Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводныеславянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобно Евангелию, из А. начали сперва делать выдержки, и сборники такихвыдержек назывались праксапостолами. Только потом стали пополнятьсятексты и подобно тетраевангелиям появились целые Апостольские деяния.Самыми древними, и по этому самыми важными в лингвистическом отношении,памятниками э того рода служат следующие целые или отрывочные памятники:Охридский А., вывезенный В. И. Григоровичем из Охриды; большая часть егонаписана кирилловским, маленький же отрывок глаголическим письмом. Теперь он хранится в Румянцевском музее и состоит из 111 листов вчетвертку. Текст его очень неполон; глаголическая часть напечатанаШафариком, кирилловская - Срезневским в "Древних Памятник ах юсовогописьма". Там же охарактеризован и язык рукописи. Слепченская книга апостольских чтений: 6 листов этой книги вывезены Григоровичем изСлепченского монастыря и находятся в Румянцевском музее; остальная,гораздо большая часть в 140 листов принадлежала Шафарику, после егосмерти досталась Верковичу и хранится теперь в Белграде. Рукопись писанав четвертку крупным уставом на греческом палимпсесте, двумя почерками. Часть из Румянцевского музея издана Срезневским в "Памятниках юсовогописьма". Македонский или Струшицкий А. писан позже предыдущих, вероятно,в начале XIII в., состоит из 83 листов, которые сначала принадлежалиШафарику, а потом попали в Чешский музей в Праге. Памятник этот описанСрезневским в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестныхпамятниках" и там же напечатан его отрывок. Замечательно, что и тут, каки в Охридском А., заметны следы глаголицы, так же как и там вперемежку скириллицей. Четыре листка Мануиловской книги апостольских чтений,вероятно XIII в., описаны у Срезневского в "Памятниках юсового письма".К этому же времени относятся три памятника, где апостольские чтенияперемешаны с евангельскими - это так называемое Белградское и дваХлудовские Апостоло-Евангелия. На границе XIII и XIV в. стоит одинХлудовский А., помеченный №35 и нисколько маленьких отрывков. Русскиесписки А. не восходят далее XIII в.; самым древним надо считать текст всписке синодальной библиотеки 1220 г.; здесь находится и толкование нанекоторые послания . Памятник этот описан Буслаевым в "Материалах",Горским и Невоструевым в их "Описании рукописей Синодальной библиотеки"и Воскресенским в его "исследовании об Апостоле". Из XIV в. более замечательны: 1307 г. список Синодальной библиотеки, описанный Горским иНевоетруевым, а также Воскресенским, написанный Диомидом для псковскогоПантелеймоновского монастыря. В послесловии этого памятника встречаютсяместа, напоминающие "Слово о полку Игореве". К этому же времениотносится А. Синодальной библиотеки, написанный между 1309 и 1312 г. вНовгороде Максимом Станимиром. Уже в этих списках, равным образом, как ив двух Типографских апостолах XIV в. замечается новая редакция , отличнаяот древней. Вообще в XIV в. тексты: начинают расходиться и, по мнениюВоскресенского, составляют 3 различные редакции; первая редакция -первоначальная; ко второй принадлежат апостолы : Толстовский Имп.Публичной библиотеки и Чудовский, приписываемый св. Алексею. К третьей -принадлежит Геннадиевский список Библии; к югославянским спискам XIII иXIV в. относятся следующие списки сербской редакция: Загребский -глаголический, изданный Ягичем в. "Rad jugoslav. Akad."; Шитатовацкий,изд. Миклошичем в Вене, 1853, написанный Дамианом в городе Ждрело поочень древней редакции, и кроме того несколько более поздних и менееважных списков, хранящихся в Белграде и в Императорской Публичнойбиблиотеке. Здесь же надо заметить , что в основанной при Иоанне Грозномв 1553 г. первой типографии, под управлением Ивана Федорова и ПетраТимофеева, была напечатана первая печатная в России книга - Апостол, в1564 году.
Что такое Апостол? Значение слова Апостол в энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Апостол -
Апостол, по всей вероятности, должен был войти в переводныеславянские книги уже на первых порах при Кирилле и Мефодии, но, подобноЕвангелию, из А. начали сперва делать выдержки, и сборники такихвыдержек назывались праксапостолами. Только потом стали пополнятьсятексты и подобно тетраевангелиям появились целые Апостольские деяния.Самыми древними, и поэтому самыми важными в лингвистическом отношении,памятниками этого рода служат следующие целые или отрывочные памятники:Охридский А., вывезенный В. И. Григоровичем из Охриды; большая часть егонаписана кирилловским, маленький же отрывок глаголическим письмом.Теперь он хранится в Румянцевском музее и состоит из 111 листов вчетвертку. Текст его очень неполон; глаголическая часть напечатанаШафариком, кирилловская - Срезневским в "Древних Памятниках юсовогописьма". Там же охарактеризован и язык рукописи. Слепченская книгаапостольских чтений: 6 листов этой книги вывезены Григоровичем изСлепченского монастыря и находятся в Румянцевском музее; остальная,гораздо большая часть в 140 листов принадлежала Шафарику, после егосмерти досталась Верковичу и хранится теперь в Белграде. Рукопись писанав четвертку крупным уставом на греческом палимпсесте, двумя почерками.Часть из Румянцевского музея издана Срезневским в "Памятниках юсовогописьма". Македонский или Струшицкий А. писан позже предыдущих, вероятно,в начале XIII в., состоит из 83 листов, которые сначала принадлежалиШафарику, а потом попали в Чешский музей в Праге. Памятник этот описанСрезневским в "Сведениях и заметках о малоизвестных и неизвестныхпамятниках" и там же напечатан его отрывок. Замечательно, что и тут, каки в Охридском А., заметны следы глаголицы, так же как и там вперемежку скириллицей. Четыре листка Мануиловской книги апостольских чтений,вероятно XIII в., описаны у Срезневского в "Памятниках юсового письма".К этому же времени относятся три памятника, где апостольские чтенияперемешаны с евангельскими - это так называемое Белградское и дваХлудовские Апостоло-Евангелия. На границе XIII и XIV в. стоит одинХлудовский А., помеченный №35 и нисколько маленьких отрывков. Русскиесписки А. не восходят далее XIII в.; самым древним надо считать текст всписке синодальной библиотеки 1220 г.; здесь находится и толкование нанекоторые послания. Памятник этот описан Буслаевым в "Материалах",Горским и Невоструевым в их "Описании рукописей Синодальной библиотеки"и Воскресенским в его "исследовании об Апостоле". Из XIV в. болеезамечательны: 1307 г. список Синодальной библиотеки, описанный Горским иНевоетруевым, а также Воскресенским, написанный Диомидом для псковскогоПантелеймоновского монастыря. В послесловии этого памятника встречаютсяместа, напоминающие "Слово о полку Игореве". К этому же времениотносится А. Синодальной библиотеки, написанный между 1309 и 1312 г. вНовгороде Максимом Станимиром. Уже в этих списках, равным образом, как ив двух Типографских апостолах XIV в. замечается новая редакция, отличнаяот древней. Вообще в XIV в. тексты: начинают расходиться и, по мнениюВоскресенского, составляют 3 различные редакции; первая редакция -первоначальная; ко второй принадлежат апостолы: Толстовский Имп.Публичной библиотеки и Чудовский, приписываемый св. Алексею. К третьей -принадлежит Геннадиевский список Библии; к югославянским спискам XIII иXIV в. относятся следующие списки сербской редакция: Загребский -глаголический, изданный Ягичем в. "Rad jugoslav. Akad."; Шитатовацкий,изд. Миклошичем в Вене, 1853, написанный Дамианом в городе Ждрело поочень древней редакции, и кроме того несколько более поздних и менееважных списков, хранящихся в Белграде и в Императорской Публичнойбиблиотеке. Здесь же надо заметить, что в основанной при Иоанне Грозномв 1553 г. первой типографии, под управлением Ивана Федорова и ПетраТимофеева, была напечатана первая печатная в России книга - Апостол, в1564 году.
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова Апостол в других словарях:
- Что такое Апостол? Энциклопедический словарь
- Определение термина Апостол? Словарь Даля
- Толкование слова Апостол? Словарь Ожегова
- Что означает слово Апостол? Исторический словарь
- Что означает термин Апостол? Энциклопедия Кольера
- Что такое Апостол? Словарь иностранных слов
- Определение термина Апостол? Этимологический словарь Фасмера
- Толкование слова Апостол? Толковый словарь Ушакова
- Что означает слово Апостол? Библейская энциклопедия
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Аренда - Аренда слово, происходящее от средневекового renda, renta ...
- Арекипа - Арекипа главный город провинции того же имени, ...
- Аргумент - Аргумент (лат. Argumentum) означает собственно основаниедоказательства или ...
- Арбитр - Арбитр (лат. arbiter, посредник) так назывался в ...
- Арахис - Арахис (Arachis L.), земляной орех (переводное, не народное ...
- Аранжировать - Аранжировать (франц.), т.е. устроить, переложить; на музыкальномязыке обозначает ...
- Арал - Арал или Аральское море находится к В. от ...
- Апеллес - Апеллес один из славнейших живописцев древности, сын ...
- Апатит-минерал - Апатитминерал, кристаллизующийся в пирамидальном гемиэдрическомотделении гексагональной системы. Долгое ...
- Анубис-египетское - Анубисегипетское божество, в иероглифических памятниках называетсяАнепу или Ануп. ...
- Антропо - Антропо (от греч. anqrwpozчеловек) употребляется, как приставка комножеству ...
- Антоний - Антоний (Марк)триумвир, сын претора и внук ритора Антония,родственник ...
- Антология - Антология (греч., т. е. цветослов, лат. florilegium) служитобыкновенно ...
- Антитеза - Антитеза (греч.)буквально противоположение, означает в риторикефигуру, заключающаяся в ...
- Сикомор - Сикомор название древесных растений: Platanns occidentalis и ...