- добровольный уход из жизни стоики считали нравственно допустимым: "Они усматривали в этом именно высшее обнаружение нравственной свободы, шаг, с помощью которого человек доказывает, что он причисляет жизнь к безразличным вещам, и на который человек право мочен, как только какие-либо обстоятельства заставляют его считать более естественным покинуть жизнь, чем оставаться в ней" (Э.Целлер). На против , в иудео-христианской традиции самоубийство подпадает под прямой запрет "не убий" (Втор.5.17). Фома Аквинский видел в нем 1) грех против естественного закона , согласно которому человек должен любить себя , 2) грех против церковной общины и 3) грех против Бога, право которого давать или отбирать дар жизни никто не должен присваивать себе . По мере дехристианизации культуры вновь стали обосновывать право на самоубийство. Д.Юм (XVIII в.) утверждал, что воля Божия в отношении к миру ограничивается вопросами порядка и стабильности природы и не распространяется на решения человека, жить ему в мире или нет. Тем самым самоубийство - не больший грех, чем эмиграция . А.Камю, однако , настаивал: "Самоубийство - ошибка", оно означает духовную капитуляцию перед абсурдом мирового бытия.
сознательное, намеренное лишение человек ом себя жизни посредством духовно-волевых усилий и определенных физических действий. Среди разнообразия причин, провоцирующих людей на суицидапьные попытки, чаще всего выделяют внешние, социальные и внутренние, нравственно-психологические. В ряду первых называют экономические кризисы общегосударственных масштабов и материальноденежные затруднения частного характера , социальный гнет, семейные конфликты , несчастную любовь , крупные неприятности на работе, страх перед уголовным наказанием, алкоголизацию организма и сопутствующие ей деструктивные изменения в психике. К причинам второго ряда относится в первую очередь то, что называют экзистенциальной катастрофой, крахом всей системы жизненных ценностей, утратой смысла жизни. В этом же ряду стоит и такая причина, как одиночество , ощущение своей покинутости. Все указанные причины приводят к одному и тому же результату: собственная жизнь обесценивается, утрачивает привлекательность в глазах человека , превращается в невыносимое бремя и рождает желание избавиться от него. Надежным способом решения этой проблемы может стать обращение человека к высшим ценностям, к процессу самоактуализации и духовного совершенствования.