Что такое ван цзи? Значение ван цзи в энциклопедии Кольера

ван цзи -

Ван Жучжун, Ван Лунси (1498-1583), китайский неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из главных представителей "левого крыла" янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА), сблизившегося с чань-буддизмом. Родился 26 мая 1498 в Шаньине (округ Шаосин провинции Чжэцзян). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь философскими исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даосской сексуальной практики, основанной на учении о "пестовании жизни" (ян шэн). Умер Ван Цзи 5 июля 1583.

Основное теоретическое достижение Ван Цзи - этико-гносеологическая концепция "четырех отсутствий" (сы у), которая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина "четыре постулата", высказанные на мосту Небесного источника (1527): "Отсутствие добра и зла - такова сущность (ти1) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов (и3). Знание (чжи2) добра и зла - таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей (гэ у)". Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина: "Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело", Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологическое состояние должно характеризоваться "отсутствием добра и зла" на всех четырех этико-гносеологических уровнях, а не только на первом. Под "отсутствием добра и зла" подразумевалось наличие высшего блага, которое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких, как "сердце без сердца", "помыслы без помыслов", "знание без знания", "вещи без вещей", призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологическую реальность. Знание, или "благосмыслие" (лян чжи), составляющее "сущность сердца", Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши4), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, которая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое отражение, то есть функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, так как в каждом человеке "благосмыслие совершенно" (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь2) в него и целенаправленное моральное усилие. Последнее требование отделяло Ван Цзи от представителей "правого", квиетистского крыла янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА). Результирующее "просветление" (у4 - буддийско-даосский термин) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставлениях - "разъясняющее" (цзе), на медитации - "свидетельствующее" (чжэн2), на прямом экзистенциальном усмотрении - "проницающее" (чэ).

Гносеологически всеобъемлющая и одновременно "пустотная", "благосмысленная" "первосущиость сердца" в онтологическом плане отождествлялась с "отсутствием/небытием" (у1), порождающим "наличие/бытие" (ю) и составляющим с ним единство, что являлось неоконфуцианским переосмыслением положений Дао дэ цзина: "Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" и "Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга" (§ 40, 2). Творческий импульс этого диалектического единства у Ван Цзи выражало понятие "таинственной" ("сюань - также термин Дао дэ цзина, см. СЮАНЬ СЮЭ) "жизненной пружины" (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате Чжуан-цзы понятие "пружины" (цзи1) как механико-органического импульса, первотолчка, он использовал для определения "благосмыслия", создающего "совершенномудрие" (шэн1). В концепции "отсутствия/небытия" Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (12-13 вв.), в отличие от которого он, однако, трактовал "отсутствие/небытие" как активное и динамическое начало, то есть в некотором смысле "сверхбытие". Признание фундаментальной роли "отсутствия/небытия" и сопряженной с ним "пустоты/вместимости" (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя "доведение благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) с буддийской самоподготовкой к внутреннему "просветлению".

ван цзи

Ван Жучжун, Ван Лунси (1498-1583), китайский неоконфуцианец, ближайший ученик и сородич Ван Янмина, один из главных представителей "левого крыла" янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА), сблизившегося с чань-буддизмом. Родился 26 мая 1498 в Шаньине ( округ Шаосин провинции Чжэцзян ). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзиньши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие сорок с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь философскими исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даосской сексуальной практики, основанной на учении о "пестовании жизни" (ян шэн). Умер Ван Цзи 5 июля 1583. Основное теоретическое достижение Ван Цзи - этико-гносеологическая концепция "четырех отсутствий" (сы у), которая вместе с противоположной концепцией его близкого друг а и сподвижника Цянь Дэхуна явилась реакцией на итоговые для Ван Янмина "четыре постулата", высказанные на мосту Небесного источника (1527): "Отсутствие добра и зла - такова сущность (ти1) сердца. Наличие добра и зла - таково движение помыслов (и3). Знание (чжи2) добра и зла - таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла - таково выверение вещей (гэ у)". Исходя из первого постулата и тезиса Ван Янмина: "Сердце, помысел , знание и вещь суть единое дело", Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологическое состояние должно характеризоваться "отсутствием добра и зла" на всех четырех этико-гносеологических уровнях, а не только на первом. Под "отсутствием добра и зла" подразумевалось наличие высшего блага , которое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких, как "сердце без сердца", "помыслы без помыслов", "знание без знания", "вещи без вещей", призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологическую реальность . Знание, или "благосмыслие" (лян чжи), составляющее "сущность сердца", Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши4), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект , превосходящим жизнь и смерть , подобным поверхности зеркала , которая, сама по себе будучи пустой , делает возможным любое отражение , то есть функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, так как в каждом человеке "благосмыслие совершенно" (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь2) в него и целенаправленное моральное усилие . После днее требование отделяло Ван Цзи от представителей "правого", квиетистского крыла янминизма (см. ВАН ЯНМИНА ШКОЛА). Результирующее "просветление" (у4 - буддийско-даосский термин ) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставлениях - "разъясняющее" (цзе), на медитации - "свидетельствующее" (чжэн2), на прямо м экзистенциальном усмотрении - "проницающее" (чэ). Гносеологически всеобъемлющая и одновременно "пустотная", "благосмысленная" "первосущиость сердца" в онтологическом плане отождествлялась с "отсутствием/небытием" (у1), порождающим "наличие/бытие" (ю) и составляющим с ним единство , что являлось неоконфуцианским переосмыслением положений Дао дэ цзина: "Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия" и "Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга" (§ 40, 2). Творческий импульс этого диалектического единства у Ван Цзи выражало понятие "таинственной" ("сюань - также термин Дао дэ цзина, см. СЮАНЬ СЮЭ) "жизненной пружины" (шэн цзи). Впервые разработанное даосами в трактате Чжуан-цзы понятие "пружины" (цзи1) как механико-органического импульса, первотолчка, он использовал для определения "благосмыслия", создающего "совершенномудрие" (шэн1). В концепции "отсутствия/небытия" Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (12-13 вв.), в отличие от которого он, однако, трактовал "отсутствие/небытие" как активное и динамическое начало , то есть в некотором смысле "сверхбытие". Признание фундаментальной роли "отсутствия/небытия" и сопряженной с ним "пустоты/вместимости" (сюй), а также соответствующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддизмом и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя "доведение благосмыслия до конца" (чжи лян чжи) с буддийской самоподготовкой к внутреннему "просветлению".

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • ватиканский собор, второй - 21й Вселенский собор (согласно принятому в Римскокатолической церкви ...
  • вассерман, август - (Wassermann, August von) (18661925), немецкий микробиолог и иммунолог. ...
  • василий ii - (ок. 9581025), византийский император, прозванный Болгаробойцей (греч. "Булгароктонос"). ...
  • василид - (ум. 140), философгностик, творивший в Александрии при императоре ...
  • варрон, марк теренций - (Marcus Terentius Varro) (11627 до н.э.), римский ученыйэнциклопедист, ...
  • вариационное исчисление - раздел математики, занимающийся решением задач, связанных с отысканием ...
  • варгас, жетулиу дорнелис - (Vargas, Getulio) (18821954), бразильский политический деятель. Родился 10 ...
  • вальтер, бруно - (Walter, Bruno) (18761962), немецкий оперный и симфонический дирижер. ...
  • вальдхайм, курт - (Waldheim, Kurt) (р. 1918), австрийский политик и дипломат. ...
  • вальдемар - (Valdemar, нем. Waldemar), имя четырех королей Дании. Вальдемар I, ...
  • валтасар - Белшацар, также Белшаруцур, согласно библейской Книге Даниила, последний ...
  • валлийская литература - создавалась потомками древних бриттов на уэльском (валлийском) языке, ...
  • валери, поль-амбруаз - (Valry, PaulAmbroise) (18711945), французский поэт, эссеист, критик, задавшийся ...
  • валентин, св. - имя нескольких святых. Самые известные из них ...
  • лесото - Королевство Лесото, государство на юге Африки. Член Содружества, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари