Что такое Нимб? Значение слова Нимб в историческом словаре

1) Нимб - — условное обозначение сияния, обычно вокруг головы на изображениях богов и святых, ангелов, пророков, а в Древней Греции — и героев. Происхождение Н. связано с астральными культами.

2) Нимб - (лат. nimbus), сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых, запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зеленые нимбы ). Особой формой нимба является мандорла (от итал. mandorla миндалина) - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых). Изобразительные формы нимбов восходят к античности. В античных изображениях нимб мог усваиваться языческим божествам, полубогам и героям в качестве атрибута их божественности. Такие изображения соответствовали античным представлениям о том, что тело богов состоит из легкой светящейся субстанции, причем эта субстанция, когда боги являлись в человеческом облике, давала себя знать как сияющее облако. В античных изображениях встречается как круглый нимб над головой изображаемого, так и мандорла, полностью заключающая в себе фигуру. В христианской иконографии нимбы встречаются уже в IV в. Первоначально они (а именно, мандорла) появляются в изображениях Вознесения Христа; с V в. с малым нимбом изображается Богородица , мученики и другие святые . Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери. Малый нимб может иметь разные формы. В изображениях Бога Отца нимб первоначально имел форму треугольника , позднее же форму шестиконечной звезды. Христос изображается преимущественно с так наз. "крестовым" нимбом - нимбом в виде диска с вписанным в него равноконечным крестом. Эта же форма нимба встречается и на символических изображениях Христа в виде Пастыря Доброго и Агнца Божиего. Существовала традиция , в которой новозаветные святые изображались с золотым нимбом, а ветхозаветные ( пророки и патриархи - см.) - с серебрянным. С развитием учения об обожении (см.) нимбы осмысляются как условное изображение нетварных божественных энергий и могут ассоциироваться с Фаворским светом. Нимб или мандорла, окружающая Христа, понимается как изображение того света , который апостолы Петр , Иаков и Иоанн видели исходящим от Христа при Его Преображении (см. Мк. 9. 3); этот свет, по учению св. Григория Паламы, был манифестацией нетварных божественных энергий. Этот же свет усваивается и святым, поскольку святость (см.) и состоит в провнизанности божественными энергиями, т.е. в причастности Божеству по благодати, Иконографический прием получает здесь, как и во многих других случаях, точный богословский коррелят и соотносится с богословием святости в целом.

3) Нимб - (лат. — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма ; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. «кресчатый нимб») — важнейший атрибут , который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.       


Синонимы: нимб, ореол, сияние, сиянье

Нимб

— условное обозначение сияния, обычно вокруг головы на изображениях богов и святых, ангелов , пророков, а в Древней Греции — и героев. Происхождение Н. связано с астральными культами.

(лат. nimbus), сияние вокруг головы Иисуса Христа и святых, запечатлеваемое на их иконных и другого рода изображениях; как правило имеет форму круга и рисуется золотом (возможны также синие и зеленые нимбы ). Особой формой нимба является мандорла (от итал. mandorla миндалина) - сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых). Изобразительные формы нимбов восходят к античности. В античных изображениях нимб мог усваиваться языческим божествам, полубогам и героям в качестве атрибута их божественности. Такие изображения соответствовали античным представлениям о том, что тело богов состоит из легкой светящейся субстанции, причем эта субстанция, когда боги являлись в человеческом облике, давала себя знать как сияющее облако. В античных изображениях встречается как круглый нимб над головой изображаемого, так и мандорла, полностью заключающая в себе фигуру. В христианской иконографии нимбы встречаются уже в IV в. Первоначально они (а именно, мандорла) появляются в изображениях Вознесения Христа; с V в. с малым нимбом изображается Богородица , мученики и другие святые . Изображение Христа в мандорле особенно свойственно иконографии Преображения Господня и Второго Пришествия; мандорла передает здесь сияние славы Господней. Это же значение прославления имеет мандорла и в иконографии Успения Божией Матери. Малый нимб может иметь разные формы. В изображениях Бога Отца нимб первоначально имел форму треугольника , позднее же форму шестиконечной звезды. Христос изображается преимущественно с так наз. "крестовым" нимбом - нимбом в виде диска с вписанным в него равноконечным крестом. Эта же форма нимба встречается и на символических изображениях Христа в виде Пастыря Доброго и Агнца Божиего. Существовала традиция , в которой новозаветные святые изображались с золотым нимбом, а ветхозаветные ( пророки и патриархи - см.) - с серебрянным. С развитием учения об обожении (см.) нимбы осмысляются как условное изображение нетварных божественных энергий и могут ассоциироваться с Фаворским светом. Нимб или мандорла, окружающая Христа, понимается как изображение того света , который апостолы Петр , Иаков и Иоанн видели исходящим от Христа при Его Преображении (см. Мк. 9. 3); этот свет, по учению св. Григория Паламы, был манифестацией нетварных божественных энергий. Этот же свет усваивается и святым, поскольку святость (см.) и состоит в провнизанности божественными энергиями, т.е. в причастности Божеству по благодати, Иконографический прием получает здесь, как и во многих других случаях, точный богословский коррелят и соотносится с богословием святости в целом.

(лат. — облако, туча) — условное обозначение сияния вокруг головы в изображениях Христа, Богоматери, святых и т. д. Известен в античности, начиная с эпохи эллинизма ; с IV века распространяется в христианском искусстве. Нимб бывает разной формы (круглый, треугольный, шестиугольный и т. д.) и разного цвета. Круглый нимб с вписанным в него крестом (т. наз. «кресчатый нимб») — важнейший атрибут , который присваивается только историческим и символическим изображениям Христа.       

Значение слова Нимб в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Номады - — кочевники . ...
  • Ноктюрн - в XVIII и XIX вв. многочастное инструментальное ...
  • Нокаут - — потеря боксером способности свыше 10 секунд продолжать ...
  • Ной - — библейский праведник спасшийся вместе со своей семьей ...
  • Новороссия - — историческая область на Юге России и Украины ...
  • Новик - в русском государстве XVI—XVII вв. молодой дворянин, ...
  • Новгородок - — название эстонской крепости Вастселинна в русских летописях ...
  • Нивелир - — оптикомеханический инструмент для геометрического нивелирования, определения высот ...
  • Неф - — корабль — вытянутое помещение, часть интерьера, обычно ...
  • Нетто - — чистый вес продукта, товара, без упаковки, после ...
  • Нетерпимость - — вражда и ненависть к инакомыслящим, иноверцам, а ...
  • Несторианство - — течение в христианстве, возникшее в Византии в ...
  • Несессер - — необходимый — набор предметов туалета, принадлежностей для ...
  • Нереи - — в греческой мифологии — морское божество, обладавшее ...
  • Диаспора - — расселение евреев со времени Вавилонского плена в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари