Что такое филон александрийский? Значение филон александрийский в энциклопедии Кольера

филон александрийский -

(ок. 20 до н.э. - ок. 50 н.э.), еврейский мыслитель, глава еврейской общины в Александрии (Египет), автор множества сочинений, большая часть из которых дошла до нас на греческом языке, а некоторые - в армянских переводах. Филон был современником Иисуса и Павла. Его сочинения - ценный источник сведений о еврейской диаспоре в эллинистическом окружении.

Интерпретируя Писание, Филон использовал аллегорезу - способ толкования древнего текста (будь то гомеровского или библейского), при котором комментатор наделяет его слова, понятия и образы произвольными смыслами, придавая тексту характер иносказания. Филон трактует встречающиеся в Писании имена собственные аллегорически, как отвлеченные понятия греческой философии, преимущественно пифагореизма, платонизма и стоицизма. Например, Адам - это человеческий разум, Ева - чувственное восприятие, Ханаан - юность, а Египет - чувственность; Каин олицетворяет красноречие при необоснованных доводах, а Авель, напротив, обоснованные доводы, выраженные косноязычно. В ходе такого аллегорического толкования Филон совмещает несовместимое - Священное Писание евреев, основанное на божественном Откровении, с идеями греческой философии, создавая прецедент для последующей христианской и еврейской теологии.

Трактаты Филона подразделяют на несколько категорий. Толкование - группа сочинений, посвященных определенной теме; другая группа, Аллегории священных законов, состоит из трактатов, выстроенных на разборе ряда библейских стихов. Существует взгляд, что Толкование написано для язычников, а Аллегории для евреев, но некоторые ученые оспаривают эту точку зрения. Третья группа, Вопросы и ответы к книгам Бытия и Исхода, содержит разрозненные аллегорические толкования, являющиеся скорее предварительными заметками, чем законченными произведениями. Четвертая группа включает в себя инвективу Против Флакка, осуждающую римского префекта Авилия Флакка в Александрии за попустительство антиеврейским выступлениям в 38 или 39, Посольство к Гаю - сообщение Филона о своем участии в миссии, направленной александрийскими евреями к императору Гаю Калигуле в Рим с обвинениями против Флакка. Трактат О свободе мудреца является важным источником сведений о жизни ессеев, а сочинение О созерцательной жизни описывает в чем-то сходную с ессеями отшельническую секту египетских евреев - терапевтов.

Филон был не столько философом, сколько писателем-дидактиком, использовавшим философию во всем ее богатстве. Для него характерны повторы и отступления; систематическое изложение идей ему чуждо.

Наиболее значительным для последующего развития христианской теологии и философии явилось представление Филона о Логосе, имманентном ("присущем этому миру") разуме трансцендентного ("за пределами этого мира") Бога. Существует сходство этого Логоса с Логосом Евангелия от Иоанна, а также ряда ранних христологических сочинений.

филон александрийский

(ок. 20 до н.э. - ок. 50 н.э.), еврейский мыслитель , глава еврейской общины в Александрии (Египет), автор множества сочинений, большая часть из которых дошла до нас на греческом языке, а некоторые - в армянских переводах. Филон был современником Иисуса и Павла. Его сочинения - ценный источник сведений о еврейской диаспоре в эллинистическом окружении. Интерпретируя Писание , Филон использовал аллегорезу - способ толкования древ него текста ( будь то гомеровского или библейского), при котором комментатор наделяет его слова, понятия и образы произвольными смыслами, придавая тексту характер иносказания. Филон трактует встречающиеся в Писании имена собственные аллегорически, как отвлеченные понятия греческой философии, преимущественно пифагореизма, платонизма и стоицизма. Например , Адам - это человеческий разум , Ева - чувственное восприятие , Ханаан - юность , а Египет - чувственность ; Каин олицетворяет красноречие при необоснованных доводах, а Авель , напротив , обоснованные доводы, выраженные косноязычно. В ходе такого аллегорического толкования Филон совмещает несовместимое - Священное Писание евреев , основанное на божественном Откровении, с идеями греческой философии, создавая прецедент для последующей христианской и еврейской теологии. Трактат ы Филона подразделяют на не сколько категорий. Толкование - группа сочинений, посвященных определенной теме; другая группа, Аллегории священных законов, состоит из трактатов, выстроенных на разборе ряда библейских стихов. Существует взгляд , что Толкование написано для язычников, а Аллегории для евреев, но некоторые ученые оспаривают эту точку зрения. Третья группа, Вопросы и ответы к книгам Бытия и Исхода, содержит разрозненные аллегорические толкования, являющиеся скорее предварительными заметками, чем законченными произведениями. Четвертая группа включает в себя инвективу Против Флакка, осуждающую римского префекта Авилия Флакка в Александрии за попустительство антиеврейским выступлениям в 38 или 39, Посольство к Гаю - сообщение Филона о своем участии в миссии, направленной александрийскими евреями к императору Гаю Калигуле в Рим с обвинениями против Флакка. Трактат О свободе мудреца является важным источником сведений о жизни ессеев, а сочинение О созерцательной жизни описывает в чем-то сходную с ессеями отшельническую секту египет ских евреев - терапевтов. Филон был не столько философом, сколько писателем-дидактиком, использовавшим философию во всем ее богатстве. Для него характерны повторы и отступления; систематическое изложение идей ему чуждо. Наиболее значительным для последующего развития христианской теологии и философии явилось представление Филона о Логосе, имманентном ("присущем этому миру") разуме трансцендентного ("за пределами этого мира") Бога. Существует сходство этого Логоса с Логосом Евангелия от Иоанна , а также ряда ранних христологических сочинений.

Значение слова филон александрийский в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари