Что такое Самосознание? Значение слова Самосознание в социологическом словаре

1) Самосознание - - англ. (self) consciousness; нем. Selbstbewu?tsein. 1. Осознание и оценка  индивидом самого себя как личности, своего существования, действий, характеристик и т. д., обычно во взаимосвязи с др. людьми и объектами. 2. Осознание индивидом оценок его другими. См. ЛИЧНОСТЬ . 

2) Самосознание - - осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин  "С." впервые был употреблен в древнеиндийском эпосе (в IX в. до н. э.). Как теоретич. концепция  С. рассматривалось в рамках идеалистич. течений в древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии. Не исчезало, а принимало иные религиозные и метафизич. оттенки понятие  С. и в период средневековья. В Новое время   теория  С. занимает значительное место в работах  классиков нем. идеалистич. философии конца XVIII - нач. XIX вв.: Канта, Фихте, Гегеля. Взгляды философов-идеалистов становятся методологич. основой развития первых психологич. концепций С. (А. Пфендер, Т. Липпс - на Западе ,  Е. Бобров, Л. Лопатин - в России), в к-рых С. выступает как сверхвременная духовная субстанция, познать к-рую возможно только через интроспекцию. Проблема  С, как и проблема сознания, комплексная. В зависимости от принадлежности С. индивиду ,  классу ,  нации и т. д., а также от аспекта изучения его содержания, оно может стать предметом исследования ряда смежных наук - философии, психологии, социологии, а также педагогики и этнографии. Наиболее разработана данная проблема в философии и психологии. Исследования отечественных философов и психологов стали важнейшей вехой в утверждении категории  С, в ее действительной научной интерпретации. С, как и сознание ,  стало рассматриваться в рамках теории отражения. В психич. жизни индивида они неразрывны, хотя качественно своеобразны. В процессах сознания С. присутствует в форме осознания и отнесения акта сознания именно своему "Я", а процессы  С. могут осуществляться только на основе осознания своей временно-пространственной принадлежности и отнесенности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный  мир в целом, то объектом С. является субъективный мир личности. В С. она - и субъект, и объект  познания. Исторически С. могло зародиться, так же как и сознание, только на основе обществ. взаимоотношений между людьми, в процессе создания продуктов труда .  Опосредствованно познавая себя в труде и общении с другими, человек  мог регулировать свои действия и поведение  в системе обществ. взаимоотношений, изменяя их сообразно своим потребностям, психич. и физич. возможностям, соц. статусу .  С. - развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием  человека. Формируясь в деятельности, в действии, в поведении, оно реализуется также через внешние формы своего проявления. С. в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Оно - необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отражается своеоразная история  индивидуальности. С. - это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении С. Самопознание  - исходный момент и основа существования С, его рез-т - знание  индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением  к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности  конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании С. - в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, самооценка  позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль  и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т. д. Самооценка - динамичный рез-т процессов С. В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ее психич. свойства, нравственные ценности, отношения и т. д. Однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы   прогноза ,  экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего в самооценке - существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности. Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень - управление  поведенч. актом на всех этапах его развертывания. Второй - действие  самоконтроля, т. е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности внутренней логики. Это своеобразный "отчет" личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой соц. эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае неоо-ходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание .  Чеснокова И.И. Проблема самосознания. М, 1977; Столин В.В. Самосознание личности. Общественное сознание  и самосознание индивида. М., 1990. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. И.И. Чеснокова.

3) Самосознание - - социальное  качество личности, проявляющееся в выделении индивидом самого себя из окружающей социальной среды, в познании себя в качестве субъекта своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий.

4) Самосознание - (apperception) ( философия )  - осознание рассудком самого себя. Различными способами самосознание  было одним из важных методов, которым философия стремилась закладывать знание . 

Самосознание

- англ. (self) consciousness; нем. Selbstbewu?tsein. 1. Осознание и оценка  индивидом самого себя как личности, своего существования, действий, характеристик и т. д., обычно во взаимосвязи с др. людьми и объектами. 2. Осознание индивидом оценок его другими. См. ЛИЧНОСТЬ . 

- осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин  "С." впервые был употреблен в древнеиндийском эпосе (в IX в. до н. э.). Как теоретич. концепция  С. рассматривалось в рамках идеалистич. течений в древнеиндийской, древнекитайской, древнегреческой философии. Не исчезало, а принимало иные религиозные и метафизич. оттенки понятие  С. и в период средневековья. В Новое время   теория  С. занимает значительное место в работах  классиков нем. идеалистич. философии конца XVIII - нач. XIX вв.: Канта, Фихте, Гегеля. Взгляды философов-идеалистов становятся методологич. основой развития первых психологич. концепций С. (А. Пфендер, Т. Липпс - на Западе ,  Е. Бобров, Л. Лопатин - в России), в к-рых С. выступает как сверхвременная духовная субстанция, познать к-рую возможно только через интроспекцию. Проблема  С, как и проблема сознания, комплексная. В зависимости от принадлежности С. индивиду ,  классу ,  нации и т. д., а также от аспекта изучения его содержания, оно может стать предметом исследования ряда смежных наук - философии, психологии, социологии, а также педагогики и этнографии. Наиболее разработана данная проблема в философии и психологии. Исследования отечественных философов и психологов стали важнейшей вехой в утверждении категории  С, в ее действительной научной интерпретации. С, как и сознание ,  стало рассматриваться в рамках теории отражения. В психич. жизни индивида они неразрывны, хотя качественно своеобразны. В процессах сознания С. присутствует в форме осознания и отнесения акта сознания именно своему "Я", а процессы  С. могут осуществляться только на основе осознания своей временно-пространственной принадлежности и отнесенности к внешнему миру. Если сознание ориентировано на объективный  мир в целом, то объектом С. является субъективный мир личности. В С. она - и субъект, и объект  познания. Исторически С. могло зародиться, так же как и сознание, только на основе обществ. взаимоотношений между людьми, в процессе создания продуктов труда .  Опосредствованно познавая себя в труде и общении с другими, человек  мог регулировать свои действия и поведение  в системе обществ. взаимоотношений, изменяя их сообразно своим потребностям, психич. и физич. возможностям, соц. статусу .  С. - развивающийся в онтогенезе процесс, связанный с общим развитием  человека. Формируясь в деятельности, в действии, в поведении, оно реализуется также через внешние формы своего проявления. С. в структуре личности выступает стержневым звеном, участвует в регуляции всех форм ее активности, развития и саморазвития. Оно - необходимое условие сохранения тождественности личности, преемственности отдельных стадий ее развития, в нем отражается своеоразная история  индивидуальности. С. - это единство трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования. Они представлены в любом реальном проявлении С. Самопознание  - исходный момент и основа существования С, его рез-т - знание  индивида о себе. Это знание связано с собственным отношением  к нему самого индивида. В нем отражается степень ценности  конкретного итога самопознания. Именно на этой основе и формируется эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщенные достижения в сфере самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе объединяются в особом образовании С. - в самооценке. Она становится внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы С. Имплицитно присутствуя в структуре регуляции поведения, само оценка  позволяет выбирать наиболее адекватные, оптимальные линии поведения, определяя его стиль  и способы реагирования на поведение других, отношение к предполагаемой оценке своего поведения и т. д. Самооценка - динамичный рез-т процессов С. В ходе развития личности она становится глубже, более устойчивой, полнее охватывает ее психич. свойства, нравственные ценности, отношения и т. д. Однако самооценка не есть только отражение итогов самопознания и самоотношения, она включает всегда элементы   прогноза ,  экстраполяции себя в будущее. Компонент будущего в самооценке - существенный момент саморегулирования, включенного в процессы самовоспитания, саморазвития личности. Саморегулирование поведения функционально осуществляется как двухуровневый процесс. Первый уровень - управление  поведенч. актом на всех этапах его развертывания. Второй - действие  самоконтроля, т. е. своеобразной обратной связи внутри процесса саморегулирования. Самоконтроль проявляется в непрерывном прослеживании всех звеньев поведенческого акта, их связи, последовательности внутренней логики. Это своеобразный "отчет" личности перед собой о соотнесенности цели действия, хода его выполнения, с усвоенной и принятой системой соц. эталонов. Самоконтроль дает возможность учитывать внешние и внутренние условия протекания действия и в случае неоо-ходимости изменять его, включать дополнительные усилия, актуализировать потенциальные резервы личности. Лит.: Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946; Спиркин А.Г. Сознание и самосознание .  Чеснокова И.И. Проблема самосознания. М, 1977; Столин В.В. Самосознание личности. Общественное сознание  и самосознание индивида. М., 1990. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М., 1990. И.И. Чеснокова.

- социальное  качество личности, проявляющееся в выделении индивидом самого себя из окружающей социальной среды, в познании себя в качестве субъекта своих физических и психических состояний, социальных ожиданий, стремлений и действий.

(apperception) ( философия )  - осознание рассудком самого себя . Различными способами самосознание  было одним из важных методов, которым философия стремилась закладывать знание . 

Значение слова Самосознание в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Секуляризация - процесс ,  в ходе которого религиозная мысль, ...
  • Социум - большая группа  людей, объединенных на основе общности ...
  • Социализация - становление личности в процессе  усвоения индивидом основного ...
  • Семья - группа  лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно ...
  • Суперэтнос - этническая система ,  состоящая из нескольких этносов, ...
  • Смертность - процесс  вымирания поколений, складывающийся из множества единичных ...
  • Самодвижение - англ.selfmotion; нем. Eigenbewegung. Изменение  объекта под влиянием ...
  • Самодержавие - англ. autocracy; нем. Selbstherrschaft. Форма  правления, при ...
  • Свита - (от фр. suite следование) англ. escort/suite; ...
  • Санкция - (от лат. sanctio строжайшее постановление) англ. ...
  • Санация - (от лат. sanatio лечение, оздоровление) англ. ...
  • Самоутверждение - англ. selfassertion; нем. Selbstbehauptung. Стремление  индивида к ...
  • Семантика - (от греч. semantikos обозначающий, знак )  ...
  • Секуляризация - (от лат. saecularis лшрской, светский )  ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари