Гостомысл - легенда рное лицо , с именем которого во многих списках летописей связывается сказание о призвании варягов. По отрывку Иоакимовской летописи , приводимому Татищев ым , Гостомысл был потомком Вандала. При отце его, Буривое, варяги покорили славянскую землю; но Гостомысл, избранный славянами князем, прогнал варягов и правил затем спокойно, любимый народом за храбрость , ум и справедливость . Три его дочери были замужем за соседними князьями, а четыре сына умерли еще при его жизни. Скорбя о неимении мужского потомства, Гостомысл однажды увидел во сне, что из чрева средней его дочери, Умилы, произросло огромное дерево , покрывшее своими ветвями огромный город . Вещуны растолковали, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и ""земля удобрится княжением его"". Перед смертью Гостомысл, собрав старейшин и рассказав им свой сон, посоветовал им отправить посольство к варягам просить князя. На зов явились, по смерти Гостомысла, Рюрик с двумя братьями. Эта легенда о Гостомысле, объясняя призвание варягов, намекает на родственные отношения варяжских князей с прежней династией, а именно , что Рюрик был внуком Гостомысла со стороны матери . Татищев и Щербатов давали рассказу Иоакимовской летописи полную веру. Некоторые списки Несторовой летописи дают и другой вариант этой легенды (ср. Карамзин , примечания 70 и 91 к I т.). По другим вариантам ( например , в отрывке, внесенном в Новгородскую летопись попа Иоанна ), Гостомысл был первым новгородским посадником. Первым усомнился в существовании Гостомысла Миллер . В существование Гостомысла не верил и Карамзин, прямо называющий все рассказы о Гостомысле сказками, внесенными в летописи гораздо позднее . Указывают холм Гостомысла или его могилу на Волотовом поле .
легенда рный предводитель нов город ских словен, первый князь или посадник (1-я половина 9 в. ).