"Разумность", "хитроумие", "мудрость", "интеллект" (чжи1). В узком смысле - качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком - свойство , выделяющее человек а из животного мира . Как философская категория понятие "чжи1" использовалось главным образом мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6-5 вв. до н.э.) поставил чжи1 на второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" ( жэнь 2) и "мужеством" (юн1). Понятие "разумности" у него (и в раннеконфуцианских текстах) выражено омонимом чжи2 ("знание, знать , ведать , познание"), означая качество, избавляющее от сомнений ("гуманность" - от уныния, а "мужество" - от страха). По Конфуцию, "высшая разумность", как и "низшая глупость", неизменна. Моисты (мо цзя) считали чжи1 высшей ступенью и целью по знания . В легистском трактате Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) понятие "чжи1" употреблено в негативном смысле: "опутанное хитроумием" (чжи1) и эгоизмом "сердце" (синь1) не способно воспринять "всеобъемлемость великого тела" ( цюань да ти) Вселенной. В даосском памятнике Ле-цзы (4 в. до н.э. - 4 в. н.э.) "разумность" (чжи1) и "рассудительность" (люй) объявлены "тем, благодаря чему человек ценнее птиц и зверей", но руководящим началом "разумности" названы "благопристойность" (ли2) и "должная справедливость" (и1) ( возможно , позднейшая конфуцианская интерполяция). В конфуцианских текстах коннотации чжи1 исключительно положительны. Чжун юн (5-2 вв. до н.э.) ставит чжи1 уже на первое место в комплексе с "гуманностью" и "мужеством": формула "чжи - жэнь - юн" подана как выражение понятия "распространяющаяся (всеобъемлющая) добро детель Поднебесной" ( Тянь ся чжи да дэ) и в этом виде стала канонической Как средство "приближения к чжи1" в Чжун юне рассматривается "любовь к учебе". В Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) "началом разумности" объявлено "утверждающее и отрицающее сердце", а "разумность" - исконно присущей природе человека наряду с "гуманностью", "долгом/справедливостью", "благопристойностью". В Хань шу (1 в.) " способность участия в совершении добра и неспособность участия в совершении зла" определяется как "высшая разумность". Ей противопоставляется "низшая глупость" как способность только к "совершению зла"; промежуточное положение занимает "средний человек", способный творить и добро, и зло. На основании этой троичной схемы строится девятеричная классификация мифических и исторических персонажей. Ван Чун (1 в.) соотносил "высшую разумность" у Конфуция с носителем "предельного добра" (цзи шань); Хань Юй (8-9 вв.) включил "разумность" в пятеричный набор качеств, "делающих человеческую природу (син1) тем, что она есть", наряду с "гуманностью", "благопристойностью", благонадежностью" (синь2) и "должной справедливостью". В китайском буддизме иероглиф "чжи1" применялся для обозначения понятия "джняна" - высшего полного знания, получаемого в результате медитации при растворении объекта в субъекте и охватывающего все виды знания, не являясь их суммой.
Что такое чжи-разумность? Значение слова чжи-разумность в энциклопедии Кольера
чжи-разумность -
"Разумность", "хитроумие", "мудрость", "интеллект" (чжи1). В узком смысле - качество "совершенного (благородного) мужа" (цзюнь цзы), в широком - свойство, выделяющее человека из животного мира. Как философская категория понятие "чжи1" использовалось главным образом мыслителями-конфуцианцами. Конфуций (6-5 вв. до н.э.) поставил чжи1 на второе место в триаде достоинств цзюнь цзы между "гуманностью" (жэнь2) и "мужеством" (юн1). Понятие "разумности" у него (и в раннеконфуцианских текстах) выражено омонимом чжи2 ("знание, знать, ведать, познание"), означая качество, избавляющее от сомнений ("гуманность" - от уныния, а "мужество" - от страха). По Конфуцию, "высшая разумность", как и "низшая глупость", неизменна. Моисты (мо цзя) считали чжи1 высшей ступенью и целью познания. В легистском трактате Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) понятие "чжи1" употреблено в негативном смысле: "опутанное хитроумием" (чжи1) и эгоизмом "сердце" (синь1) не способно воспринять "всеобъемлемость великого тела" (цюань да ти) Вселенной. В даосском памятнике Ле-цзы (4 в. до н.э. - 4 в. н.э.) "разумность" (чжи1) и "рассудительность" (люй) объявлены "тем, благодаря чему человек ценнее птиц и зверей", но руководящим началом "разумности" названы "благопристойность" (ли2) и "должная справедливость" (и1) (возможно, позднейшая конфуцианская интерполяция).
В конфуцианских текстах коннотации чжи1 исключительно положительны. Чжун юн (5-2 вв. до н.э.) ставит чжи1 уже на первое место в комплексе с "гуманностью" и "мужеством": формула "чжи - жэнь - юн" подана как выражение понятия "распространяющаяся (всеобъемлющая) добродетель Поднебесной" (Тянь ся чжи да дэ) и в этом виде стала канонической Как средство "приближения к чжи1" в Чжун юне рассматривается "любовь к учебе". В Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) "началом разумности" объявлено "утверждающее и отрицающее сердце", а "разумность" - исконно присущей природе человека наряду с "гуманностью", "долгом/справедливостью", "благопристойностью". В Хань шу (1 в.) "способность участия в совершении добра и неспособность участия в совершении зла" определяется как "высшая разумность". Ей противопоставляется "низшая глупость" как способность только к "совершению зла"; промежуточное положение занимает "средний человек", способный творить и добро, и зло. На основании этой троичной схемы строится девятеричная классификация мифических и исторических персонажей. Ван Чун (1 в.) соотносил "высшую разумность" у Конфуция с носителем "предельного добра" (цзи шань); Хань Юй (8-9 вв.) включил "разумность" в пятеричный набор качеств, "делающих человеческую природу (син1) тем, что она есть", наряду с "гуманностью", "благопристойностью", благонадежностью" (синь2) и "должной справедливостью".
В китайском буддизме иероглиф "чжи1" применялся для обозначения понятия "джняна" - высшего полного знания, получаемого в результате медитации при растворении объекта в субъекте и охватывающего все виды знания, не являясь их суммой.
Соседние слова
Что такое чжан цзолинЧто значит чжань жошуй
Что означает чжао цзыян
Значение чжи - син
↑ чжи-разумность ↓
Что такое чжоу дуньи
Что значит чжоу и
Что означает чжоу эньлай
Значение чжу дэ
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- чили: культура - е. учреждения культуры - К статье ЧИЛИ: КУЛЬТУРА Правительство поддерживает библиотеки, музеи и ...
- чили: культура - г. наука - К статье ЧИЛИ: КУЛЬТУРА Среди чилийских ученых 20 в. ...
- чили: культура - б. изобразительное искусство - К статье ЧИЛИ: КУЛЬТУРА Чили не может похвастаться таким ...
- чили: культура - К статье ЧИЛИ Культура Чили почти целиком имеет испанские ...
- чили: история - ж. республика радикалов - К статье ЧИЛИ: ИСТОРИЯ Новый президент выступил с амбициозной ...
- чили: история - д. либеральная республика - К статье ЧИЛИ: ИСТОРИЯ В 1850е годы либералы перешли ...
- чили: история - в. эволюция республиканского правления - К статье ЧИЛИ: ИСТОРИЯ В годы своего правления (18181823) ...
- чехословакия: экономика - д. транспорт - К статье ЧЕХОСЛОВАКИЯ: ЭКОНОМИКА Протяженность железных дорог в конце ...
- чехословакия: экономика - в. сельское хозяйство - К статье ЧЕХОСЛОВАКИЯ: ЭКОНОМИКА В 1988 сельское хозяйство давало ...
- чехословакия: экономика - а. трудовые ресурсы - К статье ЧЕХОСЛОВАКИЯ: ЭКОНОМИКА Стратегия правительства после 1948 обеспечила ...
- чехословакия: период восстановления демократии - К статье ЧЕХОСЛОВАКИЯ В 1989 общественное недовольство вылилось в ...
- чехословакия: население - б. урбанизация - К статье ЧЕХОСЛОВАКИЯ: НАСЕЛЕНИЕ В 1961 48% населения страны ...
- чехословакия: население - К статье ЧЕХОСЛОВАКИЯ Согласно результатам переписей, население страны в ...
- чехословакия: культура - а. образование - К статье ЧЕХОСЛОВАКИЯ: КУЛЬТУРА Образование занимало традиционно важное место ...
- вильгельм ii - I (Willem II, prins van Oranje) (16261650), штатгальтер Голландии, ...