- формирующаяся комплексная научная дисциплина , ставящая своими целями выявление : актуально и потенциально презентированных в конкретных социокультурных средах и ситуациях "наборов" ценностей и ценностных систем ( феноменология ) ; соотносительной значимости ценностей между собой и у разных социальных субъектов ( измерения и статистики); существующих механизмов "ценностного причинения", т.е. целеполагания и долженствования ( социальная психология ) ; реально существующих типологий ценностей и их носителей-субъектов ( социология ) ; генезиса и развития ценностных представлений и самих ценностей ( историческая социология и культурология ). Основанием А. выступает аксиология как философская дисциплина , взятая в одной из своих метод ологически обосновываемых для аксиометрического анализ а версий. А. претендует на развитие подходов, ранее развивавшихся в социологии и психологии как исследование ценностных ориентаций, социальных установок и аттитьюдов ("внутрикультурные" исследования), в социологии и антропологии как кросс-культурные исследования. Особый упор в А. делается на изучение ценностей в целостных социокультурных и исторических контекстах и на новых методолого-методических основаниях. В качестве методов работы в А. Называются тесты (направленные на изучение мотиваций и личностных выборов); проективные методики (предполагающие "проигрывание" аксиологической проблематики в условно задаваемых ситуациях и режимах); аксиобиографические методики (ориентированные на выявление личностных смыслов респондентов и наиболее значимых, аксиологически окрашенных событий их жизни); методы социопсихолингвистики или семиосоциопсихологии (позволяющие фиксировать смысловую воспринимаемость речи , текстов и сообщений); контент-анализ ( измерение "встречаемости" и частотности аксиологически зачимых единиц-сигналов) и информационно-целевой ( смысловой , содержательный ) анализ текстов и любых иных знаково закрепленных продуктов человеческой деятельости; социометрия (фиксация и анализ предпочтений в социальных группах ) ; метод семантического дифференциала ( основанный на шкальном измерении ценности через характеризующие ее антонимические пары прилагательных); работу в фокус-группах (основанную на срежессированном по сценарию "представлении", "разыгрывании", обсуждении интересующей проблематики в режиме групповой работы); методы статистической обработки и качественного анализа получаемых результатов. Насущная потребность конституирования А. как особой научной области очевидна, в этом направлении сделан ряд шагов: в рамках отечественного социально-гуманитарного знания и социологии многомерную разработку основоположений А. осуществил А.П. Вардомацкий . В.Л. Абушенко
Что такое Аксиометрия? Значение слова Аксиометрия в социологическом словаре
Аксиометрия - - формирующаяся комплексная научная дисциплина , ставящая своими целями выявление: актуально и потенциально презентированных в конкретных социокультурных средах и ситуациях "наборов" ценностей и ценностных систем ( феноменология ) ; соотносительной значимости ценностей между собой и у разных социальных субъектов (измерения и статистики); существующих механизмов "ценностного причинения", т.е. целеполагания и долженствования ( социальная психология ) ; реально существующих типологий ценностей и их носителей-субъектов ( социология ) ; генезиса и развития ценностных представлений и самих ценностей ( историческая социология и культурология). Основанием А. выступает аксиология как философская дисциплина , взятая в одной из своих методологически обосновываемых для аксиометрического анализа версий. А. претендует на развитие подходов, ранее развивавшихся в социологии и психологии как исследование ценностных ориентаций, социальных установок и аттитьюдов ("внутрикультурные" исследования), в социологии и антропологии как кросс-культурные исследования. Особый упор в А. делается на изучение ценностей в целостных социокультурных и исторических контекстах и на новых методолого-методических основаниях. В качестве методов работы в А. Называются тесты (направленные на изучение мотиваций и личностных выборов); проективные методики (предполагающие "проигрывание" аксиологической проблематики в условно задаваемых ситуациях и режимах); аксиобиографические методики (ориентированные на выявление личностных смыслов респондентов и наиболее значимых, аксиологически окрашенных событий их жизни); методы социопсихолингвистики или семиосоциопсихологии (позволяющие фиксировать смысловую воспринимаемость речи, текстов и сообщений); контент-анализ ( измерение "встречаемости" и частотности аксиологически зачимых единиц-сигналов) и информационно-целевой (смысловой, содержательный) анализ текстов и любых иных знаково закрепленных продуктов человеческой деятельости; социометрия (фиксация и анализ предпочтений в социальных группах ) ; метод семантического дифференциала (основанный на шкальном измерении ценности через характеризующие ее антонимические пары прилагательных); работу в фокус-группах (основанную на срежессированном по сценарию "представлении", "разыгрывании", обсуждении интересующей проблематики в режиме групповой работы); методы статистической обработки и качественного анализа получаемых результатов. Насущная потребность конституирования А. как особой научной области очевидна, в этом направлении сделан ряд шагов: в рамках отечественного социально-гуманитарного знания и социологии многомерную разработку основоположений А. осуществил А.П. Вардомацкий . В.Л. Абушенко
Значение слова Аксиометрия в других словарях:
- Что такое Аксиометрия? Философский словарь
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Антропоцентристский - (anthropocentric) — подход к роду человеческому как к ...
- Аутентичность - (authenticity) — см. Dasein (прил.). ...
- Атрибут - (attribute) — см. Переменная . ...
- Ассоциация - (association) — 1. Группа , совместно преследующая общую ...
- Адекватный - (лат. adaequatus приравненный) соразмерный, соответствующий, согласующийся, ...
- Авторитет - (лат. auctoritas власть , влияние ) ...
- Автократия - (греч. autos сам и cratos власть ...
- Анархия - (греч. anarchia безвластие) понятие , посредством ...
- Аудитория - специальный социологический термин , который обозначает устойчивую ...
- Ассимиляция - в социальных науках процесс , в ...
- Аргументация - (лат. argumentatio) понятие , обозначающее логикокоммуникативный процесс ...
- Антропология - (аnthropology), реже общая А. (general Anthropology) ...
- Антиутопия - самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое ...
- Арбитраж - вид посредничества в переговорном процессе , когда «третья ...
- Психоанализ - (psychoanalysis). Методика психотерапии, изобретенная Зигмундом Фрейдом. Слово “ ...