Что такое российская федерация: государственное устройство и политика? Значение российская федерация: государственное устройство и политика в энциклопедии Кольера

российская федерация: государственное устройство и политика - К статье РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Постсоветский политический переход России отмечен неустойчивостью и борьбой за власть. Институционально борьба велась между исполнительной и законодательной ветвями власти; идеологическое противостояние сводилось к борьбе между либералами и коммунистами; территориальная борьба за власть происходила между центром и регионами. Корни этих конфликтов обнажились на последнем этапе советской истории, когда реформы Горбачева выявили и политизировали взгляды различных групп старой политической элиты. Российский парламент, избранный в марте 1990, разделился на два враждебных политических блока: демократов и коммунистов. Элита не смогла достичь согласия по двум принципиальным вопросам политического развития России: о распределении власти и о стратегии постсоветской трансформации. В декабре 1993 вступила в действие новая конституция, которая обеспечивала относительную стабильность и порядок в течение почти пяти лет. Однако неудачи реформ и финансовый кризис середины 1998 обострили политическую борьбу и поставили вопрос о пересмотре статей конституции 1993, особенно в части полномочий и ответственности президента.

Предпосылки принятия конституции 1993. До октября 1993 в России действовала конституция РСФСР, принятая в 1978. В период между 1989 и 1993 в нее было внесено более 300 поправок, главным образом для того, чтобы провести демократические выборы парламента и президента. Тем не менее эта конституция не смогла обеспечить эффективное разделение полномочий между президентом Б.Н.Ельциным и Съездом народных депутатов (оба были избраны до распада СССР в 1991). В результате образовался политический тупик. Был учрежден Конституционный суд для решения спорных вопросов, но политическая поляризация членов суда и нечеткость формулировок положений Конституции не позволили решить проблему мирным правовым путем. 20 марта 1993 Ельцин выступил с заявлением, что отказывается от дальнейшего сотрудничества со Съездом и будет управлять с помощью "особого порядка управления" до проведения общегосударственного референдума о доверии президенту 25 апреля 1993. Получив поддержку на референдуме, Ельцин созвал Конституционное совещание и приступил к разработке новой Конституции.

21 сентября 1993 президент распустил Съезд и объявил о выборах нового парламента (Государственной думы) в декабре 1993. После этого Верховный совет сместил Ельцина с поста президента и назначил президентом вице-президента А.В.Руцкого. Компромиссное решение Конституционного суда об одновременном проведении президентских и парламентских выборов было отклонено Ельциным, который направил войска для блокады здания Верховного совета. 4 октября 1993, после того как накануне сторонники Руцкого и спикера Верховного совета Р.И.Хасбулатова организовали в городе беспорядки, захватили здание мэрии столицы и предприняли вооруженное нападение на телецентр в Останкино, войска взяли штурмом здание Верховного Совета; при этом было убито по меньшей мере 50 человек, а Руцкой и руководители Верховного Совета были арестованы.

В декабре 1993 состоялись выборы в Государственную думу, по результатам референдума получила одобрение новая конституция, значительно расширившая полномочия президентской власти.

Разделение властных полномочий. Согласно конституции 1993, в России действует президентско-парламентская система власти. Парламент, называемый Федеральным собранием, - двухпалатный законодательный орган, выбираемый прямым голосованием сроком на четыре года. В нижней палате - Государственной думе - 450 мест. Половина мест в Думе распределяется на основе представительства партий по общему числу набранных голосов; другая половина мест предназначена для депутатов, набравших максимальное число голосов в территориальных избирательных округах. Верхней палатой Федерального собрания является Совет федерации, 178 мест которого предназначены для руководителей исполнительной власти регионов и глав региональных законодательных органов власти.

Президент избирается на четыре года и не более чем на два срока. Если ни один из кандидатов в президенты не наберет более 50% из числа поданных голосов, проводится второй тур голосования за первого и второго по числу набранных голосов кандидатов первого тура. Победитель второго тура становится президентом. После октябрьского кризиса 1993 пост вице-президента был упразднен. Если президент окажется неспособен исполнять свои обязанности до окончания срока президентства, его полномочия переходят к премьер-министру, и в течение 90 дней должны быть проведены новые президентские выборы.

Согласно конституции, президент непосредственно отвечает за деятельность правительства. Он назначает премьер-министра, который формирует Совет министров. Дума утверждает или отклоняет кандидатуру премьер-министра, которая может предлагаться президентом три раза. После третьей попытки, в случае если Дума вновь отклонит предложенную президентом кандидатуру, президент имеет право распустить Думу и назначить новые выборы. Президент и правительство вносят в Думу законопроекты, которые становятся законами после голосования за них большинства депутатов. Дума имеет право вносить законопроекты, однако на принятые ею законы может быть наложено президентское вето. Вето может быть преодолено 2/3 голосов обеих палат парламента. Президент отвечает за внешнюю политику и национальную безопасность, в то время как правительство - прежде всего за экономическую политику. В отсутствие необходимых законов президент может издавать указы, не требующие одобрения парламента. Президент является верховным главнокомандующим; ему подчиняются силовые министерства и спецслужбы. Президент имеет право отправить правительство в отставку без согласования с парламентом.

Хотя полномочия президента очень велики, парламент также играет важную роль в принятии политических решений. Одна из самых важных функций Думы - принятие бюджета. Правительство отвечает за подготовку и выполнение годового бюджета, однако без одобрения Государственной думы бюджет не может быть введен в действие. Поэтому ежегодно бюджет становится предметом политического торга. Кроме того, Дума осуществляет свои полномочия через специальные комитеты, которые взаимодействуют с правительством и администрацией президента. Мнение Государственной думы и Совета федерации часто влияет на принимаемые правительством и президентом экономические и политические решения.

Думе предоставлено право выносить вотум недоверия правительству. В случае вынесения такого вотума в первый раз президент не обязан реагировать на него. Однако если Дума повторно принимает вотум недоверия правительству в течение 690 дней после первого вотума, президент обязан отреагировать либо путем отставки премьер-министра, либо распустив Думу. Парламент может сместить и президента, но на практике сделать это крайне сложно. Процесс импичмента требует: 1) 2/3 голосов депутатов Думы, проголосовавших за обвинение в измене или других тяжких преступлениях; 2) постановления Конституционного суда о процедурной корректности действий Думы; 3) постановления Верховного суда по существу обвинения, выдвинутого Думой; 4) дополнительного постановления по существу обвинения со стороны специальной комиссии из депутатов Думы; 5) 3/4 голосов Совета Федерации, проголосовавших за импичмент. Если этот процесс не закончен в течение трех месяцев, то обвинение против президента автоматически снимается.

Для разрешения правовых конфликтов между различными ветвями власти в случаях, когда содержание конституции допускает различное толкование, создан Конституционный суд. Учрежден также Верховный суд, который является высшим арбитром в решении правовых вопросов.

Федерализм. Россия в соответствии с Федеративным договором 1992 и конституцией 1993 является федерацией, а не унитарным государством. Федерализация страны после революции 1917 оказалась одной из самых сложных политических проблем многонационального тоталитарного государства. После распада СССР отношения центра с регионами характеризовались постоянными конфликтами.

В конце 1991 Чечня в одностороннем порядке объявила о своей независимости от России. В декабре 1994 российское правительство решило применить силу. В результате упорных боев и бомбардировок административный центр республики город Грозный был превращен в руины, многие села разрушены, а тысячи солдат и мирных жителей убиты. Война в Чечне вызвала острый политический кризис в России. В конце 1996, когда стала очевидной бессмысленность продолжения войны, правительство вывело войска из республики. Однако окончательное мирное соглашение так и не было достигнуто, так как чеченцы требовали предоставления полной независимости. В сентябре 1999 на территорию Чечни были введены федеральные войска, и началась 2-я Чеченская война.

Политические партии и выборы. Несмотря на несовершенство партийной системы, общественное мнение Российской Федерации характеризуется широким спектром политических ориентаций от правых до левых. На крайнем правом фланге находятся неонацисты и монархисты. Идеология этих групп пронизана ностальгией по имперскому прошлому России и чувством обиды по поводу его утраты в советское и постсоветское время. Они выступают за введение диктатуры и против рыночных реформ; обычно это ксенофобы и антисемиты. Неонацистское движение существует в Центральном промышленном районе вокруг Москвы; неонацисты имеют большое влияние также на Северном Кавказе. Наиболее известна ультраправая Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В.В.Жириновским (на выборах в Думу третьего созыва в 1999 зарегистрированная под названием "Блок Жириновского").

Правое крыло включает либеральные и прозападные политические группировки. Партии правого крыла ("Демократический выбор России" и др.) наиболее популярны в крупных городах, особенно С.-Петербурге и Москве. Эти партии опираются на интеллигенцию, студентов и предпринимателей. Лидеры правого крыла занимали самые высокие посты во время президентства Ельцина (в т.ч. бывшие премьер-министры А.Т.Гайдар и С.В.Кириенко, бывший министр иностранных дел А.В.Козырев и бывшие вице-премьеры А.Б.Чубайс и Б.Е.Немцов), но, потерпев неудачу в проведении реформ, утратили поддержку населения.

Партии центра поддерживают переход России к рыночной экономике и демократическому государству, однако высказываются за более умеренный и контролируемый процесс реформ. Правоцентристскую позицию занимают партии "Наш дом - Россия" (практически перестала существовать после выборов в Думу 1999) и "Яблоко". Партия "Наш дом - Россия" (НДР) была создана премьер-министром Черномырдиным для участия в выборах в Думу в 1995 и быстро заняла позиции партии власти. Руководители НДР образовали союз с финансовыми элитами, руководителями крупных сырьевых компаний и исполнительной властью в регионах. Однако после отставки Черномырдина НДР потеряла влияние. "Яблоко" - демократическая партия, возглавляемая Г.А.Явлинским. Бывший вице-премьер и экономист, возглавлявший в свое время разработку экономической программы перестройки "500 дней", Явлинский последовательно критикует политику президента Ельцина, выступая против нереальных бюджетов, практики займов и коррупции чиновничества.

Слева от центра расположена группа социал-демократических партий и промышленных лоббистов. Эти партии поддерживали либеральные политические реформы, но противились переходу к чисто рыночной экономике, выступая за многообразие форм собственности и широкое участие государства в экономике. До 1998 ни одна из крупных партий не смогла закрепиться в левоцентристской нише российской политики, пока мэр Москвы Ю.М.Лужков не организовал новое политическое движение "Отечество", вступившее в коалицию с союзом региональных политиков "Вся Россия". В сентябре 1999 лидером ОВР стал Е.М.Примаков.

Крайние левые позиции в российской политике занимают Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), руководимая Г.А.Зюгановым, и ее союзники по Национально-патриотическому союзу России (НПСР).

Летом 1996 в России состоялись первые постсоветские президентские выборы. Кандидатами были Ельцин, Зюганов, Жириновский, Явлинский, бывший президент СССР М.С.Горбачев и генерал А.И.Лебедь. Ельцин и Зюганов стали победителями в первом туре, несмотря на то, что неожиданно большой процент голосов (14%) набрал Лебедь, олицетворявший политику "твердой руки". Кампания в поддержку Ельцина в основном финансировалась близкой к власти новой деловой элитой России, которая опасалась очередного переворота в случае победы Зюганова. Получив поддержку Лебедя, Ельцин победил во втором туре (за него было подано 54% голосов, а за Зюганова - 40%). Более 70% проголосовавших за Ельцина были жители Москвы, С.-Петербурга и крупных городов Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Однако политический и экономический кризис продолжался. В 1998-1999 после отставки В.С.Черномырдина премьер-министрами побывали С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин. В сентябре 1999 на пост премьера был назначен директор ФСБ В.В.Путин. В преддверии выборов была организована новая "партия власти", заменившая НДР и названная "Единство", во главе с министром по чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу. 19 декабря 1999 прошли очередные выборы в Думу. Голоса, поданные за политические партии, распределились следующим образом: КПРФ - 24,29% (16 195 569 избирателей); блок "Единство" ("Медведь") - 23,32% (15 548 707); блок "Отечество" - "Вся Россия" - 13,33% (8 887 697); объединение "Союз правых сил" - 8,52% (5 676 982); "Блок Жириновского" - 5,98% (3 989 932); объединение "Яблоко" - 5,93% (3 955 457). Влияние фракции "Единство" в Думе особенно усилилось после отставки Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 и назначения исполняющим обязанности президента В.В.Путина.

На выборах 26 марта 2000 В.В.Путин был избран президентом, получив 52,94% голосов.

российская федерация: государственное устройство и политика

К статье РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Постсоветский политический переход России отмечен неустойчивостью и борьбой за власть . Институционально борьба велась между исполнительной и законодательной ветвями власти; идеологическое против остояние сводилось к борьбе между либералами и коммунистами; территориальная борьба за власть происходила между центром и регионами. Корни этих конфликтов обнажились на последнем этапе советской истории, когда реформы Горбачева выявили и политизировали взгляды различных групп старой политической элиты . Российский парламент, избранный в марте 1990, разделился на два враждебных политических блока: демократов и коммунистов. Элита не смогла достичь согласия по двум принципиальным вопрос ам политического развития России: о распределении власти и о стратегии пост советской трансформации. В декабре 1993 вступила в действие новая конституция , которая обеспечивала относительную стабильность и порядок в течение почти пяти лет. Однако неудачи реформ и финансовый кризис середины 1998 обострили политическую борьбу и поставили вопрос о пересмотре статей конституции 1993, особенно в части полномочий и ответственности президента. Предпосылки принятия конституции 1993. До октября 1993 в России действовала конституция РСФСР, принятая в 1978. В период между 1989 и 1993 в нее было внесено более 300 поправок, главным образом для того , чтобы провести демократические выбор ы парламента и президента. Тем не менее эта конституция не смогла обеспечить эффективное разделение полномочий между президентом Б.Н. Ельцин ым и Съезд ом народных депутатов (оба были избраны до распада СССР в 1991). В результате образовался политический тупик . Был учрежден Конституционный суд для решения спорных вопросов, но политическая поляризация членов суда и нечеткость формулировок положений Конституции не позволили решить проблему мирным правовым путем . 20 марта 1993 Ельцин выступил с заявлением, что отказывается от дальнейшего сотрудничества со Съездом и будет управлять с помощью "особого порядка управления" до проведения общегосударственного референдума о доверии президенту 25 апреля 1993. Получив поддержку на референдуме, Ельцин созвал Конституционное совещание и приступил к разработке новой Конституции. 21 сентября 1993 президент распустил Съезд и объявил о выборах нового парламента ( Государственной думы) в декабре 1993. После этого Верховный совет с мест ил Ельцина с поста президента и назначил президентом вице-президента А.В.Руцкого. Компромиссное решение Конституционного суда об одновременном проведении президентских и парламентских выборов было отклонено Ельциным, который направил войска для блокады здания Верховного совета. 4 октября 1993, после того как накануне сторонники Руцкого и спикера Верховного совета Р.И.Хасбулатова орган изовали в город е беспорядки, захватили здание мэрии столицы и предприняли вооруженное нападение на телецентр в Останкино , войска взяли штурмом здание Верховного Совет а; при этом было убито по меньшей мере 50 человек , а Руцкой и руководители Верховного Совета были арестованы. В декабре 1993 состоялись выборы в Государственную думу, по результатам референдума получила одобрение новая конституция, значительно расширившая полномочия президентской власти. Разделение властных полномочий. Согласно конституции 1993, в России действует президентско-парламентская система власти. Парламент , называемый Федеральным собранием, - двухпалатный законодательный орган, выбираемый прямым голосованием сроком на четыре года. В нижней палате - Государственной думе - 450 мест. Половина мест в Думе распределяется на основе представительства партий по общему числу набранных голосов; другая половина мест предназначена для депутатов, набравших максимальное число голосов в территориальных избирательных округах. Верхней палатой Федерального собрания является Совет федерации, 178 мест которого предназначены для руководителей исполнительной власти регионов и глав региональных законодательных органов власти. Президент избирается на четыре года и не более чем на два срока. Если ни один из кандидатов в президенты не наберет более 50% из числа поданных голосов, проводится второй тур голосования за первого и второго по числу набранных голосов кандидатов первого тура . Победитель второго тура становится президентом. После октябрьского кризиса 1993 пост вице-президента был упразднен. Если президент окажется неспособен исполнять свои обязан ности до окончания срока президентства, его полномочия переходят к премьер- министр у, и в течение 90 дней должны быть проведены новые президентские выборы. Согласно конституции, президент непосредственно отвечает за деятельность правительства. Он назначает премьер-министра, который формирует Совет министров. Дума утверждает или отклоняет кандидатуру премьер-министра, которая может предлагаться президентом три раза. После третьей попытки, в случае если Дума вновь отклонит предложенную президентом кандидатуру, президент имеет право распустить Думу и назначить новые выборы. Президент и правительство вносят в Думу законопроекты, которые становятся законами после голосования за них большинства депутатов. Дума имеет право вносить законопроекты, одна ко на принятые ею законы может быть наложено президентское вето. Вето может быть преодолено 2/3 голосов обеих палат парламента. Президент отвечает за внешнюю политику и национальную безопасность , в то время как правительство - прежде всего за экономическую политику. В отсутствие необходимых законов президент может издавать указы , не требующие одобрения парламента. Президент является верховным главнокомандующим; ему подчиняются силовые министерства и спецслужбы. Президент имеет право отправить правительство в отставку без согласования с парламентом. Хотя полномочия президента очень велики, парламент также играет важную роль в принятии политических решений. Одна из самых важных функций Думы - принятие бюджет а. Правительство отвечает за подготовку и выполнение годового бюджета, однако без одобрения Государственной думы бюджет не может быть введен в действие. Поэтому ежегодно бюджет становится предметом политического торга . Кроме того, Дума осуществляет свои полномочия через специальные комитеты, которые взаимодействуют с правительством и администрацией президента. Мнение Государственной думы и Совета федерации часто влияет на принимаемые правительством и президентом экономические и политические решения. Думе предоставлено право выносить вотум недоверия правительству. В случае вынесения такого вотума в первый раз президент не обязан реагировать на него . Однако если Дума повторно принимает вотум недоверия правительству в течение 690 дней после первого вотума, президент обязан отреагировать либо путем отставки премьер-министра, либо распустив Думу. Парламент может сместить и президента, но на практике сделать это крайне сложно. Процесс импичмент а требует: 1) 2/3 голосов депутатов Думы, проголосовавших за обвинение в измене или других тяжких преступлениях; 2) постановления Конституционного суда о процедурной корректности действий Думы; 3) постановления Верховного суда по существу обвинения, выдвинутого Думой; 4) дополнительного постановления по существу обвинения со стороны специальной комиссии из депутатов Думы; 5) 3/4 голосов Совета Федерации, проголосовавших за импичмент. Если этот процесс не закончен в течение трех месяцев, то обвинение против президента автоматически снимается. Для разрешения правовых конфликтов между различными ветвями власти в случаях, когда содержание конституции допускает различное толкование , создан Конституционный суд. Учрежден также Верховный суд, который является высшим арбитром в решении правовых вопросов. Федерализм. Россия в соответствии с Федеративным договором 1992 и конституцией 1993 является федерацией, а не унитарным государством. Федерализация страны после революции 1917 оказалась одной из самых сложных политических проблем многонационального тоталитарного государства. После распада СССР отношения центра с регионами характеризовались постоянными конфликтами. В конце 1991 Чечня в одностороннем порядке объявила о своей независимости от России. В декабре 1994 российское правительство решило применить силу. В результате упорных боев и бомбардировок административный центр республики город Грозный был превращен в руины , многие села разрушены, а тысячи солдат и мирных жителей убиты. Война в Чечне вызвала острый политический кризис в России. В конце 1996, когда стала очевидной бессмысленность продолжения войны , правительство вывело войска из республики. Однако окончательное мирное соглашение так и не было достигнуто, так как чеченцы требовали предоставления полной независимости. В сентябре 1999 на территорию Чечни были введены федеральные войска, и началась 2-я Чеченская война. Политические партии и выборы. Несмотря на несовершенство партийной системы, общественное мнение Российской Федерации характеризуется широким спектром политических ориентаций от правых до левых. На крайнем правом фланге находятся неонацисты и монархисты . Идеология этих групп пронизана ностальгией по имперскому прошлому России и чувством обиды по поводу его утраты в советское и постсоветское время. Они выступают за введение диктатуры и против рыночных реформ; обычно это ксенофобы и антисемиты. Неонацистское движение существует в Центр альном промышленном районе вокруг Москвы; неонацисты имеют большое влияние также на Северном Кавказе. Наиболее известна ультраправая Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) во главе с В.В.Жириновским (на выборах в Думу третьего созыва в 1999 зарегистрированная под названием " Блок Жириновского"). Право е крыло включает либеральные и прозападные политические группировки. Партии правого крыла ("Демократический выбор России" и др.) наиболее популярны в крупных городах, особенно С.-Петербурге и Москве. Эти партии опираются на интеллигенцию, студентов и предпринимателей. Лидеры правого крыла занимали самые высокие посты во время президентства Ельцина (в т.ч. бывшие премьер-министры А.Т.Гайдар и С.В.Кириенко, бывший министр иностранных дел А.В.Козырев и бывшие вице-премьеры А.Б.Чубайс и Б.Е.Немцов), но, потерпев неудачу в проведении реформ, утратили поддержку населения. Партии центра поддерживают переход России к рыночной экономике и демократическому государству, однако высказываются за более умеренный и контролируемый процесс реформ. Правоцентристскую позицию занимают партии "Наш дом - Россия" (практически перестала существовать после выборов в Думу 1999) и "Яблоко". Партия "Наш дом - Россия" (НДР) была создана премьер-министром Черномырдиным для участия в выборах в Думу в 1995 и быстро заняла позиции партии власти. Руководители НДР образовали союз с финансовыми элитами, руководителями крупных сырьевых компаний и исполнительной властью в регионах. Однако после отставки Черномырдина НДР потеряла влияние. "Яблоко" - демократическая партия, возглавляемая Г.А.Явлинским. Бывший вице-премьер и экономист , возглавлявший в свое время разработку экономической программы перестройки "500 дней", Явлинский последовательно критикует политику президента Ельцина, выступая против нереальных бюджетов, практики займов и коррупции чиновничества. Слева от центра расположена группа социал-демократических партий и промышленных лоббистов. Эти партии поддерживали либеральные политические реформы, но противились переходу к чисто рыночной экономике, выступая за многообразие форм собственности и широкое участие государства в экономике. До 1998 ни одна из крупных партий не смогла закрепиться в левоцентристской нише российской политики, пока мэр Москвы Ю.М.Лужков не организовал новое политическое движение "Отечество", вступившее в коалицию с союзом региональных политиков "Вся Россия". В сентябре 1999 лидером ОВР стал Е.М.Примаков. Крайние левые позиции в российской политике занимают Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), руководимая Г.А. Зюганов ым, и ее союзники по Национально-патриотическому союзу России (НПСР). Летом 1996 в России состоялись первые постсоветские президентские выборы. Кандидатами были Ельцин, Зюганов, Жириновский , Явлинский, бывший президент СССР М.С.Горбачев и генерал А.И. Лебедь . Ельцин и Зюганов стали победителями в первом туре , несмотря на то, что неожиданно большой процент голосов (14%) набрал Лебедь, олицетворявший политику "твердой руки". Кампания в поддержку Ельцина в основном финансировалась близкой к власти новой деловой элитой России, которая опасалась очередного переворота в случае победы Зюганова. Получив поддержку Лебедя, Ельцин победил во втором туре (за него было подано 54% голосов, а за Зюганова - 40%). Более 70% проголосовавших за Ельцина были жители Москвы, С.-Петербурга и крупных городов Урала, Сибири и Дальнего Востока. Однако политический и экономический кризис продолжался. В 1998-1999 после отставки В.С.Черномырдина премьер-министрами побывали С.В.Кириенко, Е.М.Примаков, С.В.Степашин. В сентябре 1999 на пост премьера был назначен директор ФСБ В.В.Путин. В преддверии выборов была организована новая "партия власти", заменившая НДР и названная "Единство", во главе с министром по чрезвычайным ситуациям С.К.Шойгу. 19 декабря 1999 прошли очередные выборы в Думу. Голоса, поданные за политические партии, распределились следующим образом: КПРФ - 24,29% (16 195 569 избирателей); блок "Единство" ("Медведь") - 23,32% (15 548 707); блок "Отечество" - "Вся Россия" - 13,33% (8 887 697); объединение " Союз правых сил" - 8,52% (5 676 982); "Блок Жириновского" - 5,98% (3 989 932); объединение "Яблоко" - 5,93% (3 955 457). Влияние фракции "Единство" в Думе особенно усилилось после отставки Б.Н.Ельцина 31 декабря 1999 и назначения исполняющим обязанности президента В.В.Путина. На выборах 26 марта 2000 В.В.Путин был избран президентом, получив 52,94% голосов.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари