Что такое Вещь? Значение слова Вещь в философском словаре

1) Вещь - - отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность В. задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками. Общим выражением собственных характеристик В. являются ее свойства. Место и роль данной В. в определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие "В." является одной из существенных категорий мировой философский традиции , восходящей к философии Древнего мира. На становление понятия В. в античной философии оказали влияние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчивого и изменяющегося. Первооснову составляющих суть бытия В. искали среди конечных, чувственно-конкретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. в античной философии выдвигались такие вещественные элементы , как вода ( Фалес ), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит) и др. Главным предметом внимания в этот период была сама В. во всей ее телесности и вещественной силе, хотя вместе с тем в философии Платона , она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия "В." как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Аристотель понимал чувственно воспринимаемые предметы, обладающие телесностью и составляющие сущности "первого порядка". Понятие В. употреблялось им так же для обозначения предметов, "у которых нет материи", т.е. идеальных. Включение в объем понятия "В." наряду с материальными также и идеальных предметов имело большое значение для становления категории "В.". С этого времени понятие "В." прочно вошло в систему философского знания. Сами В. Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было: богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. существует как отдельное целое. В связи с этим В. есть единица, и мир представляет собой множество отдельных В. Отдельность, обособленность существования В. относительна. Через отношения с другими В. данная В. приобретает свои определения и выступает как многое. В. поэтому, по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ними прослеживаются в философии Лейбница. Своим учением о монадах Лейбниц способствовал дальнейшему становлению "В." как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. и развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, осмысление В. должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль была выражена в принципе тождества В. неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому принципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тождественны абсолютно и представляют одну и ту же В. Их нельзя различить, так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейбниц, необходимо употреблять понятие силы, потому что от природы "вещам дана некоторая действенность, форма или сила ". Отсюда следует, что все, что существует - существует как самостоятельная субстанция . И В. есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная, а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. объективного мира. "Материальные вещи , - писал он, - не более как феномены , но хорошо обоснованные и связанные". Любая природная В. есть не что иное, как определенным образом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой. Все В., по Лейбницу, являются вторичными проявлениями мира монад. В философии Беркли и у Юма В. понималась как совокупность свойств, которые отождествлялись ими с ощущениями. Юм трактовал субстанцию как идею совокупности отдельных качеств. По мнению Беркли, "...если наблюдается, что некоторые цвет , вкус, запах, фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за одну отдельную вещь , обозначаемую, например, названием " яблоко ". Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматривал его значительно шире - как один из принципов философии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идеями, а сами В. ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъекта . "...Притяжение, фигура и движение , - писал он, - суть лишь идеи, существующие в духе... идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и ... следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции". И далее: "Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно". Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия " свойство ", соотношением его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредоточили свое внимание на разработке категории " отношение " и предприняли попытку ( Гегель ) диалектически осмыслить ранее метафизически противопоставляемые понятия "В. - свойство - отношение". В учении Канта вводятся такие понятия, как " вещь в себе " ("В. сама по себе") и " явление ", которые, по его мнению, связывают познающий субъект с миром. Предметы познания, т.е. то, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его протекания, Кант и называл "вещами в себе". Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. "Вещь в себе" обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши органы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие "вещь в себе" там, где он обосновывал идею этики и философии истории, философии права и государства. В этом случае под "вещью в себе" понимались особые объекты умопостигаемого мира: бессмертие , свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира . И первое и второе значения понятия "вещи в себе" отражают объективное , независящее от человека содержание . Однако познать эти объективные "вещи в себе", по мнению Канта, нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. самими по себе ("вещами в себе"), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отношении стремился преодолеть априорный характер кантианского толкования этих понятий и дал им иную интерпретацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеществление сущности, ее мимолетное конечное существование . Мысли о В. есть субстанции В., а не наоборот. В философии 19-21 вв. понятие "В." часто подменяется и заменяется понятием "объект". Однако в некоторых философских течениях оно сохраняет самостоятельное значение. В марксистской философии при анализе социально-экономических проблем понятие "В." ("вещный", "вещность") используется для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логической философии и является центральным элементом в современной польской аналитической философии (см. Реизм ). За последнее столетие представления о В. значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным открытиям в физике, химии и пограничных науках . Например, теория корпускулярно-волновой природы элементарных частиц ставит под сомнение положение Лейбница о невозможности нахождения двух В. в одном месте пространства, которое лежало в основе традиционного понимания В., ибо частицу и волну можно рассматривать как В. Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отношений, и, соответственно, о природе В. в целом. [См. также "Вещь в себе", " Система вещей " (Бодрийяр).]

2) Вещь - - В общем и широком смысле под этим словом разумеется все, что имеет действительное и самостоятельное (физически или метафизически) существование . В этом смысле и духовное существо определяется как вещь , именно как В. мыслящая (по Декарту - res cogitans, chose pensante), a также и подлинная сущность всякого бытия, безотносительная к познающему субъекту и к условиям его познания, называется вещью, именно вещью в себе или о себе (Ding an sich, по Канту). В этом своем значении понятие вещи противополагается, с одной стороны, тому, что не имеет действительного бытия, а только мнимое или воображаемое, а с другой стороны - тому, что хотя и существует, но лишь в другом или при другом, как его свойство , атрибут и т. п. В более тесном смысле вещами называются только предметы бездушные и страдательные, в противоположность существам одушевленным и деятельным. Наконец, в третьем, специальном значении понятие вещи противополагается понятию свободного лица, и к вещам причисляются предметы хотя бы и одушевленные, но не имеющие нравственной свободы по существу (каковы животные), или же только лишенные юридической самостоятельности (каковы рабы или невольники); здесь под вещью разумеется все, что может быть чьею-нибудь собственностью . Оставляя в стороне этот последний смысл, как принадлежащий более к области юридической, должно заметить, что философский смысл слова вещь сводится к одному из двух понятий: или к понятию метафизической субстанции, или к понятию физического тела. А так как между этими двумя понятиями есть существенная разница, - ибо физическое тело есть только явление , а не субстанция , - то общий термин вещь, относимый одинаково и к той и к другой категории бытия (и к сущностям, и к явлениям), теряет всякий определенный смысл и совпадает с неопределенным местоимением что-то, что-нибудь (как это особенно ясно выражается в английском и французском языках: something, quelque chose). Вл. С.

3) Вещь - - часть материального мира, имеющая сравнительно самостоятельное существование . Одна вещь от другой отличается своей качественной определенностью. Благодаря присущим ей свойствам, вещь взаимодействует с другими вещами [2]. Мы будем пользоваться преимущественно определением : Вещь - объект (часть) мира, имеющий ценность для человека . Вещи могут быть как материальными, так и нематериальными, например: предмет , явление , информация , свойство , чувство , мысль , образ и т.п. - все то, на что направлено внимание человека. Необходимо понимать значение слова ценность. При подобном подходе становится ясно, что многих вещей в природе нет, они существуют только "для человека", так как необходимы только ему и для того, чтобы правильно (достаточно для принятия решения или совершения действия) ориентироваться в пространстве и времени. " Наличие " этих вещей обусловлено особенностями его физиологии и психологии. Наиболее известные примеры вещей, которых нет: семь цветов радуги (особенности зрительного анализатора), звуковая гамма (особенности слухового анализатора), идея Бога (особенности психологии обработки и сохранения информации), касты (особенности общественных отношений) и т.д. и т.п. (см. " Вещь для нас ").

4) Вещь - - философская категория , обозначающая некий элемент бытия, предмет , объект познания или фрагмент объективной реальности, существующий в действительности безотносительно к субъекту и обладающий определенными свойствами.

5) Вещь - — часть материального мира, имеющая относительно самостоятельное существование . Одна В. от др. отличается своей качественной определенностью ( Качество ). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой, а также отличия В. от объекта и предмета .


Синонимы: предмет, штука, вещь, опус, произведение, работа, создание, творение, труд

Вещь

- отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимо стью и устойчивостью существования. Определенность В. задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характер истиками. Общим выражением собственных характеристик В. являются ее свойства. Место и роль данной В. в определенной системе выражаются через ее отношения с другими В. Понятие "В." является одно й из существенных категорий мировой философский традиции , восходящей к философии Древнего мира . На становление понятия В. в античной философии оказали влияние идеи единства многообразного, представления о бытии сущего как единстве сохраняющегося, устойчивого и из меня ющегося. Первооснову составляющих суть бытия В. искали среди конечных, чувственно-конкретных предметов в природе и состояниях вещества. В качестве единой природной сущности В. в античной философии выдвигались такие вещественные элементы , как вода ( Фалес ), воздух ( Анаксимен ), огонь ( Гераклит ) и др. Главным предметом внимания в этот период была сама В. во всей ее телесности и вещественной силе, хотя вместе с тем в философии Платона , она трактовалась как слабая копия идеи. Основной вклад в разработку понятия "В." как философской категории в Древней Греции был сделан Аристотелем. Под В. Аристотель понимал чувственно воспринимаемые предметы, обладающие телесностью и составляющие сущности "первого порядка". Понятие В. употреблялось им так же для обозначения предметов, "у которых нет материи", т.е. идеальных. Включение в объем понятия "В." наряду с материальными также и идеальных предметов имело большое значение для становления категории "В.". С этого времени понятие "В." прочно вошло в систему философского знания . Сами В. Аристотель понимал как единичные чувственно-воспринимаемые, реальные предметы, существующие независимо от чего бы то ни было : богов, идеи и т.д. Он считал, что каждая В. есть нечто неделимое и единое по числу и что в индивидуальности своего бытия В. существует как отдельное целое. В связи с этим В. есть единица , и мир представляет собой множество отдельных В. Отдельность , обособленность существования В. относительна. Через отношения с другими В. данная В. приобретает свои определения и выступает как многое. В. по этом у , по Аристотелю, есть одновременно и единое и многое. Плодотворные попытки вскрыть природу В., их свойства и отношения, установить связь между ними прослеживаются в философии Лейбниц а. Своим учением о монадах Лейбниц способ ствовал дальнейшему становлению "В." как категории. Он критиковал пространственное понимание природы В. и развивал субстанциальную трактовку В. По мнению Лейбница, о смысл ение В. должно связываться не с ее фигурой, формой, протяжением, а ее свойствами. Эта мысль была выражена в принципе тождества В. неразличимых (principium identitatis indiscernibilium). По этому принципу две В., у которой все свойства первой присущи второй, а все свойства второй присущи первой, тождественны абсолютно и представляют одну и ту же В. Их нельзя различить , так как они представляют одно и то же. Кроме понятия протяженности, как считал Лейбниц, необходимо употреблять понятие силы , потому что от природы "вещам дана некоторая действенность , форма или сила ". Отсюда следует, что все, что существует - существует как самостоятельная субстанция . И В. есть субстанция различных свойств и отношений. Состоят В., согласно Лейбницу, из множества монад и субстанций. Каждая субстанция есть единица бытия. Монада не материальная , а духовная единица бытия. Феноменами из мира монад, по мнению Лейбница, и являются материя и все В. объективного мира. "Материальные вещи , - писал он, - не более как феномены , но хорошо обоснованные и связанные". Любая природная В. есть не что иное, как определенным образом организованный рой монад, субординированный господствующей монадой. Все В., по Лейбницу, являются вторичными про явления ми мира монад. В философии Беркли и у Юма В. понималась как совокупность свойств, которые отождествлялись ими с ощущениями. Юм трактовал субстанцию как идею совокупности отдельных качеств. По мнению Беркли, "...если наблюдается, что некоторые цвет , вкус , запах , фигура и консистенция даны вместе, то они принимаются за одну отдельную вещь , обозначаемую, например, названием " яблоко ". Беркли пытался использовать свойства не только как способ анализа отдельных В., но рассматривал его значительно шире - как один из принципов философии. Беркли не признавал объективности свойств В., отождествляя их с ощущениями, идея ми, а сами В. ставил в жесткую зависимость от воспринимавшего субъект а . "...Притяжение, фигура и движение , - писал он, - суть лишь идеи, существующие в духе... идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и ... следовательно , ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции". И далее : "Ибо то, что говорится о безусловном существовании немыслящих вещей без какого-либо отношения к их воспринимаемости, для меня совершенно непонятно". Если деятели метафизического материализма в Новое время занимались главным образом философско-логическим обоснованием понятия " свойство ", со отношение м его с материей и В., то лидеры немецкой трансцендентально-критической философии сосредоточили свое внимание на разработке категории " отношение " и предприняли попытку ( Гегель ) диалектически осмыслить ранее метафизически противопоставляемые понятия "В. - свойство - отношение". В учении Кант а вводятся такие понятия, как " вещь в себе " ("В. сама по себе") и " явление ", которые, по его мнению, связывают познающий субъект с миром. Предмет ы познания, т.е. то, что является самим по себе и не зависит от самого процесса познания и форм его протекания, Кант и называл "вещами в себе". Это понятие он употреблял в двух основных смыслах. "Вещь в себе" обозначает любую часть объективной реальности, которая может действовать через явления на наши органы чувств и вызывать различные ощущения. Второй смысл обретает понятие "вещь в себе" там, где он обосновывал идею этики и философии истории, философии права и государства. В этом случае под "вещью в себе" понимались особые объекты умопостигаемого мира: бессмертие , свобода определения человеческих действий и Бог как сверхприродная картина мира . И первое и второе значения понятия "вещи в себе" отражают объективное , независящее от человека содержание . Однако познать эти объективные "вещи в себе", по мнению Канта , нельзя, так как наша чувственность имеет дело не с В. самими по себе ("вещами в себе"), а с явлениями. Гегель в учении о В., свойстве и отношении стремился преодолеть априорный характер кантианского толкования этих понятий и дал им иную интерпретацию. Вещественность Гегель рассматривал как реальное конечное бытие сущности. По его мнению, в вещественности она приобретает вполне конкретное очертание и становится определенной единичностью, т.е. В. Таким образом В., согласно Гегелю, есть овеществление сущности, ее мимолетное конечное существование . Мысли о В. есть субстанции В., а не наоборот . В философии 19-21 вв. понятие "В." часто подменяется и заменяется понятием "объект". Однако в некоторых философских течениях оно сохраняет самостоятельное значение. В марксистской философии при анализе социально-экономических проблем понятие "В." ("вещный", "вещность") используется для обозначения процесса овеществления, когда отношения между людьми получают превращенную форму и выступают как отношения В. (например, в условиях универсального развития товарных отношений в капиталистическом обществе). Понятие В. употребляется также в логической философии и является центральным элементом в современной польской аналитической философии (см. Реизм ). За последнее столетие представления о В. значительно изменились. Это произошло главным образом благодаря многочисленным научным открытиям в физике, химии и пограничных науках . Например , теория корпускулярно-волновой природы элементарных частиц ставит под сомнение положение Лейбница о невоз можно сти нахождения двух В. в одном месте пространства, которое лежало в основе традиционного понимания В., ибо частицу и волну можно рассматривать как В. Распространение новейших коммуникационных (компьютерных и др.) технологий и их философское осмысление изменяют традиционное представление о природе субъект-объектных отношений, и, соответственно , о природе В. в целом . [См. также "Вещь в себе", " Система вещей " (Бодрийяр).]

- В общем и широком смысл е под этим словом разумеется все, что имеет действительное и самостоятельное (физически или метафизически) существование . В этом смысле и духовное существо определяется как вещь , именно как В. мыслящая (по Декарту - res cogitans, chose pensante), a также и подлинная сущность всякого бытия, безотносительная к познающему субъект у и к условиям его по знания , называется вещью, именно вещью в себе или о себе (Ding an sich, по Кант у). В этом своем значении понятие вещи противополагается, с одно й стороны, тому, что не имеет действительного бытия, а только мнимое или воображаемое, а с другой стороны - тому, что хотя и существует, но лишь в другом или при другом, как его свойство , атрибут и т. п. В более тесном смысле вещами называются только предмет ы бездушные и страдательные, в противоположность существам одушевленным и деятельным. Наконец, в третьем, специальном значении понятие вещи противополагается понятию свободного лица, и к вещам причисляются предметы хотя бы и одушевленные, но не имеющие нравственной свободы по существу (каковы животные), или же только лишенные юридической самостоятельности (каковы рабы или невольники); здесь под вещью разумеется все, что может быть чьею-нибудь собственностью . Оставляя в стороне этот последний смысл, как принадлежащий более к области юридической, должно заметить, что философский смысл слова вещь сводится к одному из двух понятий: или к понятию метафизической субстанции, или к понятию физического тела. А так как между этими двумя понятиями есть существенная разница, - ибо физическое тело есть только явление , а не субстанция , - то общий термин вещь, относимый один аково и к той и к другой категории бытия (и к сущностям, и к явления м), теряет всякий определенный смысл и совпадает с неопределенным место имением что-то, что-нибудь (как это особенно ясно выражается в английском и французском языках: something, quelque chose). Вл. С.

- часть материального мира , имеющая сравнительно самостоятельное существование . Одна вещь от другой отличается своей качественной определенность ю. Благодаря присущим ей свойствам, вещь взаимодействует с другими вещами [2]. Мы будем пользоваться преимущественно определением : Вещь - объект (часть) мира, имеющий ценность для человека . Вещи могут быть как материальными, так и нематериальными, например : предмет , явление , ин форма ция , свойство , чувство , мысль , образ и т.п. - все то, на что направлено внимание человека. Необходимо понимать значение слова ценность. При подобном подходе становится ясно, что многих вещей в природе нет, они существуют только "для человека", так как необходимы только ему и для того, чтобы правильно (достаточно для принятия решения или совершения действия) ориентироваться в пространстве и времени . " Наличие " этих вещей обусловлено особенностями его физиологии и психологии. Наи более известные примеры вещей, которых нет: семь цвет ов радуги (особенности зрительного анализатора), звуковая гамма (особенности слухового анализатора), идея Бога (особенности психологии обработки и сохранения информации), касты (особенности общественных отношений) и т.д. и т.п. (см. " Вещь для нас ").

- философская категория , обозначающая некий элемент бытия, предмет , объект по знания или фрагмент объективной реальности, существующий в действительности безотносительно к субъект у и обладающий определенными свойствами.

— часть материального мира , имеющая относительно самостоятельное существование . Одна В. от др. отличается своей качественной определенность ю ( Качество ). Важной гносеологической и специально-научной проблемой является проблема тождества и различия вещей между собой , а также отличия В. от объекта и предмет а .

Значение слова Вещь в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Веригинцы - течение в духоборчестве (см. Духоборы), возглавлявшееся Петром ...
  • Вера - 1) то же, что вероучение, т. е. ...
  • Вели - (араб. близкий) человек близко стоящий к ...
  • Веды - (санскр., доел. священное знание ) древнейшие ...
  • Веданта - (санскр., букв. конец вед) наиболее распространенное ...
  • Ватикан - (Vaticano) 1) название одного из 7 холмов, ...
  • Варуна - в ведич. религии величайший, наряду с Индрой, ...
  • Власть - специализированная форма деятельности (а также аспект многих ...
  • Восприятие - Суммарное, общее частное или единичное психическое схватывание, фактуальнохолистическое, ...
  • Бфср - см. Биофизический синергорефлекс . ...
  • Бфо - см. Биофизическое обследование. ...
  • Биорезонанс - взаимное реагирование друг на друга двух или ...
  • Бюрократия - (фр. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos ...
  • Буддизм - — религия проповедующая избавление от страданий путем отказа ...
  • Самосознание - — выделение человеком себя из объективного мира, осознание ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари