Что такое Матфей? Значение слова Матфей в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Матфей -

Матфей св. - апостол и евангелист, автор первого каноническогоевангелия. В число двенадцати апостолов он призван был с должностимытаря, т. е. сборщика пошлин - самого унизительного для иудея положения(Матф. IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянноназывался М. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевияи др., он в течение 15 лет по вознесении проповедывал иудеям вИepyсалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам - кэфиопам, македонянам, персам. По преданию, он потерпел мученическуюкончину. Память его чтится 16 ноября. Известное под его именем"Евангелие от М." есть одно из древнейших и наименее оспариваемыхкритикой. По свидетельству Папия (у Евсевия Ц. И. III, 30), М. написалсвое евангелие поеврейски, что подтверждается и другими древнимиписателями, напр. Оригеном и Иеронимом. Несмотря на эти ясныесвидетельства древности, многие позднейшие писатели и критики (Кальвин,Беза, Фрицше, Де-Ветте, Эвальд и др.) старались доказать, что евангелиеот М. первоначально было написано на греч. языке. В пользу еврейскогоподлинника высказываются, однако, весьма многие и из новейшихиссдедователей, как Эйхгорн, Ольсгаузен, Герике, Баур, Делич и др., хотядо нас не сохранилось ни одного еврейского экземпляра. Насколькогреческий перевод близко соответствует своему предполагаемому еврейскомуподлиннику - это вопрос крайне трудный и запутанный. Предполагают, чтоперевод носит на себе следы литературной переработки, так как визвестном теперь евангелии от М. события излагаются не споследовательностью непосредственного очевидца, а по известномупреднамеренному плану. евангелие это предназначалось для иудеев,обратившихся в христианство; поэтому в нем оставляются без объясненияиудейские обычаи и топография Палестины. Так, говоря об ооычае фарисеевумывать, руки, М. прямо предполагает его известным своим читателям,между тем как Марк, писавший для христиан из язычников, в параллельномслучае дает пояснение этого обычая (ср. Матф. XV, 1, 2 и Марк. VII, 1 исл.). Времясчисление у М. иудейское; целью евангелия ставится доказать,что Иисус был обетованный Мессия. Самые события евангельской историиизображаются как исполнение древних пророчеств, вследствие чего у М.постоянно встречается фраза: "все это случилось, дабы исполнилосьпредсказанное пророками". евангелие М. состоит из трех главных отделов:в первом излагается история происхождения Христа и начальной Егопроповеди (I - IV), во втором - Его служение в Галилее (V - XVIII), втретьем - служение в Иудее, закончившееся воскресением и вознесением нанебо (XIX - XXVIII). По времени своего написания это самое раннее извсех четырех канонических евангелий и написано вскоре по вознесенииХриста, во всяком случае до разрушения Иерусалима. Фолькмар и др.пытались отнести его к началу II века (105 - 110), но попытка эта должнабыть признана вполне неудачною. Из толкований на евангелие М. особенноизвестны труды Оригена, Иеронима, Златоуста, из новейших - Де-Ветте,Кейля, Плюситра, епископа Михаила (в его толковании четверневангелия);из критич. иссдедований - Luthardt, "De Compos. Ev. Maltb." (1861); В.Weiss, "D. Maltheusevang." (1876). Л. Д.

Матфей

Матфей св. - апостол и евангелист , автор первого канонического евангелия . В число двенадцати апостолов он призван был с должностимытаря, т. е. сборщика пошлин - самого унизительного для иудея положения(Матф. IX, 9). Сначала он носил имя Левия, но впоследствии постоянноназывался М. По свидетельству Климента Александрийского, Иринея, Евсевияи др., он в течение 15 лет по вознесении проповедывал иудеям вИepyсалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам - кэфиопам, македонянам, персам. По преданию, он потерпел мученическуюкончину. Память его чтится 16 ноября. Известное под его именем" Евангелие от М." есть одно из древнейших и наименее оспариваемыхкритикой. По свидетельству Папия (у Евсевия Ц. И. III, 30), М. написалсвое евангелие поеврейски, что подтверждается и другими древнимиписателями, напр. Оригеном и Иеронимом. Несмотря на эти ясныесвидетельства древности, многие позднейшие писатели и критики (Кальвин,Беза, Фрицше , Де-Ветте, Эвальд и др.) старались доказать , что евангелиеот М. первоначально было написано на греч . языке. В пользу еврейскогоподлинника высказываются, однако , весьма многие и из новейшихиссдедователей, как Эйхгорн , Ольсгаузен, Герике , Баур , Делич и др., хотядо нас не сохранилось ни одного еврейского экземпляра. Насколькогреческий перевод близко соответствует своему предполагаемому еврейскомуподлиннику - это вопрос крайне трудный и запутанный . Предполагают, чтоперевод носит на себе следы литературной переработки, так как визвестном теперь евангелии от М. события излагаются не споследовательностью непосредственного очевидца, а по известномупреднамеренному плану. евангелие это предназначалось для иудеев,обратившихся в христианство ; поэтому в нем оставляются без объясненияиудейские обычаи и топография Палестины. Так, говоря об ооычае фарисеевумывать, руки , М. прямо предполагает его известным своим читателям,между тем как Марк , писавший для христиан из язычников, в параллельномслучае дает пояснение этого обычая (ср. Матф. XV, 1, 2 и Марк. VII, 1 исл.). Времясчисление у М. иудейское ; целью евангелия ставится доказать,что Иисус был обетованный Мессия . Самые события евангельской историиизображаются как исполнение древних пророчеств, вследствие чего у М.постоянно встречается фраза : "все это случилось, дабы исполнилосьпредсказанное пророками". евангелие М. состоит из трех главных отделов:в первом излагается история происхождения Христа и начальной Егопроповеди (I - IV), во втором - Его служение в Галилее (V - XVIII), втретьем - служение в Иудее, закончившееся воскресением и вознесением нанебо (XIX - XXVIII). По времени своего написания это самое раннее извсех четырех канонических евангелий и написано вскоре по вознесенииХриста, во всяком случае до разрушения Иерусалима. Фолькмар и др.пытались отнести его к началу II века (105 - 110), но попытка эта должнабыть признана вполне неудачною. Из толкований на евангелие М. особенноизвестны труды Оригена, Иеронима, Златоуста, из новейших - Де-Ветте,Кейля, Плюситра, епископа Михаила (в его толковании четверневангелия);из критич. иссдедований - Luthardt, "De Compos. Ev. Maltb." (1861); В.Weiss, "D. Maltheusevang." (1876). Л. Д.

Значение слова Матфей в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Междометие - Междометие (грамм.) одна из так называемых "частей ...
  • Медузы - Медузы те из жгучих кишечнополостных (Cnidaria), тело ...
  • Медичи - Медичи знаменитая флорентийская фамилия, в конце XII ...
  • Медина - Медина (Medina, арабск. Medinat Rasul Allah или Medinat ...
  • Медведь - Медведь (Ursus) род хищных из семейства медведевых. ...
  • Медальерное - Медальерное искусство искусство гравирования штемпелей для чеканкимонет ...
  • Мед - Мед представляет собой смесь сахаристых веществ, которуювырабатывают ...
  • Масканьи - Масканьи (Pietro Mascagni) итальянский композитор, род. в ...
  • Маршалл - Маршалл (Альфред Marshall) англ. экономист, род. в ...
  • Мартышки - Мартышки (Cercopithecus) род обезьян Старого Света (именноафриканских) ...
  • Мартиролог - Мартиролог (от martuoV, мученик, logoV слово) сборник ...
  • Марс - Марс большая планета солнечной системы, известная со ...
  • Маркшейдерия - Маркшейдерия составляет часть практической геометрии (geometriasubterranea), но ...
  • Маркиз - Маркиз (франц. marquis, новолат. marchisus или marchio, от ...
  • Немезида - Немезида первоначально этическое понятие, возникшее из идеи ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари