- мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человек а . Сущность А. ярко выразил Н. Бердяев : "Самая главная опасность состоит в том, что техника угрожает самому человеку… По чудовищному сцеплению обстоятельств человек становится снова рабом, рабом того , что он сам сделал, рабом общества машин, в котором сам он незаметно вырождается… Наступит время , когда машины станут настолько совершенными, что они будут действовать без какой-либо помощи человека, машины овладеют всей вселенной, автомобили и самолеты победят скорость , радио населит воздух музыкой умерших голосов; после дние люди , став бесполезными, неспособными дышать и жить в этой технической среде, исчезнут, оставив после себя новую вселенную, созданную их разумом и их руками". В основе А. лежит технический фетишизм - абсолютизация роли техники в обществе, восприятие техники как отчужденного мира , угрожающего человеку, как безличной силы , якобы повелевающей людьми. А. возник на рубеже 19-20 вв. в науке и массовом сознании как реакция на научно-технический прогресс и признание того, что технические достижения имеют непредсказуемые негативные побочные следствия ( например , экологический и энергетический кризис ), как протест против усиления влияния техники на образ жизни человека. А. отождествляет социальные функции техники с ее вещественными свойствами, признает автономию законов технической рациональности, а затем на этом основании пессимистически оценивает настоящее и будущее "технологической цивилизации" как обреченной на потерю человеческих ценностей или полную гибель . А. неразрывно связан со своей противоположностью - техницистской установкой в оценке роли техники и ее перспектив, поскольку обе эти позиции основываются на методологии технологического детерминизма и некритически оценивают технику, различаясь лишь знаком "плюс" или "минус". В теоретической социологии позиции А. разделяют представители Франкфуртской школы , теоретики контркультуры , некоторые леворадикальные социологи диалектического направления. В работе " Диалектика Просвещения" Адорно и Хоркхаймера раскрыто негативное понимание науки и техники как орудий порабощения человека. В массовом сознании А. также тесно переплетен с антисциентизмом как мировоззренческой ориентацией, направленной на преуменьшение роли науки в общественной жизни. Л.Г. Титаренко
Что такое Антитехницизм? Значение слова Антитехницизм в социологическом словаре
Антитехницизм - - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой культурным ценностям, а научно-технические достижения вызывают страх как возможные орудия порабощения человека . Сущность А. ярко выразил Н. Бердяев : "Самая главная опасность состоит в том, что техника угрожает самому человеку… По чудовищному сцеплению обстоятельств человек становится снова рабом, рабом того, что он сам сделал, рабом общества машин, в котором сам он незаметно вырождается… Наступит время , когда машины станут настолько совершенными, что они будут действовать без какой-либо помощи человека, машины овладеют всей вселенной, автомобили и самолеты победят скорость, радио населит воздух музыкой умерших голосов; последние люди, став бесполезными, неспособными дышать и жить в этой технической среде, исчезнут, оставив после себя новую вселенную, созданную их разумом и их руками". В основе А. лежит технический фетишизм - абсолютизация роли техники в обществе, восприятие техники как отчужденного мира, угрожающего человеку, как безличной силы, якобы повелевающей людьми. А. возник на рубеже 19-20 вв. в науке и массовом сознании как реакция на научно-технический прогресс и признание того, что технические достижения имеют непредсказуемые негативные побочные следствия (например, экологический и энергетический кризис), как протест против усиления влияния техники на образ жизни человека. А. отождествляет социальные функции техники с ее вещественными свойствами, признает автономию законов технической рациональности, а затем на этом основании пессимистически оценивает настоящее и будущее "технологической цивилизации" как обреченной на потерю человеческих ценностей или полную гибель. А. неразрывно связан со своей противоположностью - техницистской установкой в оценке роли техники и ее перспектив, поскольку обе эти позиции основываются на методологии технологического детерминизма и некритически оценивают технику, различаясь лишь знаком "плюс" или "минус". В теоретической социологии позиции А. разделяют представители Франкфуртской школы , теоретики контркультуры , некоторые леворадикальные социологи диалектического направления. В работе " Диалектика Просвещения" Адорно и Хоркхаймера раскрыто негативное понимание науки и техники как орудий порабощения человека. В массовом сознании А. также тесно переплетен с антисциентизмом как мировоззренческой ориентацией, направленной на преуменьшение роли науки в общественной жизни. Л.Г. Титаренко
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Алгоритм - (лат. algoritmi, algoritmus; первоначально транслитерация имени среднеазиатского ...
- Аксиометрия - формирующаяся комплексная научная дисциплина , ставящая своими целями ...
- Аккультурация - в социальных науках процесс изменения материальной ...
- Анорексия - (от греч. an отрицательная частица, аппетит) ...
- Анкетирование - процедура заполнения анкеты респондентом. Для повышения качества ...
- Анкета - социологический инструментарий , представляющий собой определенным образом ...
- Андеркласс - (далее А.; от англ. under "под") ...
- Автономия - самостоятельность, определяемость к.л. явления его внутренними законами ...
- Автокоммуникация - форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, ...
- Абсентеизм - отсутствие индивидов в определенном месте в определенное ...
- Активность - социальное качество личности, воплощенное в способности производить ...
- Аккультурация - процесс взаимодействия культур, а также его результат, ...
- Адресат - получатель; тот, кому в процессах соц. коммуникации ...
- Адрес - 1. Местожительство лица или местонахождение учреждения или ...
- Привратники - (gatekeepers) личности или группы в организации, которые ...