Что такое Конструкт? Значение слова Конструкт в философском словаре

Конструкт - - понятие , вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке , не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, т.е. не требующее указания на конкретный денотат . Как правило , К. оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концептуальному и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками. По сути, они заполняют обнаруженные и не прописываемые пустоты в структуре знания и не имеют самостоятельного значения вне знания, в котором они сконструированы. К. - искусственные образования со служебными функциями, что наглядно видно на примере таких К. социологии, порождаемых в процессе операционализации понятий, как показатель или индекс. Онтологизация К. (при одновременной его логической и языковой акцентировке) преобразует его в К. В процедурах конструирования действует принцип Рассела: "Везде, где возможно, подставлять конструкции из известных объектов вместо вывода неизвестных объектов". П.У. Бриджмен ввел термин "умственные К.", под которыми понимал модели ситуаций, прямо "не фиксируемых" органами чувств, а данных косвенно - через процедуры вывода. В социологии в аналогичном значении используется понятие операциональных определений, т.е. по сути инструментов, позволяющих перейти от концептуальных построений к наблюдаемым и измеряемым признакам и (через интерпретационную схему) обратно. Г. Маргенау различал " поле конструктов" и соотносимое с ним "поле восприятия" ("первичный опыт "). В феноменологической социологии А. Шютца различаются мысленные объекты , сконструированные в повседневном сознании людей, и К. второго порядка, созданные в социальных науках . Для К., предполагающих (гипотетически) существование соотносимых с ними объектов, процессов или событий, употребляют термин "гипотетические К.". В социологии это К., создаваемые для отображения латентных (скрытых) переменных (типа " ценностные ориентации ", концептуализируемые в поле ценностей). Для К., изначально не предполагающих онтологическую аппликацию, употребляют термин "промежуточные переменные". К К. предъявляется ряд требований: 1) возможности логических операций над ними как языковыми выражениями; 2) множественности связей между конструктами в рамках некоего целого; 3) "устойчивости" (т.е. постоянства значений в различных контекстах); 4) экстраполируемости (т.е. возможности их максимально широкого использования помимо породивших их ситуаций); 5) согласованности выражений К. с установленными закономерностями; 6) простоты (что отражается на параметрах теорий, в которые они входят). Специфическое понимание соотношения терминов концепт и К. предложено в этнометодологии. Так, считается, что описание собственной культурной ситуации дается в концептах, восприятие же чужой культурной ситуации - в К. (при возможности переноса на чужую культурную ситуацию собственного концепта по аналогия для заполнения культурных лакун). По отношению же к своей культурной ситуации могут быть использованы чужие К. Над уровнем своих и чужих К. могут конструироваться К. второго и третьего ( отношения к отношениям) уровней. В.Л. Абушенко

Конструкт

- понятие , вводимое гипотетически ( теоретическое ) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке , не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, т.е. не требующее указания на конкретный денотат . Как правило , К. оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концепт уальному и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками. По сути, они заполняют обнаруженные и не прописываемые пустоты в структуре знания и не имеют самостоятельного значения вне знания, в котором они сконструированы. К. - искусственные образования со служебными функциями, что наглядно видно на примере таких К. социологии, порождаемых в процессе операционализации понятий, как показатель или индекс . Онтологизация К. (при одновременной его логической и языковой акцентировке) преобразует его в К. В процедурах конструирования действует принцип Рассела: "Везде, где возможно , подставлять конструкции из известных объектов вместо вывода неизвестных объектов". П.У. Бриджмен ввел термин "умственные К.", под которыми понимал модели ситуаций, прямо "не фиксируемых" органами чувств, а данных косвенно - через процедуры вывода. В социологии в аналогичном значении используется понятие операциональных определений, т.е. по сути инструментов, позволяющих перейти от концептуальных построений к наблюдаемым и измеряемым признакам и (через интерпретационную схему) обратно. Г. Маргенау различал " поле конструктов" и соотносимое с ним "поле восприятия" ("первичный опыт "). В феноменологической социологии А. Шютца различаются мысленные объекты , сконструированные в повседневном сознании людей, и К. второго порядка, созданные в социальных науках . Для К., предполагающих (гипотетически) существование соотносимых с ними объектов, процессов или событий, употребляют термин "гипотетические К.". В социологии это К., создаваемые для отображения латентных (скрытых) переменных ( типа " ценностные ориентации ", концептуализируемые в поле ценностей). Для К., изначально не предполагающих онтологическую аппликацию, употребляют термин "промежуточные переменные". К К. предъявляется ряд требований: 1) возможности логических операций над ними как языковыми выражениями; 2) множественности связей между конструктами в рамках некоего целого; 3) "устойчивости" (т.е. постоянства значений в различных контекстах); 4) экстраполируемости (т.е. возможности их максимально широкого использования помимо породивших их ситуаций); 5) согласованности выражений К. с установленными закономерностями; 6) простоты (что отражается на параметрах теорий, в которые они входят). Специфическое понимание со отношения терминов концепт и К. предложено в этнометодологии. Так, считается, что описание собственной культурной ситуации дается в концептах, восприятие же чужой культурной ситуации - в К. (при возможности переноса на чужую культурную ситуацию собственного концепта по аналогия для заполнения культурных лакун). По отношению же к своей культурной ситуации могут быть использованы чужие К. Над уровнем своих и чужих К. могут конструироваться К. второго и третьего ( отношения к отношениям) уровней. В.Л. Абушенко

Значение слова Конструкт в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Комедия - разновидность драмы. В зависимости от характера действующих ...
  • Книгопечатание - комплекс производственных процессов, позволяющих механическим (техническим) способом ...
  • Классицизм - художественный стиль в европейском искусстве конца XVI ...
  • Керамика - (греч. глина) в декоративноприкладном искусстве изготовление ...
  • Капитель - верхняя часть колонны, пилястры, на которую опирается ...
  • Культурология - гуманитарная дисциплина изучающая культуру в совокупности ее ...
  • Кришна - (древнеинд. Krsna, Krshna, букв, "черный", "темный", "темносиний") ...
  • Каузальность - (лат. causalis причинный, causa причина ) ...
  • Катексис - (англ. неологизм cathexis количество энергии) в ...
  • Катарсис - (греч. katharsis очищение ) связанные с ...
  • Картезианство - см. ДЕКАРТ ...
  • Калокагатия - (греч. kalos kai hagatos красивый и ...
  • Калургия - сила эстетического созерцания онтологически преодолевающая противопоставленность внешнего ...
  • Карма - по общеиндийским представлениям, закон воспроизводства сансары (перевоплощения) по ...
  • Космология - (греч. учение о мире): рассмотрение Вселенной, космоса особенно ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари