Что такое Ушаков Симон Федорович (Пимен Федорович)? Значение Ушаков Симон Федорович (Пимен Федорович) в биографическом словаре

Ушаков Симон Федорович (Пимен Федорович) - Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 1686) - знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские ""жалованные"" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было ""знаменить"", то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучшего на Москве иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете. Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича , в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова, свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, в которых она находилась до его появления. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, он не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII столетии на Руси, писал и древним пошибом, и в новом, так называемом ""фряжском"" стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и, вместо рабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображения окоченелых, неестественных фигур, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно, лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. Д. Ровинский в своем ""Подробном словаре русских граверов"" указывает на два офорта, исполненных им самим. Ср. Г. Филимонов ""Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи"" (Москва, 1873). А. С-в.

Ушаков Симон Федорович (Пимен Федорович)

Ушаков ( Симон или Пимен Федорович , 1626 - 1686) - знаменитый московский иконописец , происходил, вероятно , из посадских людей и, по-видимому , очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские ""жалованные"" (то есть получавшие постоянное содержание ) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было ""знаменить"", то есть делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых , серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена , сочинять узоры для рукоделий, чертить карты , планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того , образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучше го на Москве иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более : он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете. Икон, писанных Ушаковым, дошло до нас довольно много , но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы : Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Бого матери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича , в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры ), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы Ушакова, свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени , художник талантливый , прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, в которых она находилась до его появления. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, он не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII столетии на Руси , писал и древним пошибом, и в новом, так называемом ""фряжском"" стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и, вместо рабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображения окоченелых, неестественных фигур, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение , хотя достигал всего этого , конечно , лишь настолько , насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта. В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов. Д. Ровинский в своем ""Подробном словаре русских граверов"" указывает на два офорта, исполненных им самим. Ср. Г. Филимонов ""Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи"" ( Москва , 1873). А. С-в.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари