Аскольдов ( Алексеев ), Сергей Алексеевич, талантливый философ (родился в 1871 году). В своем главном труде: ""Основная проблема теории познания и онтологии"" (1900) А. выступает защитником метафизики как науки об истинно-сущем. Его точка зрения всего лучше может быть охарактеризована как свое образ ный синтез лейбницеанства с эмпиризмом (эмпирическая монадология ). Душа есть действенное субстанциальное единство объединенных активностью нашего ""я"" психических переживаний. Будучи непротяженным, ""простым"" единством, душа eo ipso является не только субстанцией, но прототипом понятия субстанции, которое мы, таким образом, впервые почерпаем каждый из непосредственного личного опыта. Мое ""я"" есть не простая ""форма сознания"", а ""носитель"" душевных состояний и перемен, наделенный творческой активностью. Душа совершенствуется развитием в себе способности : испытывать новые состояния сознания ( сложность ), становиться напряженнее в своих проявлениях ( интенсивность ) и приводить свое содержание все к более и более координированному соотношению (гармоничность). Но в мире существует не один ""я"". Солипсизм - заблуждение так же, как и материализм . Вне меня существует мир; истинная сущность его духовна. Прежде всего, на основании вполне законного заключения по аналогии, возникает убеждение , что с телами других людей, как видно из их проявлений, связано духовное бытие , подобное нашему, которое представляется нам ""новою основною единицею, никогда не сливающеюся в своем отдельном бытии с нашим собственным сознанием"". Сомнения в реальности чужого ""я"" не основательны. С точки зрения солипсизма необъяснима возможность для меня предугадывать поступки других людей. Равным образом солипсист не может объяснить факты эстетической перевоплощенности; ему приходится утверждать , что ""Виктор Гюго , создавая своего Квазимодо , создавал собственно самого себя , что Шекспир изобразил себя в Калибане и т. д."". Но не одни люди одушевлены; мы имеем полное основание распространить наше заключение по аналогии, вследствие непрерывности всего организованного мира , на животных и на растения . Мир неорганизованный на первый взгляд отличается коренным образом от мира организованного. Но ""маска мертвенности"" неорганизованного мира есть иллюзия , одушевленная грубостью наших чувств. Ничто не препятствует нам распространять принцип одушевленности на всех индивидов природы, до весомого атома и частицы эфира включительно . Пространственно-временный чувственный мир протяженных индивидов есть лишь перспективный образ внепространственного мира духовных сущностей - душ, от душ эфирных атомов до человеческих душ и от последних до планетных душ ""сверхчеловеческих существ"". Этот ряд завершается мировой душой, соответствующей космосу как целому. Ее существование , впрочем , допустимо гипотетически, но не аподиктически. Души взаимодействуют между собою путем слияния: ""под взаимодействием мы разумеем такое не уничтожающее самобытности взаимодействующих сущностей слияние их, в котором состояние одной непрерывно переходит в состояние другой , соответственно изменяясь при переходе из одной сферы в другую"". Кроме указанной книги , А. принадлежит ряд интересных статей и ценных критических заметок: ""Теория новейшего критицизма"" (""Вопросы философии и психологии"", № 74, 75), ""В защиту чудесного"" (""Вопросы философии и психологии""), ""Мышление как объективно обусловленный процесс"" (""Вопросы философии и психологии""), разбор диссертаций И. Лапшин а : ""Законы мышления и формы познания"", и Н. Лосского : ""Обоснование интуитивизма"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1906, № 10, и 1907, № 7); ""О любви к ближнему и людям"" (""Вопросы философии и психологии"", № 86), ""Христианство и политика"" (""Труды Киевской духовной академии"", № 6 и 7, 1906, и отдельно). В 82-томном ""Энциклопедическом Словаре"" Брокгауза-Ефрона А. напечатал ряд статей, из которых наиболее значительны: ""Тейхмюллер"", ""Фантазия"", ""Фихте Младший"", ""Фехнер"", ""Шеллинг"", ""Этика"", ""Я"" (в философии), ""Имманентная философия"". И. Лапшин.
Что такое Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев)? Значение Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев) в биографическом словаре
Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев) - Аскольдов (Алексеев), Сергей Алексеевич, талантливый философ (родился в 1871 году). В своем главном труде: ""Основная проблема теории познания и онтологии"" (1900) А. выступает защитником метафизики как науки об истинно-сущем. Его точка зрения всего лучше может быть охарактеризована как своеобразный синтез лейбницеанства с эмпиризмом (эмпирическая монадология). Душа есть действенное субстанциальное единство объединенных активностью нашего ""я"" психических переживаний. Будучи непротяженным, ""простым"" единством, душа eo ipso является не только субстанцией, но прототипом понятия субстанции, которое мы, таким образом, впервые почерпаем каждый из непосредственного личного опыта. Мое ""я"" есть не простая ""форма сознания"", а ""носитель"" душевных состояний и перемен, наделенный творческой активностью. Душа совершенствуется развитием в себе способности: испытывать новые состояния сознания (сложность), становиться напряженнее в своих проявлениях (интенсивность) и приводить свое содержание все к более и более координированному соотношению (гармоничность). Но в мире существует не один ""я"". Солипсизм - заблуждение так же, как и материализм. Вне меня существует мир; истинная сущность его духовна. Прежде всего, на основании вполне законного заключения по аналогии, возникает убеждение, что с телами других людей, как видно из их проявлений, связано духовное бытие, подобное нашему, которое представляется нам ""новою основною единицею, никогда не сливающеюся в своем отдельном бытии с нашим собственным сознанием"". Сомнения в реальности чужого ""я"" не основательны. С точки зрения солипсизма необъяснима возможность для меня предугадывать поступки других людей. Равным образом солипсист не может объяснить факты эстетической перевоплощенности; ему приходится утверждать, что ""Виктор Гюго, создавая своего Квазимодо, создавал собственно самого себя, что Шекспир изобразил себя в Калибане и т. д."". Но не одни люди одушевлены; мы имеем полное основание распространить наше заключение по аналогии, вследствие непрерывности всего организованного мира, на животных и на растения. Мир неорганизованный на первый взгляд отличается коренным образом от мира организованного. Но ""маска мертвенности"" неорганизованного мира есть иллюзия, одушевленная грубостью наших чувств. Ничто не препятствует нам распространять принцип одушевленности на всех индивидов природы, до весомого атома и частицы эфира включительно. Пространственно-временный чувственный мир протяженных индивидов есть лишь перспективный образ внепространственного мира духовных сущностей - душ, от душ эфирных атомов до человеческих душ и от последних до планетных душ ""сверхчеловеческих существ"". Этот ряд завершается мировой душой, соответствующей космосу как целому. Ее существование, впрочем, допустимо гипотетически, но не аподиктически. Души взаимодействуют между собою путем слияния: ""под взаимодействием мы разумеем такое не уничтожающее самобытности взаимодействующих сущностей слияние их, в котором состояние одной непрерывно переходит в состояние другой, соответственно изменяясь при переходе из одной сферы в другую"". Кроме указанной книги, А. принадлежит ряд интересных статей и ценных критических заметок: ""Теория новейшего критицизма"" (""Вопросы философии и психологии"", № 74, 75), ""В защиту чудесного"" (""Вопросы философии и психологии""), ""Мышление как объективно обусловленный процесс"" (""Вопросы философии и психологии""), разбор диссертаций И. Лапшина : ""Законы мышления и формы познания"", и Н. Лосского : ""Обоснование интуитивизма"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1906, № 10, и 1907, № 7); ""О любви к ближнему и людям"" (""Вопросы философии и психологии"", № 86), ""Христианство и политика"" (""Труды Киевской духовной академии"", № 6 и 7, 1906, и отдельно). В 82-томном ""Энциклопедическом Словаре"" Брокгауза-Ефрона А. напечатал ряд статей, из которых наиболее значительны: ""Тейхмюллер"", ""Фантазия"", ""Фихте Младший"", ""Фехнер"", ""Шеллинг"", ""Этика"", ""Я"" (в философии), ""Имманентная философия"". И. Лапшин.
Соседние слова
Что такое АсенковыЧто значит Аскназий Исаак Львович
Что означает Аскольд
Значение Аскольд и Дир
↑ Аскольдов Сергей Алексеевич (Алексеев) ↓
Что такое Аскоченский Виктор Ипатьевич
Что значит Асмуд
Что означает Ассаки Георгий
Значение Ассеевы
Однокоренные и похожие слова:
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Ауэр Леопольд Семенович - Ауэр, Леопольд Семенович, знаменитый скрипач и дирижер. Родился ...
- Аусеклис Михаил (Крогзем) - Аусеклис (Крогзем), Михаил латышский писатель (1850 ...
- Атрыганьев Николай Алексеевич - Атрыганьев (Николай Алексеевич) пейзажист, почетный вольный общник ...
- Атласов Иван Яковлевич - Атласов, Иван Яковлевич, врач. Родился в 1857 году; ...
- Атава Сергей - Атава, Сергей, псевдоним С.Н. Терпигорева (см.). ...
- Астырев Николай Михайлович - Астырев, Николай Михайлович, писатель, статистик, автор очерков из ...
- Астраханцевы - Астраханцевы, древний русский дворянский род, родоначальниками которого были ...
- Арцыбушев Николай Васильевич - Арцыбушев, Николай Васильевич, русский композитор, присяжный поверенный. Родился ...
- Арцыбашев Николай Сергеевич - Арцыбашев, Николай Сергеевич, русский историк (1773 1841). ...
- Арцыбашев Андрей Гаврилович - Арцыбашев, Андрей Гаврилович, московский дьяк XVI века. В ...
- Арцруни Андрей Еремеевич - Арцруни, Андрей Еремеевич, известный минералог (1847 98). ...
- Арцимович Виктор Антонович - Арцимович, Виктор Антонович, один из выдающихся деятелей эпохи ...
- Архиповы - Архиповы, древний русский дворянский род, восходящий к первой ...
- Архипов Александр Николаевич - Архипов Александр Николаевич см. в статье Архиповы ...
- Серапион (преподобный) - Серапион преподобный, в миру пленный казанский мурза ...