Что такое Россия, разд. Церковная история? Значение Россия, разд. Церковная история в биографическом словаре

Россия, разд. Церковная история - Рерковно-исторические знания проникли в среду русских книжных людей, преимущественно духовенства, вместе с самим христианством; источником их были агиографические сборники, творения святых отцов и византийские всемирно-исторические хроники в славянских переводах, выборках и обработках. Весьма долго русские пользовались ими в целях богословско-полемических. Так как девиз православия - хранение предания, то при всяком возникавшем крупном разномыслии по вопросам догмата или канона каждая сторона стремилась доказать, что предание, то есть история церкви, на ее стороне. Так было, например, в XV - XVI веках, в эпоху разделения русской метрополии, споров о монастырских землях и ересей стригольников, жидовствующих и Феодосия Косого ; но особенно энергичный толчок полемике дан был Брестской унией и попытками протестантских богословов войти в общение с восточной церковью, а затем исправлением книг и расколом старообрядства. Замечательнейшие труды русских книжников XV - XVII веков: ""Просветитель"" Иосифа Волоцкого , ""Великие Минеи-Четии"" митрополита Макария , трактат Адама Зерникова о Святом Духе и сочинения Христофора Филалета (Брянского) против унии. Более правильно и устойчиво церковно-исторические знания стали культивироваться сперва в Западной Руси, в школах православных братств и особенно в Киевской академии; оттуда они перешли в Москву, в Славяно-Греко-Латинскую академию. В полемических сочинениях первой эпохи борьбы с расколом обе стороны посвящают много внимания истории и археологии церкви; так например, в ""Поморских ответах"" братьев Денисовых содержатся целые трактаты, выполненные местами с большим знанием дела и остроумием (например, ""ответ"" о двуперстии и в особенности блестящая критика подложного ""деяния на еретика Мартина"", выдвинутого против раскольников известным Питиримом Нижегородским). В XVIII веке церковно-исторические знания в России, сравнительно с XVII веком, пришли скорее в упадок, чем поднялись, несмотря на умножение духовных училищ, а потом, постепенно, и академий. Выдающимся историком конца XVIII и начала XIX века может быть назван только митрополит Платон . Вслед за ним явился весьма видным деятелем не только церковной, но и вообще русской истории и археологии киевский митрополит Евгений (Болховитинов) , трудами которого, главным образом по собиранию, описанию и систематизации всякого рода памятников старины, руководила непосредственно любовь к такому изучению помимо богословских целей. Религиозное оживление, охватившее всю Европу после 1815 г., создало на Западе историческую богословскую школу, в которой церковная история приобрела, наконец, полную самостоятельность особой научной дисциплины. В русской церковно-исторической науке этот благоприятный поворот долго не мог сказаться с полной силой и ясностью: в деятелях чисто научного духа недостатка не было, но господствовавший режим стремился удержать их в старой, вероисповедно-полемической колее, и заставить служить целям официальной народности и официального православия. Вследствие этого наука далеко не получила всего, чего могла ожидать, например, от протопопа Павского (первого русского богослова-гебраиста), профессора Гилярова (талантливого расколоведа, одну сторону воззрений которого потом непомерно развил Щапов ) и других. С вступлением на престол императора Александра II внешние условия стали гораздо благоприятнее, особенно после издания устава духовных академий 1874 г. Русская церковно-историческая наука остается православной, но деятели ее начинают чаще и живее отзываться на течения западной науки, и стремятся усвоить общеисторический метод, сблизиться с русскими светскими историками. Впрочем, в этом отношении и до сих пор дело еще не доведено до желанного положения; между прочим, этому содействовал и личный характер некоторых из деятелей русской церковно-исторической науки - их крайняя скромность и замкнутость, их крайне недоверчивое отношение к результатам собственных исследований, к собственным взглядам и теориям. Все знавшие, например, профессора протопопа Горского говорят, что по его печатным трудам нельзя и понятия себе составить об обилии его знаний и глубине его исторического понимания; тоже надо сказать и о некоторых других профессорах, например Ловягине и Чельцове . В духовных академиях имеются по церковной истории несколько специальных кафедр (история Вселенской церкви, русской церкви, западных исповеданий, славянских церквей, русского раскола); духовная цензура во многих областях чисто исторического характера не ставит препятствий критическому исследованию и изложению фактов, требуя лишь православного отношения к ним (при Александре II ставились внешние преграды лишь лицам, считавшимся крайними отрицателями, например, Ф. Терновскому ). Преобладающие направления русской церковно-исторической науки за время с 1855 по 1899 г. - с одной стороны, старое, вероисповедно-полемическое, с другой стороны, новое, историко-критическое. Отличительная черта этого периода - появление ряда самостоятельных русских работ по истории церкви Вселенской, византийской и даже западной, тогда как ранее русские являлись с самостоятельными работами почти исключительно по истории русской церкви. Историко-критическое направление не дозволяет широких историко-философских концепций; отсюда другая преобладающая черта - монографичность и бедность выходящих за пределы монографии обобщений. Обязанности духовного пастырства отвлекают от научной работы много молодых сил; можно назвать ряд исследователей, замолкнувших совсем или почти совсем после магистерской диссертации. Из научных деятелей выдаются по палеографии, библиологии, археологии - профессор протоиерей Горский, архимандрит Леонид , Амфилохий , Порфирий (Успенский) , профессор Н. Покровский , Красносельцев (умер в 1898 г.), Дмитриевский ; по всеобщей церковной истории - профессор И.Е. Троицкий (""Арсений и арсениты"" - замечательный взгляд на взаимоотношения белого и черного духовенства в западной и восточной церкви и на влияние этих отношений на судьбы обеих церквей), профессор А. Воронов (""Кирилл и Мефодий""), протоиерей А.И. Иванцов-Платонов (""Ереси и расколы III первых веков христианства""), профессор В.В. Болотов , один из первых знатоков церковной истории не только в России, но и в Европе (""Учение Оригена о Святой Троице"" и множество важных журнальных статей особенно по истории Востока), профессора Курганов , Голубев , Лебедев (собрание сочинений А.И. Лебедева, выходящее теперь в свет, дает полную историю церкви до разделения и византийско-восточной церкви до наших дней); по церковной литературе: архиепископ Филарет Гумилевский (""Историческое учение об отцах церкви""), архимандрит Сергий (""Полный месяцеслов Востока"" - ценный свод сведений из житий святых восточной церкви), профессор Н.Н. Глубоковский (""Блаженный Феодорит, епископ Кирский""), А. Спасский (""Аполлинарий Лаодикийский""); по истории русской церкви - архиепископ Филарет Гумилевский (""История русской церкви""), митрополит Макарий (""История русской церкви""), профессор Е.Е. Голубинский (""История русской церкви в домонгольский период"" и ряд статей в журнале ""Богословский Вестник"", составляющих ее продолжение), протоиерей П. Николаевский (""Учреждение патриаршества в России""), П. Знаменский , священник Морошкин (""Иезуиты в России"", ""Воссоединение унии""), профессор Коялович (""История воссоединения западно-русских униатов""), Ю.Ф. Самарин (""Феофан Прокопович""). Постоянными органами церковной науки служат журналы духовных академий: ""Христианское Чтение"" (Санкт-Петербург), ""Богословский Вестник"" (Москва), ""Труды Киевской Духовной Академии"" (Киев), ""Православный Собеседник"" (Казань). Творения святых отцов в русском переводе издаются при Московской, Петербургской и Киевской духовных академиях; из изданий Казанской академии особенно важен перевод деяний Вселенских соборов. Другие периодические органы, где являлись и являются ценные статьи: ""Вера и Разум"", ""Чтения в обществе любителей духовного просвещения"", ""Чтения в обществе любителей древней письменности"", ""Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских"", ""Странник"", ""Душеполезное Чтение"", ""Православное Обозрение"", ""Русский Вестник"", ""Русское Обозрение"", ""Византийский Временник"". Славянофилы - Хомяков и Киреевский - дали первую русскую философию церкви и ее истории. Теория церкви Хомякова нашла в церковной православной среде и поклонников, и противников; отношение к ней церкви и факультетской науки доселе не установилось, но она во всяком случае остается глубоко интересным и знаменательным явлением. Наследниками взгляда Хомякова на сущность исповеданий явились у нас К.Н. Бестужев-Рюмин , Н.Я. Данилевский , Н.Н. Страхов и другие; из присяжных деятелей церковной науки во многом был солидарен с ней протоиерей профессор А.И. Иванцов-Платонов; славянофильская же теория дала толчок к теориям церкви и ее истории К.Н. Леонтьева и Владимира Соловьева (""La Russie et l'eglise universelle""). Б. Мелиоранский.

Россия, разд. Церковная история

Рерковно-исторические знания проникли в среду русских книжных людей, преимущественно духовенства, вместе с самим христианством; источником их были агиографические сборники, творения святых отцов и византийские всемирно-исторические хроники в славянских перевод ах, выборках и обработках. Весьма долго русские пользовались ими в целях богословско-полемических. Так как девиз православия - хранение предания, то при всяком возникавшем крупном разномыслии по вопросам догмата или канона каждая сторона стремилась доказать , что предание , то есть история церкви, на ее стороне. Так было , например , в XV - XVI веках, в эпоху разделения русской метрополии, споров о монастырских землях и ересей стригольников, жидовствующих и Феодосия Косого ; но особенно энергичный толчок полемике дан был Брестской унией и попытками протестантских богословов войти в общение с восточной церковью, а затем исправлением книг и расколом старообрядства. Замечательнейшие труды русских книжников XV - XVII веков: ""Про свет итель"" Иосифа Волоцкого , ""Великие Минеи-Четии"" митрополит а Макария , трактат Адама Зерникова о Святом Духе и сочинения Христофора Филалета (Брянского) против унии. Более правильно и устойчиво церковно-исторические знания стали культивироваться сперва в Западной Руси , в школах православных братств и особенно в Киев ской академии; оттуда они перешли в Москву, в Славяно-Греко-Латинскую академию. В полемических сочинениях первой эпохи борьбы с расколом обе стороны посвящают много внимания истории и археологии церкви; так например, в ""Поморских ответах"" братьев Денисовых содержатся целые трактаты, выполненные местами с большим знанием дела и остроумием (например, ""ответ"" о двуперстии и в особенности блестящая критика подложного ""деяния на еретика Мартина"", выдвинутого против раскольников известным Питиримом Нижегородским). В XVIII веке церковно-исторические знания в России, сравнительно с XVII веком, пришли скорее в упадок , чем поднялись, несмотря на умножение духовных училищ, а потом , постепенно , и академий. Выдающимся историком конца XVIII и начала XIX века может быть назван только митрополит Платон . Вслед за ним явился весьма видным деятелем не только церковной, но и вообще русской истории и археологии киевский митрополит Евгений ( Болховитинов ) , трудами которого, главным образом по собиранию, описанию и систематизации всякого рода памятников старины, руководила непосредственно любовь к такому изучению помимо богословских целей. Религиозное оживление , охватившее всю Европу после 1815 г., создало на Западе историческую богословскую школу, в которой церковная история приобрела, наконец , полную самостоятельность особой научной дисциплины. В русской церковно-исторической науке этот благоприятный поворот долго не мог сказать ся с полной силой и ясностью: в деятелях чисто научного духа недостатка не было, но господствовавший режим стремился удержать их в старой, вероисповедно-полемической колее, и заставить служить целям официальной народности и официального православия. Вследствие этого наука далеко не получила всего , чего могла ожидать , например, от протопопа Павского (первого русского богослова-гебраиста), профессор а Гилярова (талантливого расколоведа, одну сторону воззрений которого потом непомерно развил Щапов ) и других. С вступлением на престол императора Александра II внешние условия стали гораздо благоприятнее, особенно после издания устава духовных академий 1874 г. Русская церковно-историческая наука остается православной, но деятели ее начинают чаще и живее отзываться на течения западной науки , и стремятся усвоить общеисторический метод , сблизиться с русскими светскими историками. Впрочем , в этом отношении и до сих пор дело еще не доведено до желанного положения; между прочим, этому содействовал и личный характер некоторых из деятелей русской церковно-исторической науки - их крайняя скромность и замкнутость , их крайне недоверчивое отношение к результатам собственных исследований, к собственным взгляд ам и теориям. Все знавшие, например, профессора протопопа Горского говорят, что по его печатным трудам нельзя и понятия себе составить об обилии его знаний и глубине его исторического понимания; тоже надо сказать и о некоторых других профессорах, например Ловягине и Чельцове . В духовных академиях имеются по церковной истории несколько специальных кафедр (история Вселенской церкви, русской церкви, западных исповеданий, славянских церквей, русского раскола); духовная цензура во многих областях чисто исторического характера не ставит препятствий критическому исследованию и изложению фактов, требуя лишь православного отношения к ним (при Александре II ставились внешние преграды лишь лицам, считавшимся крайними отрицателями, например, Ф. Терновскому ). Преобладающие направления русской церковно-исторической науки за время с 1855 по 1899 г. - с одной стороны, старое , вероисповедно-полемическое, с другой стороны, новое , историко-критическое. Отличительная черта этого периода - появление ряда самостоятельных русских работ по истории церкви Вселенской, византийской и даже западной, тогда как ранее русские являлись с самостоятельными работами почти исключительно по истории русской церкви. Историко-критическое направление не дозволяет широких историко-философских концепций; отсюда другая преобладающая черта - монографичность и бедность выходящих за пределы монографии обобщений. Обязанности духовного пастырства отвлекают от научной работы много молодых сил; можно назвать ряд исследователей, замолкнувших совсем или почти совсем после магистерской диссертации. Из научных деятелей выдаются по палеографии, библиологии, археологии - профессор протоиерей Горский , архимандрит Леонид , Амфилохий , Порфирий ( Успенский ) , профессор Н. Покровский , Красносельцев (умер в 1898 г.), Дмитриевский ; по всеобщей церковной истории - профессор И.Е. Троицкий (""Арсений и арсениты"" - замечательный взгляд на взаимоотношения белого и черного духовенства в западной и восточной церкви и на влияние этих отношений на судьбы обеих церквей), профессор А. Воронов (""Кирилл и Мефодий""), протоиерей А.И. Иванцов-Платонов (""Ереси и расколы III первых веков христианства""), профессор В.В. Болотов , один из первых знатоков церковной истории не только в России, но и в Европе ("" Учение Оригена о Святой Троице"" и множество важных журнальных статей особенно по истории Востока), профессора Курганов , Голубев , Лебедев ( собрание сочинений А.И. Лебедева , выходящее теперь в свет, дает полную историю церкви до разделения и византийско-восточной церкви до наших дней); по церковной литературе: архи епископ Филарет Гумилевский (""Историческое учение об отцах церкви""), архимандрит Сергий (""Полный месяцеслов Востока"" - ценный свод сведений из житий святых восточной церкви), профессор Н.Н. Глубоковский (""Блаженный Феодорит , епископ Кирский""), А. Спасский (""Аполлинарий Лаодикийский""); по истории русской церкви - архиепископ Филарет Гумилевский ("" История русской церкви""), митрополит Макарий (""История русской церкви""), профессор Е.Е. Голубинский (""История русской церкви в домонгольский период"" и ряд статей в журнале ""Богословский Вестник"", составляющих ее продолжение ), протоиерей П. Николаевский (""Учреждение патриаршества в России""), П. Знаменский , священник Морошкин (""Иезуиты в России"", ""Воссоединение унии""), профессор Коялович (""История воссоединения западно-русских униатов""), Ю.Ф. Самарин (""Феофан Прокопович""). Постоянными органами церковной науки служат журналы духовных академий: ""Христианское Чтение"" ( Санкт-Петербург ), ""Богословский Вестник"" ( Москва ), ""Труды Киевской Духовной Академии "" (Киев), ""Православный Собеседник"" ( Казань ). Творения святых отцов в русском переводе издаются при Московской, Петербургской и Киевской духовных академиях; из изданий Казанской академии особенно важен перевод деяний Вселенских соборов. Другие периодические органы , где являлись и являются ценные статьи: ""Вера и Разум"", ""Чтения в обществе любителей духовного просвещения"", ""Чтения в обществе любителей древней письменности"", ""Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских"", ""Странник"", ""Душеполезное Чтение"", ""Православное Обозрение"", ""Русский Вестник"", ""Русское Обозрение"", ""Византийский Временник"". Славянофилы - Хомяков и Киреевский - дали первую русскую философию церкви и ее истории. Теория церкви Хомякова нашла в церковной православной среде и поклонников, и противников; отношение к ней церкви и факультетской науки доселе не установилось, но она во всяком случае остается глубоко интересным и знаменательным явлением. Наследниками взгляда Хомякова на сущность исповеданий явились у нас К.Н. Бестужев-Рюмин , Н.Я. Данилевский , Н.Н. Страхов и другие; из присяжных деятелей церковной науки во многом был солидарен с ней протоиерей профессор А.И. Иванцов-Платонов; славянофильская же теория дала толчок к теориям церкви и ее истории К.Н. Леонтьева и Владимира Соловьева (""La Russie et l'eglise universelle""). Б. Мелиоранский.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари