Плетнев ( Петр Александрович, 1792 - 1862) - известный критик Пушкин ской эпохи, происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте, был учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 г. занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербург ском университете, в котором с 1840 до 1861 г. состоял и ректором. Плетнев принадлежал также к составу второго отделения Академии Наук со времени его образования в 1841 г.; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и др. особам царского дома . Очень рано Плетнев близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка . Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнев был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский , и Пушкин, и Гоголь ; всем им Плетнев служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили. Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в ""Соревнователе"", ""Трудах Вольного Общества любителей российской словесности"", ""Северных Цветах"" и др. журнал ах и альманахах и которые, при гладкости стиха, местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнев вскоре перешел к литературной критике, сделавшись выразителем теоретических воззрений Пушкинского кружка. Уже в первой своей критической стать е, посвященной стихотворениям Милонова (в ""Соревнователе"", 1822), Плетнев доказывал, что поэтом надо родиться , а нельзя сделаться , но врожденный талант должен потратить массу труда, чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество , красоту. Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений Пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма, с его стремлением, путем риторики и пиитики, искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачей которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга Плетнева заключалась в том, что уже в начале 1820-х годов, еще ранее критических очерков не только Веневитинова , Киреевского , Надеждина , но и Полевого , он ввел характеристики поэтов по существу, по внутрен нему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся еще в 1822 г. оценки Жуковского и Батюшков а . Плетнев уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать наконец на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича ""Рыбаки"" (1822) он делит поэзию на ""всеобщую"" или ""неопределенную"" и ""народную"", и отдает предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе Плетнев в 1833 г. посвятил целую речь , в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годов Плетнев составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, об ее связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости ""красок и жизни"", без которых литература сделалась бы ""сухим изложением отвлеченностей"". Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнев не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнев всегда сохранял объективность , любовно следил за успехами литературы и, вообще , признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя, с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок ""Мертвых душ"" (в ""Современнике"", 1842). Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетневу с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840 г. - Тургенева , Достоевского , Писемского , Островского , Плещеева , Ап. Майков а , Полонского , Белинского , однако он не в состоянии был понять и относился к нему с озлоблением. В продолжение семи лет (с конца 1824 г.) с бароном Дельвигом , а с 1832 г. - с Пушкиным, Плетнев разделял труды по редактированию ""Северных Цветов"", а в 1838 - 1846 годах был преемником Пушкина по редактированию ""Современника""; но последний журнал, в руках Плетнева, мало принимал участия в новом литературном движении. ""Сочинения и переписка"" Плетнева изданы Я. Гротом в трех томах (Санкт-Петербург, 1885). Много материалов для характеристики Плетнева в ""Переписке Я.К. Грота с П.А. Плетневым"" (Санкт-Петербург, 1896). См. ст. Скабичевского в ""Вестнике Европы"" (1885, № 11) и Л. Майков ""Историко-литературные очерки"" (Санкт-Петербург, 1895).
Что такое Плетнев Петр Александрович? Значение Плетнев Петр Александрович в биографическом словаре
Плетнев Петр Александрович - Плетнев (Петр Александрович, 1792 - 1862) - известный критик Пушкинской эпохи, происходил из духовного звания, образование получил в тверской семинарии и в главном педагогическом институте, был учителем словесности в женских институтах и кадетских корпусах. В 1832 г. занял кафедру русской словесности в Санкт-Петербургском университете, в котором с 1840 до 1861 г. состоял и ректором. Плетнев принадлежал также к составу второго отделения Академии Наук со времени его образования в 1841 г.; преподавал русский язык и словесность наследнику цесаревичу Александру Николаевичу и др. особам царского дома. Очень рано Плетнев близко сошелся с Пушкиным и другими корифеями пушкинского кружка. Характера крайне мягкого, деликатного и услужливого, Плетнев был верным и заботливым другом, к которому обращались и Жуковский , и Пушкин, и Гоголь ; всем им Плетнев служил и делом, и советом; мнением его они очень дорожили. Выступив на литературное поприще стихотворениями, которые в 1820-х годах появлялись в ""Соревнователе"", ""Трудах Вольного Общества любителей российской словесности"", ""Северных Цветах"" и др. журналах и альманахах и которые, при гладкости стиха, местами не лишены изящества и поэтического огонька, Плетнев вскоре перешел к литературной критике, сделавшись выразителем теоретических воззрений Пушкинского кружка. Уже в первой своей критической статье, посвященной стихотворениям Милонова (в ""Соревнователе"", 1822), Плетнев доказывал, что поэтом надо родиться, а нельзя сделаться, но врожденный талант должен потратить массу труда, чисто технического, чтобы вполне овладеть формой и придать ей гармонию, изящество, красоту. Обе эти идеи для того времени были совершенно новы и лежали в основе всех стремлений Пушкинского кружка: первая идея являлась отрицанием псевдоклассицизма, с его стремлением, путем риторики и пиитики, искусственно создавать поэтов; вторая соответствовала сущности литературного движения того времени, задачей которого была именно выработка форм поэзии и языка. Главная заслуга Плетнева заключалась в том, что уже в начале 1820-х годов, еще ранее критических очерков не только Веневитинова , Киреевского , Надеждина , но и Полевого , он ввел характеристики поэтов по существу, по внутреннему свойству их поэзии. Таковы были появившиеся еще в 1822 г. оценки Жуковского и Батюшкова . Плетнев уже тогда предвидел, что русской литературе предстоит, не ограничиваясь усвоением чужих форм, стать наконец на народную почву. В статье по поводу идиллии Гнедича ""Рыбаки"" (1822) он делит поэзию на ""всеобщую"" или ""неопределенную"" и ""народную"", и отдает предпочтение последней перед первой. Вопросу о народности в литературе Плетнев в 1833 г. посвятил целую речь, в которой указывал на значение народной стихии для литературы с точки зрения патриотизма и художественной выразительности. К концу 1830-х годов Плетнев составил себе замечательное для того времени представление о национальных особенностях литературы, об ее связи с жизнью общества, об индивидуальных способностях писателя, о необходимости ""красок и жизни"", без которых литература сделалась бы ""сухим изложением отвлеченностей"". Оставшись до конца дней своих мирным эстетиком, придававшим первенствующее значение вопросам формы и языка, Плетнев не мог избежать разлада с дальнейшим развитием литературы; но выйдя из кружка Пушкина, где неоклассик Батюшков мирно уживался с романтиком Жуковским, а последний горячо приветствовал реалиста Гоголя, Плетнев всегда сохранял объективность, любовно следил за успехами литературы и, вообще, признавал права новых литературных форм и течений, если только вестником их являлся сильный талант, удовлетворявший эстетическим требованиям. Он умел понять Гоголя, с его сильными и слабыми сторонами: ему принадлежит одна из лучших оценок ""Мертвых душ"" (в ""Современнике"", 1842). Отсутствие рутины и тонкое чувство изящного дозволило Плетневу с восторгом приветствовать многие восходящие светила 1840 г. - Тургенева , Достоевского , Писемского , Островского , Плещеева , Ап. Майкова , Полонского , Белинского , однако он не в состоянии был понять и относился к нему с озлоблением. В продолжение семи лет (с конца 1824 г.) с бароном Дельвигом , а с 1832 г. - с Пушкиным, Плетнев разделял труды по редактированию ""Северных Цветов"", а в 1838 - 1846 годах был преемником Пушкина по редактированию ""Современника""; но последний журнал, в руках Плетнева, мало принимал участия в новом литературном движении. ""Сочинения и переписка"" Плетнева изданы Я. Гротом в трех томах (Санкт-Петербург, 1885). Много материалов для характеристики Плетнева в ""Переписке Я.К. Грота с П.А. Плетневым"" (Санкт-Петербург, 1896). См. ст. Скабичевского в ""Вестнике Европы"" (1885, № 11) и Л. Майков ""Историко-литературные очерки"" (Санкт-Петербург, 1895).
Соседние слова
Что такое ПленкЧто значит Плеске Федор Дмитриевич
Что означает Плеске Эдуард Дмитриевич
Значение Плетенецкий Елисей
↑ Плетнев Петр Александрович ↓
Что такое Плеханов Георгий Валентинович
Что значит Плешанов Павел Федорович
Что означает Плещеев Александр Алексеевич
Значение Плещеев Алексей Николаевич
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Повалишин Александр Дмитриевич - Повалишин (Александр Дмитриевич, родился в 1844 г.) ...
- Победоносцев Петр Васильевич - Победоносцев (Петр Васильевич) писатель (1771 1843); ...
- Побединский-Платонов Иоанн Иоаннович - ПобединскийПлатонов (Иоанн Иоаннович, умер в 1871 г.) ...
- Пнин Иван Петрович - Пнин (Иван Петрович, 1773 1805) поэтпублицист. ...
- Плюсковы - Плюсковы дворянский род. По сказаниям старинных родословцев, ...
- Плохово - Плохово дворянский род, восходящий к началу XVII ...
- Плотников Михаил Александрович - Плотников (Михаил Александрович) земский статистик и публицист. ...
- Платонов Петр Саввич - Платонов (Петр Саввич, 1823 1860) русский ...
- Платонов (Холмогоров Иван Васильевич) - Платонов (Холмогоров, Иван Васильевич, 1803 1890) ...
- Платон Малиновский - Платон (Малиновский; умер в 1751 г.) известный ...
- Платон Левшин - Платон (Левшин) митрополит московский (1737 1812). ...
- Платон (в миру Порфирий Федорович Рождественский) - Платон (в миру Порфирий Федорович Рождественский, родился в ...
- Платон (в миру Павел Симонович Фивейский) - Платон (в миру Павел Симонович Фивейский; 1809 ...
- Платов Матвей Иванович - Платов (граф Матвей Иванович, 1751 1818) ...
- Загоровский Александр Иванович - Загоровский Александр Иванович юрист. Родился в 1850 ...