- 1) философская и социально- политическая концепция , получившая широкое распространение на Западе в 50-е гг. и провозгласившая «конец идеологии», ратовавшая за освобождение , очищение , прежде всего обществоведения, личности, общества от воздействия идеологии; 2) линия теории , политики и практики, направленная на отказ от односторонне классового, крайне идеологизированного подхода к анализу и оценке социально-политических явлений и процессов, к принятию политических и практических решений, на при знание приоритета общечеловеческих интересов и ценностей перед классовыми и иными групповыми. В основе концепции Д. лежит противопоставление науки как носителя объективной истины и идеологии как выражения субъективных, классовых интересов. Ее сторонники считают, что идеология заставляет искажать истинное знание, способствует приспособлению научных данных к классовой позиции . Концепция Д. была тесно связана с теориями индустриального общества, сглаживания классовых различий и затухания классовой борьбы, конвергенции мировых социально-экономических и политических систем и др. В 60-е гг. под влиянием серьезного обострения социальных конфликтов на Западе многие сторонники теории Д. в той или иной мере отошли от нее. Более того , в 70-80-е гг. там возникла и получила распространение противоположная концепция «реидеологизации», возвеличивающая роль и значение идеологии в общественном развитии. Наиболее известные представители концепции Д.: Д.Белл, Р.Арон, Т.Парсонс, С.Липсет, Э.Шилз и др. В нашей стране Д. за последние годы нашла свое выражение в постепенном преодолении господствовавшей многие десятилетия «сверхидеологизации», связанной с однобоким, крайним преувеличением места , роли и значения пролетарской идеологии, ее абсолютизацией. Это находится в органичной связи с признание м у нас того, что общечеловеческое выше классового.
- 1) понятие , обозначающее устранение влияния идеологии на массовое политическое со знание и общественные процессы; 2) направление политической мысли, предполагающее исключение идеологии как системы идей, и ценностей из жизни общества и образующих его институтов.
(букв, " освобождение ", " очищение " от идеологии) - понятие , обозначающее падение авторитета идеологии ("конец идеологии") в современном обществе. Наи более распространенная теоретическая интерпретация Д. была дана в 50-60-х гг. XX в. Д. Беллом и Р. Ароном, утверждавшими, что в современных исторических обстоятельствах идеология утрачивает свои социальные и политические функции, перед авая их научному знанию.