Что такое Фарисеи? Значение слова Фарисеи в историческом словаре

1) Фарисеи - - древнееврейское «нерушим» - отделившиеся - представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. Выражали интересы преимущественно средних слоев населения. Настаивали на строгом соблюдении писаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались показным благочестием. В евангелиях Ф. называют лицемерами. Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа.

2) Фарисеи - -религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.5), что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже, однако, это учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см. например, хранилища), выродилось в лицемерие и гордость, что в свою очередь превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь обличал и порицал сам дух фарисейства-высокомерие, самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1). Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух их учения ясно виден еще и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи)

3) Фарисеи - - одно из главных религиозно-политических течений в Иудее во 2 в. до н.э.- 2 в. н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоёв населения. В Евангелиях фарисеи называются лицемерами. Отсюда переносное значение слова - лицемер, ханжа.

4) Фарисеи - (Перушим, т. е. толкователи), самая многочисленная и могущественная партия между евреями. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Хр.) и говорит о них следующее: Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах». Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (Деян. 23:6 и дал.; 24:15 и дал.), и Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя фарисеем. Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных, добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными (т.е. неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей». Но Господь Иисус раскрыл лицемерие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности. Возьмем несколько примеров. Омывать руки до и после еды (Мат. 15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из раввинов, повинен смерти». Далее, если сын определял в дар Богу те средства, которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его свободным от этой обязанности. Таким образом, они своими постановлениями уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность, любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее и мытаре (Лук. 18:9 и дал.). Фарисеи были самыми злобными противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мат. 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис и тмин (Мат. 23:23). Срав. следующие места: Мат. 9:11,34; 15; 19: 23; Map . 10; Лук. 5; 7; 11; 14; 15:2; 16; Иоан. 7:32; 9:15; 11:47; 12:19. Надо заметить, что и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание. Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и к ним, так же как и к мытарям. См. Лук. 7:36 и дал.; 11:37 и дал.; 14:1 и дал. Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Иоан. 12:42), а, может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени, возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян. 5:34 и дал.). Наконец, нужно прибавить, что усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мат. 23: 15), подготовила почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который давал возможность излагать общине новое учение (Лук. 4:16; Деян. 17:2). Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия небесного семени.

Фарисеи

- древнееврейское «нерушим» - отделившиеся - представители общественно-религиозного течения в Иудее во II в. до н. э. Выражали интересы преимущественно средних слоев населения. Настаивали на строгом соблюдении писаний религии, проповедовали учение о загробной жизни, занимали враждебные позиции в отношении эллинистической культуры, отличались показным благочестием. В евангелиях Ф. называют лицемер ами. Отсюда переносное значение слова – лицемер, ханжа .

-религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.5), что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже, однако, это учение , делающее упор на исполнение внешних обрядов (см. например, хранилища), выродилось в лицемер ие и гордость, что в свою очередь превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь обличал и порицал сам дух фарисейства-высокомерие, самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1). Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух их учения ясно виден еще и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи)

- одно из главных религиозно-политических течений в Иудее во 2 в. до н.э.- 2 в. н.э.; выражали интересы преимущественно средних слоёв населения. В Евангелиях фарисеи называются лицемер ами. Отсюда переносное значение слова - лицемер, ханжа .

(Перушим, т. е. толкователи), самая многочисленная и могущественная партия между евреями. Иосиф Флавий, написавший историю еврейского народа, впервые упоминает о фарисеях при первосвященнике Ионафане (около 145 г. до Р.Хр.) и говорит о них следующее: Фарисеи живут скудно, воздерживаются от вкусной пищи и следуют велению разума: что разум предписывает им, как добро, то они и делают, и верят, что им следует серьезно стремиться исполнять предписания разума. Они оказывают почтение старцам, и что бы те не утверждали — фарисеи не противоречат им. Думая, что все совершается по ранее намеченным планам, они все же не отрицают свободы выбора со стороны человека. По их мнению, Бог ставит события в такой порядок, чтобы исполнилось то, что Он хочет, и в то же время воля человека свободна в выборе между добродетелью и пороком. Они также верят, что души бессмертны и заслужат в преисподней награду или наказание, смотря по тому, как люди жили в этой жизни — добродетельно или порочно; последние будут содержаться в вечной темнице, первые же получат силу пробудиться и жить снова. Такое учение привлекло к ним широкие массы, и во всем, что относилось к богослужению, молитве и жертвоприношениям, люди стали поступать по их указаниям; и города давали хороший отзыв о их добродетельных поступках и словах». Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (Деян. 23:6 и дал.; 24:15 и дал.), и Павел, который воспитывался в их среде, в некотором отношении выставляет и себя фарисеем. Не только это характеризовало фарисеев, но также подчеркнуто строгое соблюдение всяких внешних установлений, как предписанных законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к закону. Они были ревностными хранителями отеческих установлений, как церковных, так и общественных, добивались политической независимости еврейского народа. Фарисеи были ортодоксальными (т.е. неуклонно соблюдающими признанные догматы) патриотами, в противоположность либеральной партии саддукеев, которая относилась к этим вопросам более свободно. Фарисеи пользовались уважением со стороны народа, и одна пословица гласила: «ели бы только два человека попали на небо, то один из них был бы фарисей». Но Господь Иисус раскрыл лицемер ие фарисеев, показав, что их внешняя святость прикрывает внутреннюю нечистоту. Со всеми своими благочестивыми правилами, они были подобны окрашенным гробам. Эти правила, которые впоследствии были собраны и развиты в Талмуде, второй Библии евреев, содержат иногда самые нелепые странности. Возьмем несколько примеров. Омывать руки до и после еды (Мат. 15:2), они считали религиозным обрядом, неисполнение которого являлось таким же грубым преступлением, как прелюбодеяние, и за нарушение этого правила исключали из своей общины: «кто берет пищу неумытыми руками», говорит один из раввинов, повинен смерти». Далее, если сын определял в дар Богу те средства, которые должен был употребить на содержание отца или матери, то они считали его свободным от этой обязанности. Таким образом, они своими постановлениями уничтожили слово Божие, оставив в стороне важнейшее в Законе: праведность, любовь и милосердие, а допустили лицемерие, сребролюбие, ложную праведность и презрительное отношение к прочим людям. На это указал Иисус в притче о фарисее и мытаре (Лук. 18:9 и дал.). Фарисеи были самыми злобными противниками Христа, и Христос предвидел, что мытари и блудницы скорее войдут в Царство Божие (Мат. 21:31), чем они, хотя фарисеи часто постились, расширяли свои хранилища (повязки на руках и на лбу со словами закона), долго молились и давали десятину даже с самых незначительных огородных растений, как мята, анис и тмин (Мат. 23:23). Срав. следующие места: Мат. 9:11,34; 15; 19: 23; Map . 10; Лук. 5; 7; 11; 14; 15:2; 16; Иоан. 7:32; 9:15; 11:47; 12:19. Надо заметить, что и со стороны фарисеев Иисусу Христу иногда оказывалось уважение и внимание. Многократно мы читаем, что фарисеи приглашали Его к себе в дома, и что Он шел и к ним, так же как и к мытарям. См. Лук. 7:36 и дал.; 11:37 и дал.; 14:1 и дал. Может быть, такие приглашения были вызваны тайным желанием познать истину: по словам ев. Иоанна, многие из начальников веровали в Иисуса (Иоан. 12:42), а, может быть, это было по обычаю восточного гостеприимства. В известной степени, возможно, воспринял истину также и фарисей Гамалиил, который в синедрионе высказал свое мнение о деятельности апостолов (Деян. 5:34 и дал.). Наконец, нужно прибавить, что усиленная ревность по нахождению приверженцев (прозелитов), побуждавшая их ездить по всем странам, чтобы обращать язычников (Мат. 23: 15), подготовила почву для проповеди Евангелия. Почти везде, куда приходили благовествовать апостолы, находились общины прозелитов, знакомых с учением фарисеев о мире духов и воскресении, и привыкших к богослужебному порядку в синагогах, который давал возможность излагать общине новое учение (Лук. 4:16; Деян. 17:2). Поэтому, когда величайший из миссионеров, родом еврей, по воспитанию и учению фарисей, по языку грек, рожденный римским гражданином, выступил с проповедью о воскресшем Христе, — он везде находил подготовленную почву для восприятия небесного семени.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Фарисеи в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Фашизм - — идеология и политическое течение возникшее после 1й ...
  • Фацеция - — шутка — жанр короткого смешного рассказа типа ...
  • Фаустпатрон - ручной гранатомет одноразового действия для борьбы с ...
  • Фауна - — богиня лесов и полей покровительница животных в ...
  • Фатум - — у древних римлян — олицетворение воли богов, ...
  • Фатимиды - — династия халифовисмаилитов, правившая на Ближнем Востоке в ...
  • Фатализм - — рок, судьба — представление о неотвратимой предопределенности ...
  • Фантазер - человек живущий фантазиями, мечтатель, строящий несбыточные планы ...
  • Фанатизм - исступленный доведенная до крайней степени приверженность ...
  • Фанаберия - — заносчивость, кичливость, спесь, чванство. ...
  • Фамилия - — семья род. В Древнем Риме семейная хозяйственноюридическая ...
  • Фальшборт - — ложный борт — продолжение бортовой обшивки судна ...
  • Фальцет - — один из регистров мужского певческого голоса, используется ...
  • Фальконет - — название артиллерийского орудия калибра 45—100 мм в ...
  • Иск - — исковое заявление в суд, арбитраж или третейский ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари