К статье НАУЧЕНИЕ Ряд видов научения требует подкрепления. При инструментальном научении подкрепление м служат награда или наказание . В отдельных видах научения человек а подкреплением является просто информация о том, правильны или нет его действия. В силу того , что в таких областях, как воспитание ребенка и психотерапия , роль подкрепления весьма велика, ряд аспектов подкрепления будет рассмотрен более подробно. Вторичное подкрепление. В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с события ми, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер , начинают сами действовать как поощрение или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления. Классический пример вторичного подкрепления - день ги. Животные в ящике Скиннера готовы нажимать на рычаг , чтобы завладеть специальными жетонами, обмениваемыми на пищу, или добиться того, что начнет звонить звонок , со звук ом которого они приучены отождествлять появление еды. Научение, приводящее к избеганию, иллюстрирует вариант вторичного подкрепления через наказание. Животное выполняет определенные действия при появлении сигнала, который , хотя сам и не является неприятным, постоянно сопровождает какое-то неприятное событие . Например , собака , которую часто бьют, съеживается и обращается в бегство , стоит ее хозяину поднять руку, хотя в самой по себе поднятой руке ничего опасного нет. При использовании для контроля за поведением положительного и отрицательного вторичного подкрепления нет необходимости в частом фактическом поощрении или наказании. Так, когда животных дрессируют по методу последовательных приближений, подкреплением при каждой попытке обычно служит лишь щелкающий звук, который до этого регулярно сопровождал появление пищи. Поощрение или наказание. Одна из проблем научения - не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания - устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто , например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос , что лучше : наказать за проступок или до ждать ся желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь , когда наказание сопровождает старое поведение, а награда - новое . Хотя это всего лишь общее правило , которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип : следует обращать внимание не только на само поведение - нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, - но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост , то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наг ради ть его за переключение . Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно , а показать ему его ошибки. Частичное подкрепление. Инструментальное научение с использованием поощрения - например, приучение крысы в ящике Скиннера нажимать на рычаг ради получения пищи или похвала ребенку, когда он говорит "спасибо" и "пожалуйста", - предполагает несколько видов зависимости между поведением и поощрением. Самый обычный вид зависимости - постоянное подкрепление, при котором награда выдается за каждую правильную реакцию. Другой вариант - частичное подкрепление, предлагающее поощрение только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день. Воздействие частичного подкрепления важно и представляет большой интерес . При частичном подкреплении для освоения желаемого поведения требуется больше времени , но результаты оказываются гораздо более стойкими. Сохранение эффекта особенно заметно , когда поощрение прекращается; такая процедура называется "угасанием". Поведение , освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго , а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается.
Что такое научение: некоторые принципы подкрепления? Значение научение: некоторые принципы подкрепления в энциклопедии Кольера
научение: некоторые принципы подкрепления - К статье НАУЧЕНИЕ
Ряд видов научения требует подкрепления. При инструментальном научении подкреплением служат награда или наказание. В отдельных видах научения человека подкреплением является просто информация о том, правильны или нет его действия. В силу того, что в таких областях, как воспитание ребенка и психотерапия, роль подкрепления весьма велика, ряд аспектов подкрепления будет рассмотрен более подробно.
Вторичное подкрепление. В ходе ассоциативного научения некоторые сигналы, которые изначально не имели никакой ценности или не говорили об опасности, соединяются в сознании с событиями, обладающими ценностью или связанными с опасностью. Если это происходит, сигналы или события, ранее носившие нейтральный характер, начинают сами действовать как поощрение или наказание; такой процесс носит название вторичного подкрепления. Классический пример вторичного подкрепления - деньги. Животные в ящике Скиннера готовы нажимать на рычаг, чтобы завладеть специальными жетонами, обмениваемыми на пищу, или добиться того, что начнет звонить звонок, со звуком которого они приучены отождествлять появление еды. Научение, приводящее к избеганию, иллюстрирует вариант вторичного подкрепления через наказание. Животное выполняет определенные действия при появлении сигнала, который, хотя сам и не является неприятным, постоянно сопровождает какое-то неприятное событие. Например, собака, которую часто бьют, съеживается и обращается в бегство, стоит ее хозяину поднять руку, хотя в самой по себе поднятой руке ничего опасного нет. При использовании для контроля за поведением положительного и отрицательного вторичного подкрепления нет необходимости в частом фактическом поощрении или наказании. Так, когда животных дрессируют по методу последовательных приближений, подкреплением при каждой попытке обычно служит лишь щелкающий звук, который до этого регулярно сопровождал появление пищи.
Поощрение или наказание. Одна из проблем научения - не только добиться нового, желательного поведения, но и избавиться от проявлений нежелательного. Главная цель наказания - устранить имеющее место поведение, а не заменить его новым. Часто, например при воспитании детей или их обучении, возникает вопрос, что лучше: наказать за проступок или дождаться желательного поведения и поощрить ребенка. Наибольших результатов удается достичь, когда наказание сопровождает старое поведение, а награда - новое. Хотя это всего лишь общее правило, которое не может использоваться во всех случаях жизни, оно подчеркивает важный принцип: следует обращать внимание не только на само поведение - нежелательное, устраняемое при помощи наказания, и желательное, поощряемое наградой, - но и на наличие альтернативы данному типу поведения. Если требуется отучить ребенка дергать кошку за хвост, то, согласно этому принципу, необходимо не только наказать малыша, но и предложить ему другое занятие (например, игру с игрушечной машинкой) и наградить его за переключение. Если человек осваивает работу с каким-либо механизмом, инструктор должен не просто терпеливо ждать, когда тот все сделает правильно, а показать ему его ошибки.
Частичное подкрепление. Инструментальное научение с использованием поощрения - например, приучение крысы в ящике Скиннера нажимать на рычаг ради получения пищи или похвала ребенку, когда он говорит "спасибо" и "пожалуйста", - предполагает несколько видов зависимости между поведением и поощрением. Самый обычный вид зависимости - постоянное подкрепление, при котором награда выдается за каждую правильную реакцию. Другой вариант - частичное подкрепление, предлагающее поощрение только при некоторых правильных реакциях, скажем в каждом третьем случае желаемого поведения, или в каждом десятом, или при его первом проявлении каждый час или каждый день. Воздействие частичного подкрепления важно и представляет большой интерес. При частичном подкреплении для освоения желаемого поведения требуется больше времени, но результаты оказываются гораздо более стойкими. Сохранение эффекта особенно заметно, когда поощрение прекращается; такая процедура называется "угасанием". Поведение, освоенное при частичном подкреплении, сохраняется надолго, а освоенное при постоянном подкреплении быстро прекращается.
Соседние слова
Что такое насосыЧто значит науру
Что означает наутилусы
Значение научение
↑ научение: некоторые принципы подкрепления ↓
Что такое научение: перенос и интерференция
Что значит научение: принципы эффективного научения
Что означает научение: типы научения
Значение национальный совет церквей христа в сша
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- нёйтра, рихард - (Neutra, Richard) (18921970), также Нойтра, главный представитель Калифорнийской ...
- нейропсихология - г. речь - К статье НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ Человек обладает способностью передавать сообщения с ...
- нейропсихология - б. сознание - К статье НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ Псевдослепота лишь один из вариантов нарушений ...
- нейропсихология - наука, изучающая мозговую организацию психических процессов. Нейропсихология основана ...
- нейман, джон фон - (Neumann, John von) (19031957), один из самых блестящих ...
- неевклидова геометрия - геометрия, сходная с геометрией Евклида в том, что ...
- невроз - или невротическое расстройство, состояние эмоционального неблагополучия, проявляющееся многообразными ...
- насекомые: экономическое значение насекомых - К статье НАСЕКОМЫЕ Насекомые необходимы для нормальной жизни людей. ...
- насекомые: общественные насекомые - К статье НАСЕКОМЫЕ Социальная организация появилась в ходе эволюции ...
- насекомые: жизненный цикл - К статье НАСЕКОМЫЕ Насекомые, как правило, откладывают яйца во ...
- насекомые: внутреннее строение - К статье НАСЕКОМЫЕ Внутреннее строение насекомых относительно простое, но, ...
- насекомые: адаптации - К статье НАСЕКОМЫЕ Различные насекомые приспособлены к жизни практически ...
- насекомоядные растения - травы или полукустарники, способные ловить насекомых и других ...
- нарцисс - (Narcissus), род многолетних луковичных трав семейства амариллисовых (Amaryllidaceae), ...
- слоны: современные виды слонов - К статье СЛОНЫ Индийский слон (Elephas maximus) широко распространен ...