Ольга святая (в крещении Елена ) - русская княгиня , жена Игоря . Впервые упоминается в летописи под 903 г., как жена, которую он привел из ""Плескова"". По смерти мужа Ольга берет в свои руки бразды правления и проявляет энергичную деятельность по усмирению ""примученных"" племен. Прежде в сего она жестоко мстит древлянам за смерть своего мужа, потом объезжает все киевские владения, восстановляя повсюду порядок - ""уставляя уставы и уроки"". ""И устави по Мсте погосты и дань , и ловища ея суть по всей земли, и знамение и места по всей земли, и погосты, а санки ее стоят во Пскове и до сего дни; по Днепру перевесища и села , и по Десне есть село ее и доселе"" - говорит о деятельности Ольги летописец . Утвердив свою власть и добившись внутреннего спокойствия, Ольга переходит к вопросам внешней политики. Приобщение к европейской культуре, путем принятия христианства, грозило потерею самостоятельности, вовлечением путем церковного подчинения Византии в политическую зависимость от нее. Ольга делает попытку договориться с греками без ущерба для своего отечества; она едет в Константин ополь в 955 г. (об этой поездке, кроме наших летописей, говорит и византийский историк Кедрин ), получает желаемые обещания и крестится. Обещания не были выполнены; Ольга во второй раз посещает византийскую столицу (подробные сведения об этом посещении сообщает Константин Порфирородный), но терпит полную неудачу. Наша летопись делает намек на эти переговоры , излагая совершенно неправдоподобную легенду об уловке, с помощью которой Ольге удалось избежать сватовства императора, и маскируя тем самым попытку Ольги, путем брака своего сына с византийской княжной, закрепить равноправие договаривающихся сторон. Не успев здесь , Ольга обращается на запад. Запад ные летописцы упоминают под 959 г. о прибытии послов к императору Оттону от ""Елены королевы Ругов"", и о посылке к ""Ругам"" епископа. Самостоятельной иерархии и здесь не удалось получить . Под влиянием всех этих неудач Ольга устраняется от правления, и представитель языческой партии, сын ее Святослав , становится у власти. Тепло отзывается летописец о последних годах жизни Ольги: она кротка, богобоязненна и тихо умирает, завещая похоронить ее по христианскому обряду, без обычной тризны. Многие черты летописной Ольги сближают ее с Олегом; легенды, окружающие оба эти имени , имеют общий источник в народном эпосе. Христианская Русь помнила о трудах киевской княгини по насаждению христианства на Руси , легенда увенчала ее ореолом святости, а церковь , несмотря на противодействие Византии, причислила ее к лику святых. Память ее празднуется 11 июля. - См. Голубинский ""История русской церкви"" (том I, часть 1); Пархоменко ""Начало христианства на Руси""; Грушевский ""История Украины-Руси"" (том I); Приселков ""Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X - XII веков""; Проложное житие , изданное Соболевским (""Чтения в Обществе Несторовой летописи"", том II); Шахматов ""Розыскание о древнейшем русском летописном своде"".
Что такое Ольга (святая, в крещении Елена)? Значение Ольга (святая, в крещении Елена) в биографическом словаре
Ольга (святая, в крещении Елена) - Ольга святая (в крещении Елена) - русская княгиня, жена Игоря . Впервые упоминается в летописи под 903 г., как жена, которую он привел из ""Плескова"". По смерти мужа Ольга берет в свои руки бразды правления и проявляет энергичную деятельность по усмирению ""примученных"" племен. Прежде всего она жестоко мстит древлянам за смерть своего мужа, потом объезжает все киевские владения, восстановляя повсюду порядок - ""уставляя уставы и уроки"". ""И устави по Мсте погосты и дань, и ловища ея суть по всей земли, и знамение и места по всей земли, и погосты, а санки ее стоят во Пскове и до сего дни; по Днепру перевесища и села, и по Десне есть село ее и доселе"" - говорит о деятельности Ольги летописец. Утвердив свою власть и добившись внутреннего спокойствия, Ольга переходит к вопросам внешней политики. Приобщение к европейской культуре, путем принятия христианства, грозило потерею самостоятельности, вовлечением путем церковного подчинения Византии в политическую зависимость от нее. Ольга делает попытку договориться с греками без ущерба для своего отечества; она едет в Константинополь в 955 г. (об этой поездке, кроме наших летописей, говорит и византийский историк Кедрин), получает желаемые обещания и крестится. Обещания не были выполнены; Ольга во второй раз посещает византийскую столицу (подробные сведения об этом посещении сообщает Константин Порфирородный), но терпит полную неудачу. Наша летопись делает намек на эти переговоры, излагая совершенно неправдоподобную легенду об уловке, с помощью которой Ольге удалось избежать сватовства императора, и маскируя тем самым попытку Ольги, путем брака своего сына с византийской княжной, закрепить равноправие договаривающихся сторон. Не успев здесь, Ольга обращается на запад. Западные летописцы упоминают под 959 г. о прибытии послов к императору Оттону от ""Елены королевы Ругов"", и о посылке к ""Ругам"" епископа. Самостоятельной иерархии и здесь не удалось получить. Под влиянием всех этих неудач Ольга устраняется от правления, и представитель языческой партии, сын ее Святослав , становится у власти. Тепло отзывается летописец о последних годах жизни Ольги: она кротка, богобоязненна и тихо умирает, завещая похоронить ее по христианскому обряду, без обычной тризны. Многие черты летописной Ольги сближают ее с Олегом; легенды, окружающие оба эти имени, имеют общий источник в народном эпосе. Христианская Русь помнила о трудах киевской княгини по насаждению христианства на Руси, легенда увенчала ее ореолом святости, а церковь, несмотря на противодействие Византии, причислила ее к лику святых. Память ее празднуется 11 июля. - См. Голубинский ""История русской церкви"" (том I, часть 1); Пархоменко ""Начало христианства на Руси""; Грушевский ""История Украины-Руси"" (том I); Приселков ""Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X - XII веков""; Проложное житие, изданное Соболевским (""Чтения в Обществе Несторовой летописи"", том II); Шахматов ""Розыскание о древнейшем русском летописном своде"".
Соседние слова
Что такое ОловенниковыЧто значит Олсуфьев Алексей Васильевич
Что означает Олсуфьев Василий Дмитриевич
Значение Олсуфьевы
↑ Ольга (святая, в крещении Елена) ↓
Что такое Ольга Константиновна
Что значит Ольга Николаевна
Что означает Ольгерд
Значение Ольденбург Сергей Федорович
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Опочинин Федор Константинович - Опочинин, Федор Константинович археограф и библиофил (1846 ...
- Опоцкий Алексей Александрович - Опоцкий, Алексей Александрович писатель, магистр Петербургской духовной ...
- Опекушин Александр Михайлович - Опекушин, Александр Михайлович скульптор, родился в 1840 ...
- Опатович Степан Иванович - Опатович, Степан Иванович протоиерей, писатель (1832 ...
- Онуфрий святой (XV век) - Онуфрий, святой (XV век) см. в статье ...
- Онуфрий (имя святых православной церкви) - Онуфрий имя святых православной церкви: 1) Преподобный, ...
- Онуфрий - Онуфрий старец, основатель секты ""аввакумовщины"" или ""онуфриевщины"". ...
- Оленины - Оленины дворянские роды. Два рода Олениных восходят ...
- Олендзский Иосиф Фаддеевич - Олендзский, Иосиф Фаддеевич фармаколог (1809 1856). ...
- Олег Ярославич (Настасьич) - Олег Ярославич (Настасьич) сын князя Галицкого Ярослава ...
- Олег Романович - Олег Романович см. в статье Брянские князья ...
- Олег Ингваревич - Олег Ингваревич сын князя рязанского Ингваря Игоревича ...
- Олег - Олег киевский князь. По летописной традиции Рюрик ...
- Окунев Михаил Михайлович - Окунев, Михаил Михайлович корабельный инженер (1810 ...
- Зенович Степан Федорович (Zienowicz) - Зенович (Степан Федорович Zienowicz, 1779 1856) ...