Что такое Программа? Значение слова Программа в социологическом словаре

1) Программа - (от греч. programme - распоряжение, план )  - англ. programme; нем. Programm. 1. Содержание и план деятельности. 2. Изложение основных задач и целей деятельности индивидов, соц. групп, организаций и т. д. 3. Подробный план действий ЭВМ. 4. Краткое изложение содержания обучения по определенному предмету .   

2) Программа - (от греч. programma - объявление, предписание )  - 1. Содержание и план  деятельности. 2. Изложение основных задач и целей деятельности индивидов, соц. групп, организаций и т. д. 3. Подробный план действий ЭВМ. 4. Краткое изложение содержания обучения по определенному предмету.

3) Программа - — это изложение общей концепции исследовательского проекта ,  заключающей в себе поэтапное программирование  и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности.

4) Программа - (греч. programma - объявление, предписание )  - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) содержаний и процедур. Конечная цель ,  которую призвана реализовать П., всегда формулируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости. В этом отношении она отличается от "сценарного" способа организации деятельности, где цель (финитность) предзадается изначально, хотя и может варьироваться в зависимости от индивидуального мастерства социальных акторов. П. предполагает свое переопределение, перезадание, как минимум - уточнение (если она задается жестко) в ходе реализации каждого из этапов (шагов) - как в плане  удержания продуцируемых новых содержаний, требующих постоянной рефлексии над собой, так и в плане отслеживания процедур деятельности и оценки  их эффективности. Каждое последующее решение  принимается на основе реализации предыдущих, ретроспективно видоизменяя и их. Таким образом, внутри принятой П. субъект приобретает достаточную автономность и активную позицию. В этом отношении П. противостоит "рецептурному" способу задания деятельности, предполагающему точную выверенность каждого шага и решения и запрещающему какую-либо самодеятельность субъекта, который обязан строго следовать предписанному плану. Сам же "рецепт" обнаруживается через серию проб и ошибок, а будучи найденным, догматизируется и транслируется в последующем без каких-либо изменений. Разные "рецепты" предполагают строго разграниченную локализацию в социокультурном пространстве, они закрепляются за конкретными носителями, максимально ограничивающими к ним доступ "другим", т.е. носителям иных "рецептов". Поэтому даже если какие-то изменения в "рецептуре" и происходят, то они не "публикуются", а наоборот, скрываются. Своеобразное сочетание П. и рецепта представляет собой канон. Последний предполагает программное поле, содержащее внутри себя возможные варианты решений и действований, но последние оформляются как "рецепты", что, порождая индивидуальную стилистику, препятствует выходу за пределы канона. Канон нельзя поменять, как можно поменять П. П. и канон можно рассматривать как метатексты, содержащие правила построения конкретных текстов. Однако если канон направлен на закрепление традиции  и личностное начало в нем вторично (рукой иконописца водит Провидение), то П. презентирует собой тип инновационной практики, в которой личный вклад каждого строго фиксируется и налагается запрет на повтор и плагиат. Кроме того, если канон развертывается по линейной схеме (предписанная последовательность шагов), то П. может (и в последнее время  все больше) строиться по многоуровневой схеме, где программирование  отдельных задач идет параллельно друг другу и постоянно накладывается друг на друга. В этом отношении работа  с П. близка работе со схемами (схемотехниками), однако в отличие от последних, программирование всегда предполагает выход в "натурный" режим работы, свою предметную (объективированную) развертку. В более узком смысле понятие  П. как способа организации и реализации исследовательских и познавательных содержаний и процедур наиболее отчетливо презентируют П. социологического исследования, с одной стороны, и концепция  "сильной П." как способа удержания когнитивной рамки в целом, - с другой .  П. социологического исследования понимается как документ ,  содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок, структурирование концепции, целей и гипотез реализуемого проекта  (методологическая часть П.) с пошаговым прописыванием процедур и техник его развертывания, а также способов контроля (проверки, анализа  и рефлексии), получаемых в исследовании содержаний (процедурная часть П.). Проект "сильной П." был оформлен в рамках социологии знания в книге Д. Блура " Знание  и социальные представления" (1976). Знание понимается здесь прежде всего как определенный культурный ресурс, позволяющий упорядочивать действительность и осуществлять контроль  над ней, в частности - через владение коммуникациями. Это предполагает социально поддерживаемое согласие относительно возможных способов работы со знанием и постоянную модификацию имеющихся понятийно выраженных содержаний знания. Таким образом "сильная П." определяется не только своими способностями рационально организовывать знание, но и, программируя действия людей, задавать определенные социальные порядки. Тем самым происходит замыкание узкого и широкого понимания П. в общей социальной рамке и универсализация программных типов организации содержаний и деятельностей, по крайней мере, внутри европейского культурного ареала. В.Л. Абушенко

Программа

(от греч . programme - распоряжение , план )  - англ. programme; нем. Programm. 1. Содержание и план деятельности. 2. Изложение основных задач и целей деятельности индивидов, соц. групп, организаций и т. д. 3. Подробный план действий ЭВМ. 4. Краткое изложение содержания обучения по определенному предмету .   

(от греч . programma - объявление, предписание )  - 1. Содержание и план  деятельности. 2. Изложение основных задач и целей деятельности индивидов, соц. групп, организаций и т. д. 3. Подробный план действий ЭВМ. 4. Краткое изложение содержания обучения по определенному предмету.

— это изложение общей концепции исследовательского проекта ,  заключающей в себе поэтапное программирование  и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности.

( греч . programma - объявление, предписание )  - способ пошаговой (поэтапной) организации деятельности по развертыванию какого-либо содержания, а также по организации и реализации познавательных (исследовательских) содержаний и процедур. Конечная цель ,  которую призвана реализовать П., всегда формулируется как возможная, желательная, должная, соотносимая с каким-либо идеалом, предполагающая вариативные пути своего достижения и не содержащая изначальных гарантий своей реализуемости. В этом отношении она отличается от "сценарного" способа организации деятельности, где цель (финитность) предзадается изначально, хотя и может варьироваться в зависимости от индивидуального мастерства социальных акторов. П. предполагает свое переопределение, перезадание, как минимум - уточнение (если она задается жестко) в ходе реализации каждого из этапов (шагов) - как в план е  удержания продуцируемых новых содержаний, требующих постоянной рефлексии над собой, так и в плане отслеживания процедур деятельности и оценки  их эффективности. Каждое последующее решение  принимается на основе реализации предыдущих, ретроспективно видоизменяя и их. Таким образом, внутри принятой П. субъект приобретает достаточную автономность и активную позицию. В этом отношении П. противостоит "рецептурному" способу задания деятельности, предполагающему точную выверенность каждого шага и решения и запрещающему какую-либо самодеятельность субъекта, который обязан строго следовать предписанному плану. Сам же "рецепт" обнаруживается через серию проб и ошибок, а будучи найденным, догматизируется и транслируется в последующем без каких-либо изменений. Разные "рецепты" предполагают строго разграниченную локализацию в социокультурном пространстве, они закрепляются за конкретными носителями, максимально ограничивающими к ним доступ "другим", т.е. носителям иных "рецептов". Поэтому даже если какие-то изменения в "рецептуре" и происходят, то они не "публикуются", а наоборот, скрываются. Своеобразное сочетание П. и рецепта представляет собой канон. Последний предполагает программное поле, содержащее внутри себя возможные варианты решений и действований, но последние оформляются как "рецепты", что, порождая индивидуальную стилистику, препятствует выходу за пределы канона. Канон нельзя поменять, как можно поменять П. П. и канон можно рассматривать как метатексты, содержащие правила построения конкретных текстов. Однако если канон направлен на закрепление традиции  и личностное начало в нем вторично (рукой иконописца водит Провидение), то П. презентирует собой тип инновационной практики, в которой личный вклад каждого строго фиксируется и налагается запрет на повтор и плагиат. Кроме того, если канон развертывается по линейной схеме (предписанная последовательность шагов), то П. может (и в последнее время  все больше) строиться по многоуровневой схеме, где программирование  отдельных задач идет параллельно друг другу и постоянно накладывается друг на друга. В этом отношении работа  с П. близка работе со схемами (схемотехниками), однако в отличие от последних, программирование всегда предполагает выход в "натурный" режим работы, свою предметную (объективированную) развертку. В более узком смысле понятие  П. как способа организации и реализации исследовательских и познавательных содержаний и процедур наиболее отчетливо презентируют П. социологического исследования, с одной стороны, и концепция  "сильной П." как способа удержания когнитивной рамки в целом, - с другой .  П. социологического исследования понимается как документ ,  содержащий изложение теоретико-методологических предпосылок, структурирование концепции, целей и гипотез реализуемого проекта  (методологическая часть П.) с пошаговым прописыванием процедур и техник его развертывания, а также способов контроля (проверки, анализа  и рефлексии), получаемых в исследовании содержаний (процедурная часть П.). Проект "сильной П." был оформлен в рамках социологии знания в книге Д. Блура " Знание  и социальные представления" (1976). Знание понимается здесь прежде всего как определенный культурный ресурс, позволяющий упорядочивать действительность и осуществлять контроль  над ней, в частности - через владение коммуникациями. Это предполагает социально поддерживаемое согласие относительно возможных способов работы со знанием и постоянную модификацию имеющихся понятийно выраженных содержаний знания. Таким образом "сильная П." определяется не только своими способностями рационально организовывать знание, но и, программируя действия людей, задавать определенные социальные порядки. Тем самым происходит замыкание узкого и широкого понимания П. в общей социальной рамке и универсализация программных типов организации содержаний и деятельностей, по крайней мере, внутри европейского культурного ареала. В.Л. Абушенко

Значение слова Программа в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пример - англ. example; нем. Beispiel. Факт ,  конкретный ...
  • Признание - англ. acknowledgement/recognition; нем. Anerkennung. 1. Оценка  по ...
  • Призвание - англ. vocation/ colling/mission; нем. Berufung. Склонность  к ...
  • Пригодность - англ. fitness/ suitableness (to/for); нем. Tauglichkeit. Эмпирически ...
  • Привычка - англ. habit; нем. Gewohnheit. Автоматизированное действие ,  ...
  • Проба - англ. sample(l)/trial(2)/ test; нем. Probe. 1. Небольшое ...
  • Причинность - англ. causality; нем. Kausalitat. 1. Взаимная связь ...
  • Проверяемость - англ. verifiability/verification; нем. Uberprufbarkeit. 1. Возможность проверки ...
  • Проблема - (от греч. prоblema задача) англ. problem; ...
  • Прогрессивность - англ. ргоgressiveness; нем. фр. progressisme; Соц. качество ...
  • Прогресс - (от лат. progresses движение  вперед, успех) ...
  • Программирование - англ. programming; нем. Programmierung. 1.В общем смысле ...
  • Прозелитизм - (от греч. proseh/tos человек ,  принявший новую ...
  • Проекция - англ. projection; нем. Projektion. 1. Механизм  психол. ...
  • Рецепция - англ. reception; нем. Rezeption. 1. Восприятие  и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари