– согласно католическому вероучению, – промежуточное место между раем и адом, где души грешников , не получившие прощения в земной жизни, но не отягощенные смертными грехами, прежде чем получить доступ в рай, горят в очищающем огне. Это испытание католические богословы понимают по-разному. Одни трактуют огонь Ч. как символ и видят в нем муки совести и раскаяния, другие признают реальность этого огня. Судьба души в Ч. может быть облегчена, а срок пребывания ее там сокращен добрыми делами в память умершего оставшихся на земле родных и близких. Под добрыми делами понимаются молитвы , мессы, материальные пожертвования в пользу церкви. Представления о Ч. сложились уже в I в. христианства, учение о нем разработал Фома Аквинский. Догмат о Ч. принят флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором. Православная и протестантская церкви отвергают учение о Ч.
- в католицизме место , где души умерших подвергаются очищению искупительным огнём для того, чтобы затем попасть в рай. Другие направления христианства ( православие , протестантизм ) идею чистилища отвергают. Ни в Евангелиях , ни в сочинениях богословов раннего средневековья понятие чистилище не упоминается. Оно возникает позднее как место внутри ада, затем становится преддверием рая. Под давлением верующих католические богословы признали наличие на том свете , наряду с адом и раем, третьего места - чистилища; в 70- 80-е гг. 12 в. в текстах появляется латинское обозначение чистилища - пургаторий. В 1254 г. догмат о чистилище был официально провозглашён папством .