Что такое Семик? Значение слова Семик в историческом словаре

1) Семик - — древнеславянский праздник, знаменовавший конец весны и начало лета , связанный с рядом обрядовых действий, порожденных верой наших предков в растительных духов. Основой обрядности С. стал культ растительности, в частности у русских — культ березки. Другое название праздника — зеленые святки .

2) Семик - последний четверг перед Троицей, седьмой четверг после Пасхи, народный праздник, имеющий языческие корни. В этот день девушки вили венки, пели песни и водили хороводы - отголосок языческого праздника весны. Неделя , на которую приходился Семик , называлась семицкой, русальной, зеленой, клечальной. По христианскому обычаю в этот день было принято ухаживать за могилами странников и неизвестных, не имевших в данном месте родных и близких. Еще в XVII-XVIII вв. русские люди в Семик совершали погребения и поминовение по убитым и скоропостижно умершим в убогих или скудельничьих домах. В этот день всякий мог идти в "божий дом" (божедом), куда мертвых доставляли с улиц и проезжих дорог и хранили до Семика в леднике, и совершить богоугодное дело - похоронить усопшего по христианскому обычаю, на особых местах , называемых скудельницами, которые обсаживались деревьями и обращались в зеленые рощи. Еще в н. XX в. празднование Семика было почти всеобщим. В Саратовской губ. для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варилась брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же Семик, в полдень, начиналось торжество. Посреди двора было воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоял горшок с водою. Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Наиболее веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водою, выдергивала дерево из земли и затягивала песню, под которую все присутствовавшие шли в лес, где устраивали пир. Затем между девушками происходил обряд кумления. По завивании венков, после кумления, выбирали подбрасыванием вверх платков старшую куму, которая и носила это название в продолжение целого дня. Потом возвращались веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок ; по нему судили о своем счастии или несчастии. Кроме того, свивали еще венки и для своих родных, испытуя и их судьбу. Иногда веселая толпа отправлялась к реке, чтобы гадать. Чей венок принесется водою первым к берегу, та думала, что она прежде своих подруг выйдет замуж; чей венок приплывет вторым, та выйдет замуж после своей подруги; но если венок начнет качаться на одном месте и не выплывет, то считалось, что обладательнице его не выйти замуж; чей венок потонет, той девушке или жениху ее суждено вскоре умереть. Во Владимирской губ., Поволжье и Сибири на Семик совершался молодежный поздравительный обход односельчан. В Нижнеудинском у. семишники (так называли здесь участников семиковых обходов дворов) составляли группы по 10-15 человек. Такая группа называлась "вьюном". Всего в селе набиралось пять вьюнов. "Вьюном" же называлась и песня , которую они исполняли под окнами. Обход дворов на Семик сочетался с выходом в лес и известным обрядом березки. Когда вечером возвращались с реки, "утопив" березку, пели группами по дворам. Семишникам подавали яички. Сходная картина описана корреспондентом Тенишевского бюро из Меленковского у. Владимирской губ. (с. Домнино): на Семик по дворам ходили партии девушек-подростков, подобранные по возрастам; из собранных под окошками яиц, молока и масла на берегу реки "варили яичницу". В Вязниковском у. той же губернии (с. Станки, Мстерской вол.) во время обхода дворов двух подростков наряжали Семиком и Семичихой, и в исполнявшейся при этом песне фигурировали эти же персонажи. Веселое шествие сопровождалось ударами палки в старое ведро. Хозяева подавали муку, крупу, масло, сметану, яйца, сахар. Еду из собранных продуктов молодежь готовила на Троицу. О. П.

3) Семик - летний праздник у славян ( неделя перед Троицей). Для СЕМИКА характерны вождение хороводов, игры, гадания, завивание венков, украшение деревьев и т.п.

Семик

— древнеславянский праздник , знаменовавший конец весны и начало лета , связанный с рядом обрядовых действий, порожденных верой наших предков в растительных духов . Основой обрядности С. стал культ растительности, в частности у русских — культ березки. Другое название праздника — зеленые святки .

последний четверг перед Троицей, седьмой четверг после Пасхи, народный праздник , имеющий языческие корни. В этот день девушки вили венки, пели песни и водили хороводы - отголосок языческого праздника весны. Неделя , на которую приходился Семик , называлась семицкой, русальной, зеленой, клечальной. По христианскому обычаю в этот день было принято ухаживать за могилами странников и неизвестных, не имевших в данном месте родных и близких. Еще в XVII-XVIII вв. русские люди в Семик совершали погребения и поминовение по убитым и скоропостижно умершим в убогих или скудельничьих домах. В этот день всякий мог идти в "божий дом" (божедом), куда мертвых доставляли с улиц и проезжих дорог и хранили до Семика в леднике, и совершить богоугодное дело - похоронить усопшего по христианскому обычаю, на особых местах , называемых скудельницами, которые обсаживались деревьями и обращались в зеленые рощи. Еще в н. XX в. празднование Семика было почти всеобщим. В Саратовской губ. для празднования Семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забывая солода и хмеля; варилась брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же Семик, в полдень, начиналось торжество. Посреди двора было воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоял горшок с водою. Девицы ходили по двору или сидели, а мальчуганы держали в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Наиболее веселая, бойкая девушка подходила к дереву, опрокидывала горшок с водою, выдергивала дерево из земли и затягивала песню, под которую все присутствовавшие шли в лес, где устраивали пир. Затем между девушками происходил обряд кумления. По завивании венков, после кумления, выбирали подбрасыванием вверх платков старшую куму, которая и носила это название в продолжение целого дня. Потом возвращались веселым хороводом в село с тем, чтобы в Троицын день снова прийти в тот же лес развить свои венки. Каждая пара рассматривала, завял или еще свеж ее венок ; по нему судили о своем счастии или несчастии. Кроме того, свивали еще венки и для своих родных, испытуя и их судьбу. Иногда веселая толпа отправлялась к реке, чтобы гадать. Чей венок принесется водою первым к берегу, та думала, что она прежде своих подруг выйдет замуж; чей венок приплывет вторым, та выйдет замуж после своей подруги; но если венок начнет качаться на одном месте и не выплывет, то считалось, что обладательнице его не выйти замуж; чей венок потонет, той девушке или жениху ее суждено вскоре умереть. Во Владимирской губ., Поволжье и Сибири на Семик совершался молодежный поздравительный обход односельчан. В Нижнеудинском у. семишники (так называли здесь участников семиковых обходов дворов) составляли группы по 10-15 человек. Такая группа называлась "вьюном". Всего в селе набиралось пять вьюнов. "Вьюном" же называлась и песня , которую они исполняли под окнами. Обход дворов на Семик сочетался с выходом в лес и известным об рядом березки. Когда вечером возвращались с реки, "утопив" березку, пели группами по дворам. Семишникам подавали яички. Сходная картина описана корреспондентом Тенишевского бюро из Меленковского у. Владимирской губ. (с. Домнино): на Семик по дворам ходили партии девушек-подростков, подобранные по возрастам; из собранных под окошками яиц, молока и масла на берегу реки "варили яичницу". В Вязниковском у. той же губернии (с. Станки, Мстерской вол.) во время обхода дворов двух подростков наряжали Семиком и Семичихой, и в исполнявшейся при этом песне фигурировали эти же персонажи. Веселое шествие сопровождалось ударами палки в старое ведро. Хозяева подавали муку, крупу, масло, сметану, яйца, сахар. Еду из собранных продуктов молодежь готовила на Троицу. О. П.

летний праздник у славян ( неделя перед Троицей). Для СЕМИКА характерны вождение хороводов, игры, гадания, завивание венков, украшение деревьев и т.п.

Значение слова Семик в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сень - в архитектуре — шатер, навес на столбах ...
  • Сентябрь - — девятый месяц календарного года, в Древнем Риме ...
  • Сентиментальность - чувствительность, чрезмерная нежность в выражении чувств, слезливая ...
  • Сентенция - — мысль, изречение, приговор — изречение нравоучительного характера. ...
  • Сенсация - чувство сильное, ошеломляющее впечатление от какихлибо ...
  • Сеннар - — Сеннарский султанат, султанат фунгов — государство в ...
  • Сени - — сенница, сенки, сенцы — нежилая часть дома, ...
  • Селище - — остатки древнего неукрепленного поселения. ...
  • Селевкиды - — царская династия, правившая в 312—64 гг. до ...
  • Секундант - — содействующий, способствующий — доверенное лицо участника дуэли, ...
  • Сектор - — разрезаю, разделяю — четко выраженная составная часть ...
  • Секта - — один из типов религиозных объединений: религиозная группа, ...
  • Секстет - — шестой — ансамбль из 6 музыкантов или ...
  • Секретарь - — доверенное лицо — служащий, ведающий делопроизводством учреждения ...
  • Чресла - (стегно, бедро) — евр. ярёх. Чресла (стегно, бедро). ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари