АДАТ (от араб . ада, адат- обычай , привычка ) - обычаи , правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки . В собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Коран ом или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-се-мейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением ( иджма ) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путем . Термин "А." применяется также для обозначения обычного права исламизи-рованных народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются тогда , когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется А. или адатным правом ( прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии). А. широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был воспринят А. Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом (например, кровная месть ). В решении многих вопросов А. сохранял господствующие позиции . В частности, ответственность за правонарушения практически полностью определялась А. Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и наследственные отношения . Попытки заменить А. шариатом, предпринятые в середине XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев. Отдельные положения А. применялись в Российской Империи при условии их непротиворечия законодательству. В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм А., выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата. Некоторые такие нормы (например, предусматривающие кровную месть или допускающие полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность законодательного закрепления отдельных положений А. Сюкияйнен-Л.Р.
Что такое Адат? Значение слова Адат в юридическом словаре
Адат - АДАТ (от араб. ада, адат- обычай, привычка) - обычаи, правила поведения, принятые той или иной группой мусульман или действующие в определенном регионе распространения ислама и соблюдаемые главным образом в силу привычки. В собственном смысле А. сводится к обычаям, которым фикх отводит заметное место в регулировании поведения мусульман. Согласно некоторым мусульманско-правовым воззрениям А. является одним из субсидиарных источников фикха по вопросам, не урегулированным Кораном или сунной. В частности, допускается широкое использование обычаев в торговых и иных сделках. Отдельные обычаи привлекаются фикхом к регулированию брачно-се-мейных отношений, например при установлении брачного выкупа. Однако большинство школ фикха не придает А. самостоятельного значения, считая, что многие обычаи были включены в основные источники фикха - Коран и сунну или подтверждены единогласным мнением (иджма) ведущих правоведов, а также лежат в основе многих правовых норм, сформулированных фикхом рациональным путем. Термин "А." применяется также для обозначения обычного права исламизи-рованных народов. Теоретически принципы и нормы шариата признаются обязательными и стоящими выше любых иных правил поведения. Однако на практике они применяются тогда, когда становятся неотъемлемой частью местных обычаев. В результате такая система правил поведения в ряде исламских стран превратилась в симбиоз местных обычаев и отдельных норм шариата (фикха). Она также именуется А. или адатным правом (прежде всего в странах Юго-Восточной Азии). Отдельные его положения признаются судами, а иногда составляют основу брачно-семейного законодательства (например, в Индонезии). А. широко действовал в районах традиционного распространения ислама в царской России. На Северном Кавказе он представлял собой разветвленную систему социальных норм, основу которой составляли местные обычаи, сложившиеся еще в условиях родоплеменных отношений и языческих верований. Утверждение здесь ислама в XVI-XIX вв. не привело к полной замене их шариатом, который лишь частично был воспринят А. Продолжали действовать обычаи, прямо осуждавшиеся исламом (например, кровная месть). В решении многих вопросов А. сохранял господствующие позиции. В частности, ответственность за правонарушения практически полностью определялась А. Наряду с шариатом обычаи регулировали даже брачно-семейные и наследственные отношения. Попытки заменить А. шариатом, предпринятые в середине XIX в., имели лишь частичный успех и не привели к снижению роли обычаев. Отдельные положения А. применялись в Российской Империи при условии их непротиворечия законодательству. В настоящее время в районах распространения ислама в РФ сохраняется ряд норм А., выступающего формой взаимодействия местных обычаев с предписаниями шариата. Некоторые такие нормы (например, предусматривающие кровную месть или допускающие полигамию) противоречат действующему законодательству РФ. В отдельных районах Северного Кавказа (например, в Ингушетии и Чечне) обсуждается возможность законодательного закрепления отдельных положений А. Сюкияйнен-Л.Р.
Значение слова Адат в других словарях:
- Что такое Адат? Этнографический словарь
- Определение термина Адат? Энциклопедический словарь
- Толкование слова Адат? Религиозный словарь
- Что означает слово Адат? Исторический словарь
- Что означает термин Адат? Словарь иностранных слов
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Акцептный кредит - АКЦЕПТНЫЙ КРЕДИТ форма кредита, применяемого при международных ...
- Акцепт - АКЦЕПТ 1) в гражданском праве односторонняя ...
- Акт нормативный - АКТ НОРМАТИВНЫЙ см. Нормативный акт. ...
- Акт дипломатический - АКТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ (лат. actus акт, действие) 1) ...
- Администрация - АДМИНИСТРАЦИЯ (лат. administratio управление) 1) в РФ ...
- Административный арест - АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ 1) мера административного взыскания, применяемая ...
- Административные суды - АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СУДЫ в ряде зарубежных государств (ФРГ, ...
- Агент - АГЕНТ (лат. agens, agentis действующий) юридическое или ...
- Авторские договоры - АВТОРСКИЕ ДОГОВОРЫ договоры о предоставлении авторских прав ...
- Автор - АВТОР лицо, творческим трудом которого создано произведение ...
- Автономная республика - АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА форма государственной (областной, политической, национальнотерриториальной) ...
- Автономная некоммерческая организация - АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ не имеющая членства некоммерческая ...
- Автономия - АВТОНОМИЯ (греч. autonomia самоуправление, букв.: самозаконие,от autos сам ...
- Ависта - АВИСТА надпись на векселе или другой ценной ...
- Информация об изготовителе - ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗГОТОВИТЕЛЕ сведения о конкретной организации ...