Что такое Антропоцентризм? Значение слова Антропоцентризм в философском словаре

1) Антропоцентризм - (греч. anth-ropos — человек , лат. centrum -центр) — религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. конечную цель мироздания. А. утверждает наличие в мире объективных внечеловеч. целей и целесообразности, смыкается с телеологией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме , христианстве, исламе , где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса . Развитие естествознания (Коперник, Галилей, Дарвин, Эйнштейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в миресверхъ-естеств. целеполагающего начала . Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы развития природы, возникновения и развития общества и человека, объяснило причинную обусловленность целенаправл. человеч. деятельности и доказало несостоятельность ?-

2) Антропоцентризм - (от греч. anthropos - человек и лат. centrum - центр) - 1) В античной философии выразился в явно атеистическом положении "Человек есть мера всех вещей" (Протагор). 2) Убеждение , что человек - высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и "низшей природой". Подобный антропоцентризм - уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. "Этот окончательно оказавшийся в центре человек - явление очень небольшого калибра" (о. А.Шмеман)." 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее , преодолел действие противящихся Богу сил хаоса , зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение - это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой - жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа . В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории спасения, но это - центральность искупленного, а не естественного человека. Антропоцентризм здесь производен от христоцентризма . (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ ).

3) Антропоцентризм - - трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса , а позиции человека в мире - как центральной. А. существует в различных - религиозных, обыденных и научных формах . С ним, например, связана идея принципиально неограниченной преобразовательной деятельности человека. Серьезные аргументы против А. возникают в связи с обострением экологического кризиса, а также в процессе выявления познанием объектов, сравнимых с человеком по совершенству. Проблема взаимодействия человека со сложными самоорганизующимися системами (например, с природными комплексами) вынуждает рассматривать позицию человека как требующую постоянной корректировки, учета логики отношений, в которые человек "включает" себя своей деятельностью . Возможность человека участвовать в эволюционном процессе будет, по-видимому, во многом зависеть от его способности изменять свою позицию, т. е. творчески перерабатывать свои средства контакта с окружающими системами. В. Е. Кемеров

4) Антропоцентризм - - связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

5) Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

6) Антропоцентризм - - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

7) Антропоцентризм - (от греч. anthropos — человек , kentron — центр) — позиция , согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ , существенные элементы А. есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме , истолковывающем мир в терминах человеческого существования.

8) Антропоцентризм - Если религиозно-монотеистическое мировоззрение в целом утверждало, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек , то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге (конечно, это произошло не сразу). Среди ряда проблем нового осмысления человека гуманистами одна из главных — это проблема человека как единства души и тела. Гуманист Манетти (1396-1459) стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершина его творения — только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти "живые орудия", способные ко всякой работе! Человек - это "разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное" (animal rationale, providium et sagax), однако в отличие от человека каждое животное способно лишь к какому-то одному занятию. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью , по которой уже древние язычники , а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. Христианско-монотеистический тезис о творении мира Богом для человека Манетти антропоцентрически заостряет против аскетической трактовки человека. Новые запросы человека и его многократно возросшая активность приводили гуманистов не столько к сближению человека с природой, сколько к сближению его с понятием Бога. Для Манетти человек — "словно некий смертный бог", он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовное Манетти указывает на некоторые удивительные творения человека — египетские пирамиды, римские башни, купол Флорентийского собора, построенный Брунеллески незадолго до того, как Манетти написал свое произведение. Как поразительный пример человеческой изобретательности он называет и Ноев ковчег, но говорит и о смелых путешествиях своих современников в Британском и других морях (за несколько десятилетий до путешествия Колумба). Здесь также названы и произведения античной и ренессансной живописи, и поэтические творения, свидетельствующие о безграничной творческой одаренности человека. Историческое значение антропоцентрического обожествления человека гуманистами рассматриваемой эпохи определяется и тем, что они вместо "царства Бога" (regnum Dei), неосуществимого на земле, выдвинули идею "царства человека" (regnum hominis). Огромную роль в гуманистическом антропоцентризме играет понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека. Рассмотренные аспекты гуманистического антропоцентризма находили наиболее общее свое выражение в морально-этических построениях, рассуждениях, идеях , учениях, так или иначе ориентированных на соответствующие доктрины античных философов. Именно морально- этический аспект в наиболее общей форме выражен в studia humanitatis. И вполне закономерно, что гуманисты, начиная с Петрарки, не видели почти никакой практической ценности в естественных науках (известное исключение должно быть сделано здесь для Альберти), ибо их абстрактная натурфилософская направленность, присущая к тому же многим средневеково-схоластическим доктринам , действительно, уменьшала возможность их практического применения. Был провозглашен принцип доброты человеческой природы и, что еще более важно, равенства всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословии. Уже Петрарка подчеркнул, что фортуна сильнее происхождения, социальной принадлежности человека, но сам человек, его доблесть (virtus) должны быть сильнее фортуны (фортуна и доблесть борются за человека). Определение человеческой личности через личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию, возможно, наиболее ярко высветило роль гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества, отрицавшего общество феодальносословное Выдающимся гуманистическим философом раннего Ренессанса был Лоренцо Валла (1407-1457), родившийся в Риме. Еще молодым человеком он преподавал в университете Павии (1430). Учение Эпикура , особенно ненавистное для христианских философов, стало к этому времени широко известным среди итальянских гуманистов благодаря находке Поджо Браччолини — поэме Лукреция «О природе вещей». В философию гуманизма Балла вошел прежде всего как автор трактата «О наслаждении» (1431; его новую, более обширную редакцию автор назвал через два года «Об истинном и ложном благе»). В течение ряда последующих лет Балла состоял при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского, находившегося в длительном конфликте с римским папой Евгением IV (1431-1447) из-за обладания Неаполем и Южной Италией. В это время он написал ряд произведений, сыгравших большую роль в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеологии и философии. Среди них — «Диалектические опровержения, или Обновление всей диалектики и оснований универсальной философии» (1433-1439), «О монашеском обете», «О свободе воли» (1442), «О красотах латинского языка » (1435-1444) и др. Как антиклерикал Балла выступал против светской власти римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахронистичность монашества как его главного официального носителя. Ему пришлось иметь дело с инквизицией. Римский гуманист был язвительным, убежденным, смелым и ловким бойцом. В духе доктрины двух истин подобно многим гуманистам Валла фактически игнорировал теологию, рассматривая религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека, не поддающуюся никакой рационализации, никакому логическому, "диалектическому" осмыслению. Отсюда враждебное отношение Баллы к схоластической метафизике как праздному занятию, тщетно стремящемуся сделать понятным то, что не может, да и не должно быть понято. Отсюда и его иронически-издевательское отношение к Фоме Аквинскому, которому он противопоставлял апостола Павла, ибо тот, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. Эта общефилософская позиция определила и его логико-гносеологические воззрения в «Диалектических диспутах» (1494). В полном соответствии с морализаторскими стремлениями подавляющего большинства его единомышленников балла обратился к этике эпикуреизма , как он ее понимал, для обоснования полноценности жизни человека, духовное содержание которой, по его антиаскетическому убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. В одном месте своего произведения автор даже сожалеет о том, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже пятьсот органов чувств! Его общефилософские представления натуралистичны. По примеру античных атомистов он называет природу "учительницей" и "вождем жизни".

9) Антропоцентризм - вера в то, что человеческий род сотворен для того, чтобы править миром и быть средоточием Вселенной. Это воззрение наиболее характерно для авраамических религий. Антропный принцип в современной физике косвенно подтверждает идею антропоцентризма .

10) Антропоцентризм - - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

11) Антропоцентризм - - мировоззрение , в основе которого формируется и развивается представление о том, что человек есть центр Вселенной. Христианство , равно как и магометанство ( ислам ), в противовес буддизму , - религия антропоцентрическая.

12) Антропоцентризм - (от греч. anthtropos - человек и лат. centrum - центр) - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропоцентризм

( греч . anth-ropos — человек , лат. centrum - центр ) — религ.-идеалистич. взгляд на человека как центр и высш. конечную цель мироздания. А. утверждает наличие в мире объективных внечеловеч. целей и целесообразности, смыкается с телеологией. Наибольшее развитие А. получил в иудаизме , христианстве, исламе , где пронизывает космоло-гич. и космогонич. представления, эсхатологич. концепции историч. процесса . Развитие естествознания ( Коперник , Галилей , Дарвин , Эйнштейн и др.) в союзе с материалистич. философией разрушило А., показало отсутствие в миресверхъ-естеств. целеполагающего начала . Науч. мировоззрение раскрыло объективные естеств. законы развития природы, возникновения и развития общества и человека, объяснило причинную обусловленность целенаправл. человеч. деятельности и доказало несостоятельность ?-

(от греч . anthropos - человек и лат. centrum - центр ) - 1) В античной философии выразился в явно атеистическом положении " Человек есть мера всех вещей" (Протагор). 2) Убеждение , что человек - высшее существо в мироздании и поэтому он вправе использовать по своему усмотрению все низшее, не заботясь о нравственных вопросах, которые возникают только в отношениях между людьми, но не между ними и "низшей природой". Подобный антропоцентризм - уступка искушению присвоить мир к себе; он характерен для постхристианской цивилизации и убедительно критикуется любой из традиционных религий, экологистами, космистами и др. "Этот окончательно оказавшийся в центре человек - явление очень небольшого калибра" (о. А.Шмеман)." 3) Иудейско-христианская традиция антропоцентрична по-иному: Бог создал человека по Своему образу и подобию и вверил ему мир, чтобы человек, действуя в духе праведности и святости, возглавил сущее , преодолел действие противящихся Богу сил хаоса , зла, деградации и смерти и возвел природный мир своим трудом к высшим ступеням бытия. Грехопадение - это отказ человека исполнять свою миссию. После него история взаимоотношений Бога, человека и мира становится драмой спасения, главное в которой - жертвенный подвиг Богочеловека Иисуса Христа. Через Него человек спасается для жизни будущего века, а вместе с человеком и вся природа . В результате человек космически централен и в своем высшем призвании, и в истории спасения, но это - центральность искупленного, а не естественного человека. Антропоцентризм здесь производен от христоцентризма . (См. также: ГОСПОДСТВО НАД ПРИРОДОЙ ).

- трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса , а позиции человек а в мире - как центр альной. А. существует в различных - религиозных, обыденных и научных формах . С ним, например, связана идея принципиально неограниченной преобразовательной деятельности человека. Серьезные аргументы против А. возникают в связи с обострением экологического кризиса, а также в процессе выявления познанием объектов, сравнимых с человеком по совершенству. Проблема взаимодействия человека со сложными самоорганизующимися системами (например, с природными комплексами) вынуждает рассматривать позицию человека как требующую постоянной корректировки, учета логики отношений, в которые человек "включает" себя своей деятельностью . Возможность человека участвовать в эволюционном процессе будет, по-видимому, во многом зависеть от его способности изменять свою позицию, т. е. творчески перерабатывать свои средства контакта с окружающими системами. В. Е. Кемеров

- связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и конечная цель всего мироздания.

воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и конечная цель всего мироздания.

- воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

(от греч . anthropos — человек , kentron — центр ) — позиция , согласно которой человек является центром и высшей цель ю мироздания. А. предполагает рассмотрение вещей исключительно с т.зр. целесообразности, т.е. телеологически. К А. явно тяготел Сократ , существенные элементы А. есть в средневековой философии, а также в радикальном гуманизме , истолковывающем мир в терминах человеческого существования.

Если религиозно-монотеистическое мировоззрение в целом утверждало, что на первом месте всегда должен стоять Бог и лишь затем человек , то гуманисты выдвигали на первый план человека, а уж затем говорили о Боге (конечно, это произошло не сразу). Среди ряда проблем нового осмысления человека гуманистами одна из главных — это проблема человека как единства души и тела. Гуманист Манетти (1396-1459) стремится к полной реабилитации телесного начала в человеке. Прекрасен весь мир, созданный Богом для человека, но вершина его творения — только человек, тело которого многократно превосходит все другие тела. Как удивительны, например, его руки, эти "живые орудия", способные ко всякой работе! Человек - это "разумное, предусмотрительное и очень проницательное животное" (animal rationale, providium et sagax), однако в отличие от человека каждое животное способно лишь к какому-то одному занятию. Духовно-телесный человек столь прекрасен, что он, будучи творением Бога, вместе с тем служит основной моделью , по которой уже древние язычники , а за ними и христиане изображают своих богов, что способствует богопочитанию, особенно у более грубых и необразованных людей. Христианско-монотеистический тезис о творении мира Богом для человека Манетти антропо центр ически заостряет против аскетической трактовки человека. Новые запросы человека и его многократно возросшая активность приводили гуманистов не столько к сближению человека с природой, сколько к сближению его с понятием Бога. Для Манетти человек — "словно некий смертный бог", он как бы соперник Бога в творческой деятельности. Бог — творец всего сущего, человек — творец великого и прекрасного царства культуры, материальной и духовное Манетти указывает на некоторые удивительные творения человека — египетские пирамиды, римские башни, купол Флорентийского собора, построенный Брунеллески незадолго до того, как Манетти написал свое произведение. Как поразительный пример человеческой изобретательности он называет и Ноев ковчег, но говорит и о смелых путешествиях своих современников в Британском и других морях (за несколько десятилетий до путешествия Колумба). Здесь также названы и произведения античной и ренессансной живописи, и поэтические творения, свидетельствующие о безграничной творческой одаренности человека. Историческое значение антропоцентрического обожествления человека гуманистами рассматриваемой эпохи определяется и тем, что они вместо "царства Бога" (regnum Dei), неосуществимого на земле, выдвинули идею "царства человека" (regnum hominis). Огромную роль в гуманистическом антропоцентризме играет понятие человеческой деятельности, без которого нет нового понимания человека. Рассмотренные аспекты гуманистического антропоцентризма находили наиболее общее свое выражение в морально-этических построениях, рассуждениях, идеях , учениях, так или иначе ориентированных на соответствующие доктрины античных философов. Именно морально- этический аспект в наиболее общей форме выражен в studia humanitatis. И вполне закономерно, что гуманисты, начиная с Петрарки, не видели почти никакой практической ценности в естественных науках (известное исключение должно быть сделано здесь для Альберти), ибо их абстрактная натурфилософская направленность, присущая к тому же многим средневеково-схоластическим доктринам , действительно, уменьшала возможность их практического применения. Был провозглашен принцип доброты человеческой природы и, что еще более важно, равенства всех людей, независимо от их рождения, от их принадлежности к тому или иному сословии. Уже Петрарка подчеркнул, что фортуна сильнее происхождения, социальной принадлежности человека, но сам человек, его доблесть (virtus) должны быть сильнее фортуны (фортуна и доблесть борются за человека). Определение человеческой личности через личные заслуги благодаря ее собственной деятельности, а не через родовую принадлежность к тому или иному сословию, возможно, наиболее ярко высветило роль гуманистов как идеологов нарождавшегося буржуазного общества , отрицавшего общество феодальносословное Выдающимся гуманистическим философом раннего Ренессанса был Лоренцо Валла (1407-1457), родившийся в Риме. Еще молодым человеком он преподавал в университете Павии (1430). Учение Эпикура , особенно ненавистное для христианских философов, стало к этому времени широко известным среди итальянских гуманистов благодаря находке Поджо Браччолини — поэме Лукреция «О природе вещей». В философию гуманизма Балла вошел прежде всего как автор трактата «О наслаждении» (1431; его новую, более обширную редакцию автор назвал через два года «Об истинном и ложном благе»). В течение ряда последующих лет Балла состоял при дворе сицилийского короля Альфонса Арагонского, находившегося в длительном конфликте с римским папой Евгением IV (1431-1447) из-за обладания Неаполем и Южной Италией. В это время он написал ряд произведений, сыгравших большую роль в развитии антиклерикальной и антисхоластической идеологии и философии. Среди них — «Диалектические опровержения, или Обновление всей диалектики и оснований универсальной философии» (1433-1439), «О монашеском обете», «О свободе воли» (1442), «О красотах латинского языка » (1435-1444) и др. Как антиклерикал Балла выступал против светской власти римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и анахронистичность монашества как его главного официального носителя. Ему пришлось иметь дело с инквизицией. Римский гуманист был язвительным, убежденным, смелым и ловким бойцом. В духе доктрины двух истин подобно многим гуманистам Валла фактически игнорировал теологию, рассматривая религию как сферу практически-эмоциональной жизни человека, не поддающуюся никакой рационализации, никакому логическому, "диалектическому" осмыслению. Отсюда враждебное отношение Баллы к схоластической метафизике как праздному занятию, тщетно стремящемуся сделать понятным то, что не может, да и не должно быть понято. Отсюда и его иронически-издевательское отношение к Фоме Аквинскому, которому он противопоставлял апостола Павла, ибо тот, не мудрствуя лукаво, укреплял христиан в вере. Эта общефилософская позиция определила и его логико-гносеологические воззрения в «Диалектических диспутах» (1494). В полном соответствии с морализаторскими стремлениями подавляющего большинства его единомышленников балла обратился к этике эпикуреизма , как он ее понимал, для обоснования полноценности жизни человека, духовное содержание которой, по его антиаскетическому убеждению, невозможно без телесного благополучия, всесторонней деятельности человеческих чувств. В одном месте своего произведения автор даже сожалеет о том, что у человека только пять, а не пятьдесят или даже пятьсот органов чувств! Его общефилософские представления натуралистичны. По примеру античных атомистов он называет природу "учительницей" и "вождем жизни".

вера в то, что человеческий род сотворен для того, чтобы править миром и быть средоточием Вселенной. Это воззрение наиболее характерно для авраамических религий. Антропный принцип в современной физике косвенно подтверждает идею антропо центр изма .

- воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

- мировоззрение , в основе которого формируется и развивается представление о том, что человек есть центр Вселенной. Христианство , равно как и магометанство ( ислам ), в противовес буддизму , - религия антропоцентрическая.

(от греч . anthtropos - человек и лат. centrum - центр ) - воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Значение слова Антропоцентризм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Асмодей - (др.евр. Ашмедай искуситель) злой дух, разрушитель ...
  • Архонтики - (греч. archontes старцы отцы) — одно из ...
  • Архиерей - (греч. archiereus старший священник ) общее название ...
  • Архидиакон - (греч. archi главный, старший и diakonos, букв. ...
  • Архангелы - (греч. начальник ангелов) согласно принятой в ...
  • Армагеддон - место в кром согласно Откровению Иоанна (16: ...
  • Ариман - см. АнхраМайнью. ...
  • Антиклерикализм - система взглядов, а также обществ, движение направленные ...
  • Аннаты - (позднелат. annata, от лат. annus год) ...
  • Анимизм - (от лат. anima, animus душа дух) ...
  • Англокатолицизм - течение в англикан. церкви, возн. в 3040х ...
  • Анафема - (греч. anathema — проклятие) — в христианстве церк. ...
  • Анаксимен - (ок. 585525 до н. э.) — др.греч. философ ...
  • Анаксагор - (ок. 500428 до н. э.) — др.греч. философ ...
  • Пропедевтика - (греч. propaideuo — предварительно обучаю) — предварительное упражнение, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари