Что такое гуситы? Значение слова гуситы в энциклопедии Кольера

гуситы -

последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок. 1369-1415); гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви.

Вероучительный раскол и "Четыре пражских статьи". С 1363 Чехия была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы 15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа, распространявшиеся Иеронимом Пражскими и двумя другими чехами. Но главным выразителем идей движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собора был сожжен на костре в Констанце 6 июля 1415. Число последователей Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни. В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет. Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви. Радикальный вызов наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином ("причастие под двумя видами", sub utraque specie), тогда как церковь предписывала причащаться освященным вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами ("чашниками", от лат. calix, "чаша") или утраквистами. В 1420 гуситы сформулировали свою программу в "Четырех пражских статьях": свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности.

Революция. Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями.

Табориты и пражане. Раннее гуситство содержало в себе и элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы, особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным. Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю и весь свой достаток вложили в общее имущество в "городах-убежищах", куда они устремились в ожидании дня Господа. Укрепленный городок на юге Чехии Табор превратился в центр радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение, проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения. Тем самым все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов, сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им позволили осуществлять принципы "Четырех пражских статей". Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской войне. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при Липанах (1434), а к 1453 с таборитским движением было покончено.

Гуситы и Сигизмунд. Гуситская революция носила и политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV (1419) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и король венгерский. Однако на нем, в конечном счете, лежала вина за казнь Гуса, и чехи отказывались признать его своим королем. В течение 1420-1431 армии Сигизмунда и Католической церкви предприняли "крестовые походы", пытаясь положить конец религиозной и политической независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск гуситов, либо позорно обращались в бегство, не вступая в бой. Национальное и религиозное рвение, а также военный гений Яна Жижки и Прокопа Голого наводили ужас не только на интервентов, но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов грозных гуситских "воинов Бога".

Независимая гуситская церковь. После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви), констатировав завершение гуситских войн. В 1436 Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор согласятся с положениями "Четырех статей". Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название "компактатов". Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви . первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе (1620), когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.

гуситы

последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (ок. 1369-1415); гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви. Вероучительный раскол и "Четыре пражских статьи". С 1363 Чехи я была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии. Оно значительно усилилось, когда в начале годы 15 в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа, распространявшиеся Иеронимом Пражскими и двумя другими чехами. Но главным выразителем идей движения за реформы , а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собор а был сожжен на костре в Констанце 6 июля 1415. Число последователей Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни . В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около 6 лет. Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право Католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи , если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви. Радикальный вызов наи более характер но выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином (" причастие под двумя видами", sub utraque specie), тогда как церковь предписывала причащаться освященным вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами ("чашниками", от лат. calix, "чаша") или утраквистами. В 1420 гуситы сформулировали свою программу в "Четырех пражских статьях": свободная проповедь слова Божьего, евхаристическая чаша для всех верующих, секуляризация церковной собственности, публичные наказания за прегрешения против нравственности. Революция . Гуситская революция была отчасти нацелена на нравственную и церковную реформы. Жители Праги и других городов во главе с гуситскими священниками и беглыми монахами преследовали пользовавшихся дурной славой праздных, невежественных и безнравственных представителей духовенства, нападали на монастыри и разрушали их. Сотни монахов были убиты, а богатства и обширные владения монастырей конфисковывались дворянством и городскими властями. Табор иты и пражане. Раннее гуситство содержало в себе и элементы социальной революции. Многие крестьяне и арендаторы, особенно из Юго-Восточной Чехии, поверили в скорое наступление тысячелетнего царства и возвращение Христа для истребления грешников и дарования вечной жизни и свободы избранным. Большинство из них прекратили платить аренду своим хозяевам и исполнять трудовую повинность на их полях, многие продали землю и весь свой достаток вложили в общее имущество в "городах-убежищах", куда они устремились в ожидании дня Господа. Укрепленный городок на юге Чехии Табор превратился в центр радикального крыла гуситов: табориты избрали своего епископа, отвергли большинство таинств, сохранив причастие и крещение , проводили все службы на родном языке и отказались от многих обрядов и большинства деталей церковного облачения . Тем самым все пути к примирению были отрезаны. Но основная часть гуситов, сосредоточенная в Праге, придерживалась относительно умеренных взглядов; они были готовы примириться с церковью, если бы им позволили осуществлять принципы "Четырех пражских статей". Столкновения между таборитами и пражанами привели к гражданской войне. Табориты потерпели сокрушительное поражение в битве при Липанах (1434), а к 1453 с таборитским движением было покончено. Гуситы и Сигизмунд . Гуситская революция носила и политический характер. После смерти короля Чехии Вацлава IV (1419) законным наследником стал его брат Сигизмунд, император Священной Римской империи и король венгерский . Однако на нем, в конечном счете, лежала вина за казнь Гуса, и чехи отказывались признать его своим королем. В течение 1420-1431 армии Сигизмунда и Католической церкви предприняли "крестовые походы", пытаясь положить конец религиозной и политической независимости Чехии, но они либо терпели поражение от войск гуситов, либо позорно обращались в бегство , не вступая в бой. Национальное и религиозное рвение , а также военный гений Яна Жижки и Прокопа Голого наводили ужас не только на интервентов, но и на жителей соседних стран, которые страдали от набегов грозных гуситских "воинов Бога". Независимая гуситская церковь. После победы над таборитами более умеренные гуситы заключили мир с Сигизмундом и пришли к согласию с Базельским собором (созванным в первый раз в 1431 и частично признавшим итоги реформы церкви), констатировав завершение гуситских войн. В 1436 Сигизмунд был признан чехами в качестве короля при условии, что он и собор согласятся с положениями "Четырех статей". Компромисс был оформлен в соглашении, получившем название "компактатов". Этот документ стал хартией автономии гуситской церкви . первой национальной реформированной церкви, которая не находилась в прямом подчинении Риму. Гуситская церковь процветала как старейшая из реформированных церквей вплоть до национальной катастрофы в битве при Белой горе (1620), когда и она, и независимая Чехия были раздавлены силами, представлявшими Контрреформацию и осуществлявшими имперские притязания Габсбургов.

Значение слова гуситы в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • давит ап гуилим - (Dafydd ap Gwilym) (ок. 1325 ок. 1380), ...
  • давид, герард - (David, Gerard) (ок. 1460/14701523), фламандский живописец. Родился в ...
  • давид - (ок. 1043 ок. 973 до н.э.), второй ...
  • да сюэ - Название допускает троякое истолкование: 1) "Великое учение" ...
  • д'аламбер, жан лерон - (D'Alembert, Jean Le Rond) (17171783), французский математик, философ ...
  • гюисманс, жорис карл - (Huysmans, Joris Karl) (18481907), французский романист. ШарльМариЖорж Гюисманс ...
  • гэ у - "Выверение вещей" ("постижение вещей", "изучение объектов", "классификация предметов") ...
  • гуно, шарль - (Gounod, Charles) (18181893), французский композитор. Шарль Франсуа Гуно ...
  • гун-обобщение - "Обобщение", "совмещение", "обобществление", "генерализация" (гун1). Термин китайской философии ...
  • гуммиарабик - растворимая камедь, называемая также акациевой камедью, добывается из ...
  • гумбольдт, александр - (Humboldt, Alexander) (17691859), немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. ...
  • гулд, стивен джей - (Gould, Stephen Jay) (р. 1941), американский палеонтолог и ...
  • гук, роберт - (Hooke, Robert) (16351703), английский естествоиспытатель. Родился 18 июля ...
  • гуиральдес, рикардо - (Giraldes, Ricardo) (18861927), аргентинский прозаик и поэт. Родился ...
  • австралия: культура - а. образование - К статье АВСТРАЛИЯ: КУЛЬТУРА В Австралии обучение в начальных ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари