо-западной) она сумела сохранить и развить свои всечеловеч. потенции. Именно в ней наиболее полно воплотилась присущая только христианству всечеловечность. Поэтому с к. 20 в. рос. М. начинает выступать в качестве основы грядущей общечеловеч. М. (т.н. Аримойи). Лит.: Андреев Д.Л. Собр. соч., Т. 1-2. М., 1993-95. А. В. Шабага

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Манихейство - дуалистическое течение, распространившееся в Сирии, Иране, Средней ...
  • Малькут - (ивр. "царство", от " мелек " царь) ...
  • Майорат - (лат. "mayor", "старший") право старшего в роду ...
  • Мужество - моральное качество характеризующее поведение и моральный облик ...
  • Мораль - (лат. moralis нравственный ; mores нравы ...
  • Мода - кратковременная форма стандартизированного массового поведения, возникающая преимущественно ...
  • Метаэтика - понятие введенное неопозитивизмом для обозначения философской теории ...
  • Мозг - центральный отдел нервной системы, орган мышления, сознания. ...
  • Мировоззрение - система различных взглядов, принципов, оценок, убеждений, интересов, ...
  • Метод - способ подхода к действительности, способ изучения, исследования ...
  • Мессия - провозвестник явления на Земле Бога, долженствующего установить ...
  • Ментальный - относящийся к сознанию, к глубине, способу и ...
  • Мегаполис - крупнейшая современная городская структура эволюционно возникающая в ...
  • Материализм - одно из главных направлений в философии, которое ...
  • Антропоцентризм - (греч. anthropos — человек лат. centrum центр) — ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари