Что такое да тун-великое единение? Значение да тун-великое единение в энциклопедии Кольера

да тун-великое единение -

"Великое единение", "Великое равенство" (да тун1). Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун - понятие "тун1" ("единение, объединение, совместимость, тождественность") в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например, в Чжоу ли (5-2 вв. до н.э.) - объединение из 10 тысяч территориальных единиц, "колодцев" (цзин6, см. ЦЗИН ТЯНЬ); в Мо-цзы (5-3 вв. до н.э.) тун1 определяется как "повторенность" (чун), "<едино>телесность" (ти1), "совместимость" (хэ3), "родственность" (лэй) - таким образом высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое. Словосочетание да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8-5 вв. до н.э.) как обозначение результата разделения земли древним "совершенномудрым" правителем Юем на девять областей (ср. идею цзин тянь) и образования таким образом социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий. В другом месте Шу цзина да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций (государь, оракулы, сановники, служилые люди, народ) предполагает четкую социальную иерархию.

Собственно концепция да тун впервые была представлена в гл. 9 Ли юнь ("Циркуляция правил благопристойности", "Действенность ритуала") конфуцианского трактата Ли цзи (5-2 вв. до н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния общества: идеальное - да тун и приемлемое - сяо кан ("малое процветание"). Определение сущности да тун в двух фразах из девяти иероглифов - "Да дао чжи син е. Тянь ся вэй гун" - обычно принято толковать примерно следующим образом: "Когда действовало Великое дао (или: когда шли по Великому пути). Поднебесная принадлежала всем (была общей)". Сущность общества сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз: "Цзинь Да дао цзи инь. Тянь ся вэй цзя" ("Ныне, когда Великое дао уже скрылось. Поднебесная принадлежит семьям").

Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира - с другой. Но в этом случае идея да тун входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию. Это заставляло уже средневековых китайских мыслителей (например, Чжу Си, 12 в.), а впоследствии китайских и зарубежных исследователей сомневаться в конфуцианском происхождении концепции да тун и искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п. По-видимому, тезис "Тянь ся вэй гун" - определение да тун - означает такое состояние Поднебесной, при котором все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций. Наличие организмического смысла у термина "да тун" подтверждает его определение в Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.): "<Когда> Небо, Земля и тьма вещей <подобны> телу (шэнь2) одного человека, это называется да тун". Понятие "гун2", фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем - гуном. Справедливость, связанная с термином "гун2", в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы1) и самостийных группировок (дан) (например, Чжуан-цзы, 33; Люй-ши чунь цю, I, 1, 14). Таким образом, гун2 может означать принадлежность не всем, а "главным"- князьям-гунам, репрезентантам (см. ГУН-ОБОБЩЕНИЕ) всех уровней социальной иерархии, на вершине которой находится главный репрезентант - государь. В онтологическом плане подобная справедливость означала соответствие космическому порядку и его репрезентанту - дао.

да тун-великое единение

" Великое единение", "Великое равенство" (да тун1). Одна из основных утопических социально-политических концепций конфуцианства. Главный компонент бинома да тун - понятие "тун1" ("единение, объединение , совместимость , тождественность") в древнекитайских памятниках имеет разные значения. Например , в Чжоу ли (5-2 вв. до н.э.) - объединение из 10 тысяч территориальных единиц, "колодцев" (цзин6, см. ЦЗИН ТЯНЬ); в Мо-цзы (5-3 вв. до н.э.) тун1 определяется как "повторенность" (чун), " телесность" (ти1), "совместимость" (хэ3), "родственность" (лэй) - таким образом высвечивается общая идея сведения разных элементов в единое целое. Словосочетание да тун впервые прозвучало в Шу цзине (8-5 вв. до н.э.) как обозначение результата разделения земли древним "совершенномудрым" правителем Юем на девять областей (ср. идею цзин тянь) и образования таким образом социально-политически, экономически и культурно иерархизированного множества территорий. В другом месте Шу цзина да тун подразумевает такое положение в обществе, когда все инстанции, влияющие на принятие важного государственного решения, единодушны. Перечисление этих инстанций ( государь , оракулы, сановники, служилые люди , народ ) предполагает четкую социальную иерархию. Собственно концепция да тун впервые была представлена в гл. 9 Ли юнь ("Циркуляция правил благопристойности", "Действенность ритуала") конфуцианского трактата Ли цзи (5-2 вв. до н.э.), где устами Конфуция описываются два состояния общества : идеальное - да тун и приемлемое - сяо кан ("малое процветание"). Определение сущности да тун в двух фразах из девяти иероглифов - "Да дао чжи син е. Тянь ся вэй гун" - обычно принято толковать примерно следующим образом: " Когда действовало Великое дао (или: когда шли по Великому пути). Поднебесная принадлежала всем (была общей)". Сущность общества сяо кан определяется параллельной конструкцией из двух фраз: " Цзин ь Да дао цзи инь. Тянь ся вэй цзя" ("Ныне, когда Великое дао уже скрылось. Поднебесная принадлежит семьям"). Этот параллелизм обычно толкуется как противопоставление идей всеобщего равенства и принадлежности всего всем, с одной стороны, и разделенности мира - с другой . Но в этом случае идея да тун входит в противоречие с установкой конфуцианства на жесткую социальную иерархию. Это заставляло уже средневековых китайских мыслителей (например, Чжу Си, 12 в.), а впоследствии китайских и зарубежных исследователей сомневаться в конфуцианском происхождении концепции да тун и искать ее корни в идеях даосизма, мо цзя, нун цзя и т.п. По-видимому, тезис "Тянь ся вэй гун" - определение да тун - означает такое состояние Поднебесной, при котором все в ней гармонизировано как в едином здоровом организме с ненарушенной естественной иерархией органов и функций. Наличие организмического смысла у термина "да тун" подтверждает его определение в Люй-ши чунь цю (3 в. до н.э.): " Небо, Земля и тьма вещей телу (шэнь2) одного человека, это называется да тун". Понятие "гун2", фигурирующее здесь в качестве определения Поднебесной, выражает идею централизованной социальной иерархии во главе со справедливым правителем - гуном. Справедливость, связанная с термином "гун2", в социальном плане понималась как правильное единоначалие и отсутствие каких-либо бесконтрольных проявлений частных интересов (сы1) и самостийных группировок (дан) (например, Чжуан-цзы, 33; Люй-ши чунь цю, I, 1, 14). Таким образом, гун2 может означать принадлежность не всем, а "главным"- князьям-гунам, репрезентант ам (см. ГУН-ОБОБЩЕНИЕ) всех уровней социальной иерархии, на вершине которой находится главный репрезентант - государь. В онтологическом плане подобная справедливость означала соответствие космическому порядку и его репрезентанту - дао.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • данилевский, николай яковлевич - (18221885), русский ученыйестествоиспытатель, мыслитель, публицист. Родился 28 ноября ...
  • дампир, уильям - (Dampier, William) (16521715), английский мореплаватель. Родился в ИстКокере ...
  • дамон и финтий - два пифагорейца, жившие в Сиракузах в 4 в. ...
  • дам, хенрик карл петер - (Dam, Henrik Carl Peter) (18951976), датский биохимик, удостоенный ...
  • дальтон, джон - (Dalton, John) (17661844), английский химик и физик, создатель ...
  • далида - (Далила), в Ветхом Завете, женщина из долины Сорек ...
  • даладье, эдуард - (Daladier, douard) (18841970), французский государственный деятель. Родился 18 ...
  • густав vi адольф - (Gustav VI) (18821973), король Швеции. Родился 11 ноября ...
  • густав iv - (Gustav IV) (17781837), король Швеции. Родился 1 ноября ...
  • густав ii адольф - (Gustav II) (15941632), именовавшийся Северным Львом, король Швеции, ...
  • гуссерль, эдмунд - (Husserl, Edmund) (18591938), немецкий философ, основатель феноменологии как ...
  • гуситы - последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок. 13691415); ...
  • гуси: дикие гуси - К статье ГУСИ Диких гусей разделяют на несколько родов, ...
  • гусак, густав - (Husk, Gustav) (19131991), политический деятель Чехословакии, родился 10 ...
  • монро, мэрилин - (Monroe, Marilyn) (19261962), американская кинозвезда, легенда Голливуда. Монро (наст. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари