— один из основных догматов христианской церкви, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах, ипостасях: бог- отец , бог-сын ( логос — « слово ») и святой дух . Кроме того , один из двунадесятых православных церковных праздников, установлен в честь сошествия святого духа на апостолов, которое трактуется как начало широкого распространения христианства, отмечается верующими на 50-й день от Пасхи . В иконописи — изображение трех ангелов , символ Троицы, распространенный иконописный сюжет , воплощенный , в частности А. Рублевым ( конец XIV в.—1427 г.).
— Бог, сущность которого едина, но бытие которого есть личностное отношение трех ипостасей: Отца («Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»), Сына («единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света. Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша») и Духа Свя того («Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки »). Для уяснения взаимоотношений лиц Св. Троицы богословие выработало особые термины : «усия» — субстанция или сущность; то, что является общим между всеми тремя лицами, и « ипостась » — особенные личностные свойства нерождаемости (безначалия), рождения и исхождения, присущие каждому из трех лиц в отдельности ( Отец безначален, Сын от Отца рождается, Дух Святой от Отца исходит, т. е. получает природу, как и Сын). Понятие о Св. Троице восходит к некоторым местам Св. Писания, в которых упоминаются различные ипостаси или содержатся свидетельства о триипостасности Бога; в Новом Завете, кроме того, дается первоначальное понятие о Св. Троице в исповедании веры, учрежденном Иисусом Христом («...во имя Отца, Сына и Святого Духа» — Мф XXVIII, 19), а также излагаются важнейшие особенности ипостасного общения Отца и Сына (Ин I, 1-5; VIII, 19-58; XVII, 5 и др.). На конец , в Новом Завете приводятся описания явлений триипостасного Бога во время Крещения (Богоявления — см.) и Преображения (см.). Догмат о Св. Троице — первый христианский догмат , сформулированный и установленный церковью вскоре после официального принятия христианства и включенный в определения I и II Вселенских соборов (см. Символ Веры ). Поскольку христианская традиция на протяжении веков настаивала на неизобразимости Бога-Отца, непосредственное изображение Троицы появляется в византийском и древнерусском искусстве сравнительно поздно, в XV-XVI вв.; ему предшествуют символические изображения, среди которых наиболее распространенным было изображение Гостеприимства Авраама ( Явления Аврааму трех ангелов — Быт XVIII, 1-16). Православная традиция рассматривает это событие как откровение Аврааму триипостасного Бога в ангельском образе (в отличие от католической, опирающейся на Августина). Предельного совершенства этот иконографический тип достигает в «Троице» Андрея Рублева, воплотившей в символическом образе трех ангелов всю возможную полноту догматических представлений о триипостасном Боге. В XVI-XVII вв., наряду с рублевским изводом, широкое распространение получают изображения Троицы, непосредственно представляющие все три ипостаси (в обход запрета, который продолжает действовать): Отца в виде старца с восьмиконечным нимбом; Сына в виде отрока , восседающего на лоне Отца (Ин 1, 18) или взрослого мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; и Святого Духа в виде голубя; обычно такого рода изображения располагаются в центре праотеческого ряда иконостаса русского православного храма .
- в христианских представлениях Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трёх ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Свя того - животворящего Начала. По православной доктрине, Третья ипостась исходит от Первой, по католической - от Первой и Второй. Троица долгое время не была предметом изображения в искусстве.