Что такое Суббота? Значение слова Суббота в историческом словаре

1) Суббота - — шаббатдень покоя, религиозный праздник в иудаизме и некоторых христианских сектах (субботники, адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен Богом. Сотворив мир в 6 дней, Бог почил в 7-й день, благословил и освятил его. На самом деле праздник С. связан с культом пуны, который был распространен среди народов Древнего Востока. Праздник С. являлся древневавилонским Шаббату — «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам двух месяцев (элуль, маркесван), считая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его восприняли ханаане, у последних — древние евреи. В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и благодарения богу Яхве. В двух трактатах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, которыми нельзя заниматься в С.

2) Суббота - (покой)-день священного успокоения от всяких трудов, праздник из празд­ников евреев, данный им Богом (Исх 31.13-17). В этом же смысле-«священный покой», слово «суббота» употреблено в Лев 16.31 в отношении десятого дня седьмого месяца (вне зависимости от дня недели), а также в отношении каждого седьмого (субботнего) года, в течение которого земля должна покоиться (Лев 25.2,4,6). Бог особо благословил седьмой день, ибо Сам «в оный почил от всех дел Своих» (Быт 2.3; Исх 20.11). Но о субботе в Священном Писании упоминается впервые только после выхода израильтян из Египта (Исх 16.23,25-26,29-30) и соблюдение дня субботнего связывается с этим выходом (Вт 5.15). Следует заметить, что хотя израильтяне были тогда еще только на пути к Синаю, они уже имели «устав и закон» (Исх 15.25). Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20.12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23.3) и приносилась особая жертва (Чис 28.9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26.33-35; 2Пар 36.21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12.2), оставив главное-делание добра (Лк 13.14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12.8). (См. неделя, праздники, семь)

3) Суббота - — евр. шабат. Суббота, т е покой (Быт. 2:2-3). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал». Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт. 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх. 16: 5, 22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исх. 16.29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исх, 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх. 31:14,17). В Втор. 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний». Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх. 34:21; в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх. 35:3), нельзя было печь и варить (Исх. 16:23); запрещалось носить ношу (Иер. 17:21 и дал.; Иоан. 5:10); покупать или продавать (Неем. 10:31; 13:15 и дал.). В Чис. 15: 32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневных жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис. 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев. 24: 8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев. 23:2 и дал.). Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев. 23: 39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев. 16:31; 23: 32), О «великой субботе» в Иоан. 19: 31 см «Пасха». Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис. 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер. 17:21 и дал.; Иез. 20:12 и дал.; 22:26). В 2 Пар. 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев. 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем. 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мат. 12:1 и дал.; Лук. 13:14 и дал.; Иоан. 7:21 и дал.; Лук, 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Иоан. 5:17). Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол. 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим. 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян. 20: 7 и 1 Кор. 16:2) В Отк. 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день и назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых [19] О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня, которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».

Суббота

— шаббат — день покоя, религиозный праздник в иудаизме и некоторых христианских сектах ( субботники , адвентисты седьмого дня). Согласно Библии, праздник С. установлен Богом. Сотворив мир в 6 дней, Бог почил в 7-й день, благословил и освятил его. На самом деле праздник С. связан с культом пуны, который был распространен среди народов Древнего Востока. Праздник С. являлся древневавилонским Шаббату — «день празднования полнолуния». Вавилоняне воздерживались от работы по 7, 14, 21 и 28 числам двух месяцев (элуль, маркесван), считая их несчастливыми днями. Вавилоняне заимствовали Шаббату у шумеров, у вавилонян его восприняли ханаане, у последних — древние евреи . В иудаизме 4 фазы луны стали считать днями отдыха и благодарения богу Яхве . В двух трактатах Талмуда (Шаббат и Эрубин) перечисляются 39 видов труда, которыми нельзя заниматься в С.

(покой)- день священного успокоения от всяких трудов, праздник из празд­ников евреев, данный им Богом (Исх 31.13-17). В этом же смысле-«священный покой», слово «суббота» употреблено в Лев 16.31 в отношении десятого дня седьмого месяца (вне зависимости от дня недели), а также в отношении каждого седьмого (субботнего) года, в течение которого земля должна покоиться (Лев 25.2,4,6). Бог особо благословил седьмой день, ибо Сам «в оный почил от всех дел Своих» (Быт 2.3; Исх 20.11). Но о субботе в Священном Писании упоминается впервые только после выхода израильтян из Египта (Исх 16.23,25-26,29-30) и соблюдение дня субботнего связывается с этим выходом (Вт 5.15). Следует заметить, что хотя израильтяне были тогда еще только на пути к Синаю, они уже имели «устав и закон» (Исх 15.25). Суббота являлась знамением для израильского народа, отличающим его от всех других народов (Иез 20.12) и отмечалась как праздник. В этот день собиралось священное собрание (Исх 23.3) и приносилась особая жертва (Чис 28.9-10). За несоблюдение субботних лет, земле был дан покой во время пленения и рассеяния израильского народа (Лев 26.33-35; 2Пар 36.21). После вавилонского плена иудеи с особенным старанием взялись исполнять субботу и в своем рвении установили сотни мелочных правил о том, что можно и чего нельзя делать в субботу (Мф 12.2), оставив главное-делание добра (Лк 13.14). Но единым и истинным Господином субботы является Христос (Мф 12.8). (См. неделя, праздники, семь)

— евр. шабат. Суббота, т е покой (Быт. 2:2-3). «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и создал». Свидетельство о соблюдении субботы до издания закона находят в счислении недель (Быт. 29:27), а также в наставлении о сборе манны в двойной мере в день перед субботой (Исх. 16: 5, 22 и дал.). «Смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмый день» (Исх. 16.29). Затем суббота вновь была закреплена в памяти народа на Синае: шесть дней должно было работать, а в седьмой день отдыхать, ибо в шесть дней Господь сотворил небо и землю и почил в седьмой (Исх, 20:8 и дал.). «Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх. 31:14,17). В Втор. 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний». Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх. 34:21; в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх. 35:3), нельзя было печь и варить (Исх. 16:23); запрещалось носить ношу (Иер. 17:21 и дал.; Иоан. 5:10); покупать или продавать (Неем. 10:31; 13:15 и дал.). В Чис. 15: 32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневных жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис. 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев. 24: 8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев. 23:2 и дал.). Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев. 23: 39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев. 16:31; 23: 32), О «великой субботе» в Иоан. 19: 31 см «Пасха». Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис. 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер. 17:21 и дал.; Иез. 20:12 и дал.; 22:26). В 2 Пар. 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев. 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем. 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мат. 12:1 и дал.; Лук. 13:14 и дал.; Иоан. 7:21 и дал.; Лук, 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Иоан. 5:17). Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол. 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим. 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян. 20: 7 и 1 Кор. 16:2) В Отк. 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день и назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых [19] О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня, которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды».

Значение слова Суббота в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Судьба - — участь, доля — представление о сверхъестественной предопределенности, ...
  • Судоустройство - — совокупность норм, устанавливающих задачи, принципы организации и ...
  • Судовия - древнелитовская историческая область по среднему течению р. ...
  • Судимость - — юридические последствия, связанные с вынесением обвинительного приговора, ...
  • Сударь - — частный предикатный титул, обычная безымянная форма обращения. ...
  • Суд - — орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела ...
  • Суверенный - — высший, верховный — осуществляющий верховную власть, обладающий ...
  • Строй - — установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей ...
  • Стрингер - — привязывать, скреплять — продольное ребро жесткости корпуса ...
  • Стрибог - — в славянорусской мифологии бог воздушных стихий. ...
  • Стремнина - — порожистый участок реки с большим падением воды, ...
  • Стрельбище - — специально оборудованный участок местности для проведения стрельб ...
  • Стрелка - — узкая намывная полоса суши, длинная коса из ...
  • Стрежень - — пиния наибольших поверхностных скоростей течения реки. На ...
  • Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари