Что такое Обожение? Значение слова Обожение в историческом словаре

Обожение - основная для богословия святости концепция , согласно которой человек может проникаться Божественными энергиями и соединяться с Богом. Это соединение и составляет существо святости (см.). Учение об обожении в своих начальных формах складывается в византийском богословии уже в период между Первым и Вторым Вселенскими соборами в писаниях св. Афанасия Великого и каппадокийских отцов (св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского). В полемике с арианами уясняется смысл Боговоплощения, значение его в спасении человека. Боговоплощение , т.е. нераздельное и неслиянное соединение в одном Лице Божественной и человеческой природ открывает человеку путь к Богу, соединение с Богом: благодаря тому что Христос сделался человеком, человек может сделаться Богом по благодати, т.е. сделаться причастником Божества. Эта причастность осуществляется за счет Божественных энергий. "Божественные энергии нисходят до нас", - пишет св. Василий Великий, тогда как Божественная "сущность остается неприступной" (PG, 32, 869АВ). "Бог, невидимый по природе, делается видимым благодаря энергиям", - учит св. Григорий Нисский (PG, 44, 1269А ). Возможность восприятия этих энергий тварным естеством и прежде всего человеческой природой была следующей проблемой, поставленной византийским богословием . Существенное значение для решения этого богословского вопроса имело учение Псевдо-Дионисия Ареопагита о благих волениях Божиих, т.е. о Промысле Божием, предназначившим тварь к преображению, спасению и соединению с Божеством как началом , вложившим в нее благое бытие . Учение об обожении получило решительное развитие в творениях преп. Максима Исповедника . Преп. Максим пишет об изначальной предназначенности природы человека к обожению. Он говорит: "Сделаемся богами через Господа, потому что именно для этого человек получил существование - Бог и Господин по природе" (PG, 90, 953В). Это предназначение содержится в природном начале человека, в его природном логосе (logos ths fusews), это и есть тот образ и подобие Божие, по которому Бог создает человека. Между тем способ существования человека может входить в противоречие с его природным логосом, первородный грех и был становлением этого противоречия. Это противоречие преодолевается в воплощении Бога Слова благодаря взаимопроникновению (pericwrhsis) Божественной и человеческой природ во Христе. Следуя за Христом и согласуя свою волю с природным логосом, человек становится причастником Божества. Конечным моментом этого движения и является обожение , когда "люди все целиком соучаствуют в Боге всем целиком, чтобы по образу соединения души и тела Бог становился доступным соучастию в Нем души, а через посредство души и тела, дабы душа получила постоянство, а тело - бессмертие и дабы человек весь целиком сделался Богом, обоженный благодатью Бога, сделавшегося человеком, полностью (душею и телом) оставаясь человеком по природе и полностью (душею и телом) становясь Богом по благодати" (PG, 91, 1088С). Эта конечная цель достигается и в исторической жизни церкви - в Евхаристии как предвосхищении грядущего Царства Небесного и в святости. Это учение об обожении лежит в основе того понимания святости, которое излагает св. Иоанн Дамаскин как в своей полемике с иконоборцами, так и в "Точном изложении". Говоря о необходимости почитания святых, он пишет: "Богами же, и царями, и господами называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы... Они соединились с Богом, приняв Его в себя, и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе" (Точное изложение, кн. IV гл. 15). Это учение входит в православную традицию и является богословским основанием для почитания святых.

Обожение

основная для богословия святости концепция , согласно которой человек может проникаться Божественными энергиями и соединяться с Богом. Это соединение и составляет существо святости (см.). Учение об обожении в своих начальных формах складывается в византийском богословии уже в период между Первым и Вторым Вселенскими соборами в писаниях св. Афанасия Великого и каппадокийских отцов (св. Василия Великого, св. Григория Богослова и св. Григория Нисского). В полемике с арианами уясняется смысл Боговоплощения, значение его в спасении человека. Боговоплощение , т.е. нераздельное и неслиянное соединение в одном Лице Божественной и человеческой природ открывает человеку путь к Богу, соединение с Богом: благодаря тому что Христос сделался человеком, человек может сделаться Богом по благодати, т.е. сделаться причастником Божества. Эта причастность осуществляется за счет Божественных энергий. "Божественные энергии нисходят до нас", - пишет св. Василий Великий , тогда как Божественная "сущность остается неприступной" (PG, 32, 869АВ). "Бог, невидимый по природе, делается видимым благодаря энергиям", - учит св. Григорий Нисский (PG, 44, 1269А ). Возможность восприятия этих энергий тварным естеством и прежде всего человеческой природой была следующей проблемой, поставленной византийским богословием . Существенное значение для решения э того богословского вопроса имело учение Псевдо-Дионисия Ареопагита о благих волениях Божиих, т.е. о Промысле Божием, предназначившим тварь к преображению, спасению и соединению с Божеством как началом , вложившим в нее благое бытие . Учение об обожении получило решительное развитие в творениях преп. Максим а Исповедника . Преп . Максим пишет об изначальной предназначенности природы человека к обожению. Он говорит: "Сделаемся богами через Господа, потому что именно для этого человек получил существование - Бог и Господин по природе" (PG, 90, 953В). Это предназначение содержится в природном начале человека, в его природном логосе (logos ths fusews), это и есть тот образ и подобие Божие, по которому Бог создает человека. Между тем способ существования человека может входить в противоречие с его природным логосом, первородный грех и был становлением этого противоречия. Это противоречие преодолевается в воплощении Бога Слова благодаря взаимопроникновению (pericwrhsis) Божественной и человеческой природ во Христе. Следуя за Христом и согласуя свою волю с природным логосом, человек становится причастником Божества. Конечным моментом этого движения и является обожение , когда "люди все целиком соучаствуют в Боге всем целиком, чтобы по образу соединения души и тела Бог становился доступным соучастию в Нем души, а через посредство души и тела, дабы душа получила постоянство , а тело - бессмертие и дабы человек весь целиком сделался Богом, обоженный благодатью Бога, сделавшегося человеком, полностью (душею и телом ) оставаясь человеком по природе и полностью (душею и телом) становясь Богом по благодати" (PG, 91, 1088С). Эта конечная цель достигается и в исторической жизни церкви - в Евхаристии как предвосхищении грядущего Царства Небесного и в святости. Это учение об обожении лежит в основе того понимания святости, которое излагает св. Иоанн Дамаскин как в своей полемике с иконоборцами, так и в "Точном изложении". Говоря о необходимости почитания святых, он пишет: "Богами же, и царями, и господа ми называю их не по природе, но потому, что они царствовали над страстями и преодолели их, и в неизменном виде сохранили Божественный образ и подобие, по которому были созданы... Они соединились с Богом, приняв Его в себя , и сделались по причастию и благодати тем же, что Он является по природе" (Точное изложение , кн. IV гл. 15). Это учение входит в православную традицию и является богословским основанием для почитания святых.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Оглеение - химическое восстановление минеральной части почвы или гор, ...
  • Оток - (некр,) остров . Очень древнее славянское слово; ...
  • Осетины - очень древняя кавказская народность ; она составилась ...
  • Орловы - (дон.) ст. Березовской; 1) Иван Георгиевич в ...
  • Олень - парнокопытное животное, название которого на языках персидском ...
  • Оземейные - особое правовое состояние Казаков неспособных к военной ...
  • Однодворцы - особый класс военных земледельцев, живших на окраинах ...
  • Оппозиция - противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов и действий взглядам ...
  • Олимпионик - в Древней Греции победитель Олимпийских игр. ...
  • Ойкумена - у древних греков весь обитаемый мир. ...
  • Обычай - стереотипизированная форма поведения, связанная с деятельностью или отношениями, ...
  • Обскурация - согласно концепции Л. Н. Гумилева, фаза в этногенезе ...
  • Обсыпка - верхний слой земли над фортификационным сооружением, предназначенный ...
  • Очистилище - (Евр 9.5)крышка ковчега откровения, над которой Бог открывался ...
  • Славянофилы - сторонники одного из наиболее влиятельных идейных течений ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари