- языческий жрец , служитель культа в Древней Руси ; человек , за которым признавались сверхъестественные способности , кудесник , колдун . Согласно языческим верованиям, волхвы могли предсказывать будущее , узнавая волю богов, и творить чудеса . С введением христианства стали считаться противниками государственной власти, возглавляли ряд социальных выступлений.
(ж. р.: волховь ), из старой формы вълхв, колдун , волшебник, отсюда волхование в смысле чародейского искусства; слово , сохранившееся доныне в формах волхат (колдун, Вологодская губ.), волх (Новгородская губ.), валхвить (предугадывать, Калужская губ.) и т.д. Первоначальное значение слова " волхв " было, вероятно, жрец (языч.): так, волхвами названы в старорусском поучении жрецы Ваала , в переводе Евангелия - маги , пришедшие поклониться Христу. С распространением христианства в России волхвы оказали сопротивление Церкви, которая немедленно начала принимать против них меры. Первоначальная летопись , многократно упоминающая о волхвах, дает любопытный рассказ о столкновении волхвов в Ростовской обл. с княжеской властью ( 1071 ); в том же году в Новгороде волхвы привлекли на свою сторону весь народ , который возмутился против епископа , восстание было усмирено хитростью. После окончательного торжества христианства за волхвами сохранилось только значение кудесник ов, служителей дьявола , лиц, обладающих оккультными средствами для предугадывания будущего, указания местонахождения потерянных или украденных вещей, насылания болезней и т.п. Так, Азбуковники дают следующее определение деятельности волхвов: "чародеи и волхвы, написующе бесовская имена, дают их простым людям, повелевающе им тоя имена носити; иногда же и на ядь какову написующе или над питием именующе - дают та снедати простой чади". Церковь не перестает с XII в. принимать репрессивные меры против волхвов. Она лишает их причастия, даже отлучает ("Кормчая книга ") приходящих к волхвам от Церкви и т.п. Иногда эти меры еще более суровы. Так, в 1227 в Новгороде власти приказали сжечь четырех волхвов. Поучения Серапиона Владимирского показывают, что порою и сам народ расправлялся с волхвами, видя в их деятельности причину всяких несчастий. С. Ю.