Что такое Структурализм? Значение слова Структурализм в социологическом словаре

1) Структурализм - -англ. structuralism; нем. Strukturalismus. 1. Ряд направлений в гуманитарном знании XX в., получивших различные филос. и идеологические интерпретации. Основу структурного метода  образует выявление структуры (единых структурных закономерностей), как совокупности отношений, инвариант- ных при некоторых преобразованиях. Структурный подход  осуществляется в исследованиях языка ,  литературы, искусства, культуры, этнографии и т. д. 2. Комплекс  научных и филос. идей, связанных с применением структурного метода к соц. явлениям, гл. обр. к явлениям культуры (60-е гг. во Франции: К. Леви-Стросс, М. Фуко ,  Р. Барт, Ж. Лакан и др.).

2) Структурализм - (structuralism). Теоретический подход ,  возникший при изучении языка ,  направленный на выяснение структуры социальных или культурных систем.

3) Структурализм - - обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность  инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет "Курса общей лингвистики" Ф. Соссюра, в котором содержатся две интенции, фундаментальные для последующего развития этого метода .  Во-первых, рассматривая язык  как упорядоченную от простейших до сложных уровней систему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто - только во взаимосвязи каждого элемента  с другими, включенности элементов в определенную систему отношений. Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить "конкретные языковые сущности", элементарные единицы значения, из которых складывается язык, так и эволюционной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в "Курсе..." было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей "материи" языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием .  Начиная с 1920-х идеи Соссюра воспринимаются и развиваются в различных школах структурной лингвистики: Пражским лингвистическим кружком, Копенгагенской глоссематикой, американской дескриптивной лингвистикой. Заметно также влияние  соссюрианства на гештальт-психологию и русский формализм. В 1928 выходит "Морфология сказки" В. Проппа, положившая начало структурному анализу  текстов. В 1950-х работы Леви-Строса определяют новый этап в развитии метода - собственно С. (наличие философских импликаций) или "французский С." - основные представители: Р. Барт , Фуко  , Лакан . Впрочем, сам Леви-Строс не причисляет последних к "аутентичному" С., замысел которого, по Леви-Стросу, состоял в переносе конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Строс пытается выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы ,  мифы и т.д. И Фуко, и Р. Барт, и Лакан работают в стороне от проекта  "материализации" гуманитаристики. Фуко выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р. Барт ищет структурно-семиотические закономерности в "языках" различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ ,  предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии. В общем, С. может быть представлен как суперпозиция ряда определяющих для 20 в. философских стратегий: 1) десубстанциализация традиционной метафизики, систематически начатой еще И. Кантом и наиболее драматично продолженной Ф. Ницше. Утверждая, что реляционные свойства элементов отличаются доступностью для гуманитарного познания и не меньшей, если не большей, гносеологической ценностью ,  чем субстанциональные, С. практически оставляет за пределами внимания кантовскую "вещь-в-себе". Отсюда понимание  собственного метода ведущими представителями С. как кантианства без трансцендентального субъекта или исторического априоризма. Ницшеанские декларации смерти Бога трансформируются в С. в констатации "конца Человека " , "смерти Автора", неадекватности понятий "произведение", "творчество" и т.д.; 2) экспликации внеразумных оснований разума ,  вехами развития которой стали работы Маркса и Фрейда . Различные понятийные конструкты  - "ментальные структуры" Леви-Строса, " эпистема "  Фуко, "символический порядок" Лакана - претендуют на формализацию, развитие ,  прояснение взглядов на природу и функции бессознательного; 3) неорационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционистскими философскими течениями. Доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа  и ориентация  на семиотику, изучающую внутреннее строение знака  и механизмы означения в противоположность англо-саксонской семиологии, занимающейся преимущественно проблемами референции и классификации знаков (Пирс). В 1970-1980-е как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обусловленная его аисторичностью, формализмом, а порой крайними формами сциентизма .  Принципиальная бесструктурность целого региона  человеческого существования становится отправным пунктом так называемой "философии тела". Положения "позднего" Р. Барта, Фуко периода "генеалогии власти", Ж. Деррида, У. Эко, Делеза , Бодрийара и др. об "открытости произведения", социально-политических контекстах "структур", переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс  его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя - определяют характер "второй волны" С. или постструктурализма .  А.А. Горных

4) Структурализм - (structuralism) — 1. Социологический анализ  с точки зрения социальной структуры. 2. (В более узком значении) форма  анализа, в которой "структуры" обладают приоритетом (онтологическим, методологическим и т.д.) перед акторами. 3. (В лингвистике, например, Соссюра и Чомского) анализ структурных особенностей языка ( ов); особенно скорее синхронических отношений между лингвистическими элементами, чем применение диахронического, исторического или сравнительного исследования, как было принято в лингвистике прежде (см. синхрония и диахрония ) . 4. Методологические и теоретические подходы  к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой (см. смысл 3) как "знаковые системы". Здесь акцент делается на "невидимых", но обнаруживаемых структурных отношениях между "концептуальными элементами" в социальной жизни (например, отношениями противоположности и контраста или иерархии). Подобные концептуальные элементы  считаются конечными целями исследования в социальной науке и структурными детерминантами социальной действительности, хотя по существу применяются одни и те же методы  независимо от того, является ли рассматриваемый феномен текстом или обществом .  Структурализм  в социологическом анализе просматривается в работах  антрополога Клода Леви-Стросса, культурного семиолога Ролана Барта и психоаналитического теоретика Жака Лакана. В трудах Леви-Стросса социальные мифы и другие формы - результат тенденции человека  мыслить с точки зрения двоичных противоположностей (например, "сырое / жареное", а в отношениях родства — достигший / не достигший брачного возраста). 5. доктрина, утверждающая, что социальные исследования должны быть направлены на "проявления, не лежащие на поверхности", чтобы достичь глубинной, в конечном счете более "реальной" структуры, определяющей социальные отношения .  Показательно в этом общем смысле утверждение Маркса: "Если бы сущность и явление совпадали, не было бы никакой нужды в науке". Далеко не всегда зависящий от лингвистических аналогий структурализм в последние годы получил новый стимул  в заимствовании некоторых значений 4 (например, см. Алыпюссерианский марксизм ) . По Лакану, структурализм заменяет "децентрированием" прежде центральное место индивидуума во многих социальных изучениях. Аналогичным образом, считает Фуко ,  индивидуумы не должны более рассматриваться в качестве "субъектов" истории. Критики доказывают, что социологии необходимо продолжать принимать за главную причастность акторов к конструированию и реконструированию значения и социального мира, обвиняя структурализм в необоснованной материализации оценок социальной действительности. Ведь и другие возражения — отрицание  внеисторического подхода и спекулятивный, плохо "проверяемый" характер многих утверждений. Компромиссы  между теориями структуры и индивидуальной воли достигались довольно часто. Бергер и Пулберг (1966), например, предлагают диалектическую теорию социального конструирования действительности, согласно которой " социальная структура "  стоит не "отдельно от человеческой деятельности, воспроизведшей ее, но, будучи однажды созданной, "противостоит индивидууму (и) ...как чуждая фактичность (и) ...как средство принуждения". Сравнительно недавно Гидденс  выработал понятие  " дуальность структуры  ", содержащее как структуру, так и индивидуальную волю. Чтобы проникнуть в "структурирование" социальных действий, "следует найти объяснение ,  каким образом структуры конституируются посредством деятельности, и, соответственно, деятельность  — структурой" (см. также Структурационная теория ) . Споры о воле и структуре в социологии имеют фундаментальное значение  для дисциплины и вряд ли когда-либо будут решены. Дебатируется вопрос о том, являются или нет основополагающими причины и непредвиденные последствия  (социальных действий), и если являются, то каким образом социологи могут их исследовать. Какими бы ни были оговорки относительно структурализма, ясно, что все его значения поднимают основополагающие вопросы в социологическом анализе, имеющие ценность  в борьбе против одностороннего индивидуализма .  Значения терминов 3, 4 и 5 были особенно модными в период 1960—70-х гг., давая новый стимул теоретической социологии в ряде областей (например, см. Семиотика ) . В равной мере, однако, структурализм сам часто рассматривается как неоправданно односторонний (см. Структура и воля )  даже некоторыми из его прежних приверженцев (см. Постструктурализм ) .

Структурализм

-англ. structuralism; нем. Strukturalismus. 1. Ряд направлений в гуманитарном знании XX в., получивших различные филос. и идеологические интерпретации. Основу структурного метода  образует выявление структуры (единых структурных закономерностей), как совокупности отношений, инвариант- ных при некоторых преобразованиях. Структурный подход  осуществляется в исследованиях языка ,  литературы, искусства, культуры, этнографии и т. д. 2. Комплекс  научных и филос. идей , связанных с применением структурного метода к соц. явлениям, гл. обр. к явлениям культуры (60-е гг. во Франции: К. Леви-Стросс, М. Фуко ,  Р. Барт , Ж. Лакан и др.).

(structuralism). Теоретический подход ,  возникший при изучении языка ,  направленный на выяснение структуры социальных или культурных систем.

- обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, избирающих своим предметом совокупность  инвариантных отношений (структур) в динамике различных систем. Начало формирования структуралистской методологии датируется выходом в свет "Курса общей лингвистики" Ф. Соссюра, в котором содержатся две интенции, фундаментальные для последующего развития этого метода .  Во-первых, рассматривая язык  как упорядоченную от простейших до сложных уровней систему знаков, Соссюр полагает источник его способности обозначать и выражать нечто - только во взаимосвязи каждого элемента  с другими, включенности элементов в определенную систему отношений. Тем самым была намечена резкая антитеза как позитивистскому атомизму, пытающемуся выделить "конкретные языковые сущности", элементарные единицы значения, из которых складывается язык, так и эволюционной лингвистике, игнорирующей синхронический аспект изучения языка в пользу диахронического. Во-вторых, в "Курсе..." было выдвинуто стратегически важное положение об отсутствии субстанции языка: даже на уровне простых звуков мы сталкиваемся не с частицей "материи" языка, а с парами взаимоотрицающих элементов, деструктивными фонемами, чистым, без носителя, различием .  Начиная с 1920-х идеи Соссюра воспринимаются и развиваются в различных школах структурной лингвистики: Пражским лингвистическим кружком, Копенгагенской глоссематикой, американской дескриптивной лингвистикой. Заметно также влияние  соссюрианства на гештальт-психологию и русский формализм. В 1928 выходит "Морфология сказки" В. Проппа, положившая начало структурному анализу  текстов. В 1950-х работы Леви-Строса определяют новый этап в развитии метода - собственно С. (наличие философских импликаций) или "французский С." - основные представители: Р. Барт , Фуко  , Лакан . Впрочем, сам Леви-Строс не причисляет последних к "аутентичному" С., замысел которого, по Леви-Стросу, состоял в переносе конкретно-научного метода структурной лингвистики на обширное поле культурологии в целях достижения в ней строгости и объективности по типу естественных наук. Леви-Строс пытается выполнить эту задачу на материале этнографии, формализуя в терминах бинарной оппозиции и теории коммуникации системы родства примитивных народов, ритуалы ,  мифы и т.д. И Фуко, и Р. Барт, и Лакан работают в стороне от проекта  "материализации" гуманитаристики. Фуко выявляет глубинные конфигурации языка различных эпох, анализируя в синхроническом срезе области языкознания, биологии и политической экономии. Р. Барт ищет структурно-семиотические закономерности в "языках" различных феноменов культуры (массовых коммуникаций, моды и т.п.), переходя впоследствии к описанию процессов означивания в литературных, преимущественно модернистских, произведениях. Лакан, исходя из гипотезы об аналогии функционирования бессознательного и языка, реформирует психоанализ ,  предлагая сосредоточиться на анализе и корректировке символических структур языка, терапевтически вмешиваясь тем самым в бессознательные аномалии. В общем, С. может быть представлен как суперпозиция ряда определяющих для 20 в. философских стратегий: 1) десубстанциализация традиционной метафизики, систематически начатой еще И. Кантом и наиболее драматично продолженной Ф. Ницше. Утверждая, что реляционные свойства элементов отличаются доступностью для гуманитарного познания и не меньшей, если не большей, гносеологической ценностью ,  чем субстанциональные, С. практически оставляет за пределами внимания кантовскую "вещь-в-себе". Отсюда понимание  собственного метода ведущими представителями С. как кантианства без трансцендентального субъекта или исторического априоризма. Ницшеанские декларации смерти Бога трансформируются в С. в констатации "конца Человека " , "смерти Автора", неадекватности понятий "произведение", "творчество" и т.д.; 2) экспликации внеразумных оснований разума ,  вехами развития которой стали работы Маркса и Фрейда . Различные понятийные конструкты  - "ментальные структуры" Леви-Строса, " эпистема "  Фуко, "символический порядок" Лакана - претендуют на формализацию, развитие ,  прояснение взглядов на природу и функции бессознательного; 3) неорационализма, полемизирующего с романтическими, интроспекционистскими философскими течениями. Доминантой структуралистского мышления выступает рассмотрение всего разнообразия культурных феноменов сквозь призму языка как формообразующего принципа  и ориентация  на семиотику, изучающую внутреннее строение знака  и механизмы означения в противоположность англо-саксонской семиологии, занимающейся преимущественно проблемами референции и классификации знаков (Пирс). В 1970-1980-е как извне, так и изнутри усиливается критика ограниченности структуралистского метода, обусловленная его аисторичностью, формализмом, а порой крайними формами сциентизма .  Принципиальная бесструктурность целого региона  человеческого существования становится отправным пунктом так называемой "философии тела". Положения "позднего" Р. Барта, Фуко периода "генеалогии власти", Ж. Деррида, У. Эко, Делеза , Бодрийара и др. об "открытости произведения", социально-политических контекстах "структур", переносе акцентов анализа с систем готового значения на процесс  его производства с атрибутивными для них моментами разрыва и сбоя - определяют характер "второй волны" С. или постструктурализма .  А.А. Горных

(structuralism) — 1. Социологический анализ  с точки зрения социальной структуры. 2. (В более узком значении) форма  анализа, в которой "структуры" обладают приоритетом (онтологическим, методологическим и т.д.) перед акторами. 3. (В лингвистике, например, Соссюра и Чомского) анализ структурных особенностей языка ( ов); особенно скорее синхронических отношений между лингвистическими элементами, чем применение диахронического, исторического или сравнительного исследования, как было принято в лингвистике прежде (см. синхрония и диахрония ) . 4. Методологические и теоретические подход ы  к культурному и социологическому анализу, основанные на предположении о том, что общества можно анализировать по аналогии с языком и лингвистикой (см. смысл 3) как "знаковые системы". Здесь акцент делается на "невидимых", но обнаруживаемых структурных отношениях между "концептуальными элементами" в социальной жизни (например, отношениями противоположности и контраста или иерархии). Подобные концептуальные элементы  считаются конечными целями исследования в социальной науке и структурными детерминантами социальной действительности, хотя по существу применяются одни и те же методы  независимо от того, является ли рассматриваемый феномен текстом или обществом .  Структурализм  в социологическом анализе просматривается в работах  антрополога Клода Леви-Стросса, культурного семиолога Ролана Барт а и психоаналитического теоретика Жака Лакан а. В трудах Леви-Стросса социальные мифы и другие формы - результат тенденции человека  мыслить с точки зрения двоичных противоположностей (например, "сырое / жареное", а в отношениях родства — достигший / не достигший брачного возраста). 5. доктрина, утверждающая, что социальные исследования должны быть направлены на "проявления, не лежащие на поверхности", чтобы достичь глубинной, в конечном счете более "реальной" структуры, определяющей социальные отношения .  Показательно в этом общем смысле утверждение Маркса: "Если бы сущность и явление совпадали, не было бы никакой нужды в науке". Далеко не всегда зависящий от лингвистических аналогий структурализм в последние годы получил новый стимул  в заимствовании некоторых значений 4 (например, см. Алыпюссерианский марксизм ) . По Лакану, структурализм заменяет "децентрированием" прежде центральное место индивидуума во многих социальных изучениях. Аналогичным образом, считает Фуко ,  индивидуумы не должны более рассматриваться в качестве "субъектов" истории. Критики доказывают, что социологии необходимо продолжать принимать за главную причастность акторов к конструированию и реконструированию значения и социального мира, обвиняя структурализм в необоснованной материализации оценок социальной действительности. Ведь и другие возражения — отрицание  внеисторического подхода и спекулятивный, плохо "проверяемый" характер многих утверждений. Компромиссы  между теориями структуры и индивидуальной воли достигались довольно часто. Бергер и Пулберг (1966), например, предлагают диалектическую теорию социального конструирования действительности, согласно которой " социальная структура "  стоит не "отдельно от человеческой деятельности, воспроизведшей ее, но, будучи однажды созданной, "противостоит индивидууму (и) ...как чуждая фактичность (и) ...как средство принуждения". Сравнительно недавно Гидденс  выработал понятие  " дуальность структуры  ", содержащее как структуру, так и индивидуальную волю. Чтобы проникнуть в "структурирование" социальных действий, "следует найти объяснение ,  каким образом структуры конституируются посредством деятельности, и, соответственно, деятельность  — структурой" (см. также Структурационная теория ) . Споры о воле и структуре в социологии имеют фундаментальное значение  для дисциплины и вряд ли когда-либо будут решены. Дебатируется вопрос о том, являются или нет основополагающими причины и непредвиденные последствия  (социальных действий), и если являются, то каким образом социологи могут их исследовать. Какими бы ни были оговорки относительно структурализма, ясно, что все его значения поднимают основополагающие вопросы в социологическом анализе, имеющие ценность  в борьбе против одностороннего индивидуализма .  Значения терминов 3, 4 и 5 были особенно модными в период 1960—70-х гг., давая новый стимул теоретической социологии в ряде областей (например, см. Семиотика ) . В равной мере, однако, структурализм сам часто рассматривается как неоправданно односторонний (см. Структура и воля )  даже некоторыми из его прежних приверженцев (см. Постструктурализм ) .

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Структурализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Статистика - (от итал. stato государство )  англ. ...
  • Старение - англ. ageing/aging; нем. Altem. Возникающие в процессе ...
  • Стандарт - (от англ. standard норма ,  образец )  ...
  • Стаж - (от фр. stage) англ. length of service; ...
  • Стимул - (от лат. stimulus остроконечная палка, крой подгоняли ...
  • Стилизация - (от фр. stylisation стиль )  англ. ...
  • Стереотип - (от греч. stereos телесный, объемный, твердый и ...
  • Субъективизм - англ. subjectivism; нем. Subjektivismus. 1. Онтологическая и ...
  • Субурбанизация - (от лат. sub nod, около и urbs ...
  • Субституция - (от лат. substituo назначаю взамен) англ. ...
  • Субпопуляция - См. СТРАТА СОЦИАЛЬНАЯ .  ...
  • Сублимация - (от лат. sublimo возношу, возвышаю) англ. ...
  • Счастье - англ. happiness; нем. Gluck. Состояние  человека, крое ...
  • Схоластика - (от греч. scholasticos школьный, ученый) англ. ...
  • Синтез - (от греч. synthesis соединение) англ. synthesis; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари