— течение в христианстве, возникшее на рубеже IV—V вв. и названное по имени его основателя Пелагия. Направлено против наиболее мрачных сторон учения Августина, против прославления аскетизма. С точки зрения П. первородный грех не извратил положительных качеств человека. Крещение лишь приобщает верующего к общине, но не является искупительным. Достижение спасения связывается больше с нравственными силами самого человека, со свободой выбора, чем с божественной благодатью. Тяготеет к античной философии. Было встречено в штыки ортодоксальными идеологами, объявлено ересью, последователи подверглись гонениям.
Доктрина, согласно которой люди могут заслужить свое спасение. Делает сильный акцент на роли человеческих трудов и принижает идею Божественной милости. Является диаметрально против оположной мнению Блаженного Августина.