(санскр., букв. - ис следование ) — одна из 6 осн. систем индийской философии, опирающихся на авторитет вед. Называется также кармамиманса ( миманса действия) и пурвамиманса (первая миманса), в отличие от уттарамимансы, или веданты. Последователи М., возникшей в 3 в., считали, что веды не являются откровением в полном смысле слова и что содержащиеся в них рслиг. и филос. положения нуждаются в логич . обосновании. В основе учения М. лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния — мокша - не может быть рационально объяснено и достижимо с помощью знания и к.-л. сознат. усилий. Осн. внимание должно быть направлено на неукоснит. соблюдение обществ, и религ. долга -дхармы. С т. зр. М-, следование дхарме само по себе может привести к конечному освобождению. М. признавала и материальное начало во Вселенной. Поздние комментаторы усилили теологич. сторону М. В то же время предельная реалистичность и рационалистичность методологии М. дают основание для сближения ее с др.-инд. материализмом.
(Санскр.) Школа философии; одна из шести в Индии. Существуют две Мимансы, старая и новая. Первую, "Пурва-Мимансу", создал Джамини, а более позднюю или "Уттара-Мимансу" - один из Вьяс, - и теперь ее называют школой Веданты. Шанкарачарья был самым выдающимся апостолом последней. Школа Веданты является древнейшей из всех шести Даршана (букв., "проявлений"), но даже в отношении Пурва-Мимансы не допускают большей древности, как 500 лет до Р.Х. Востоко веды в своем пристрастии к абсурдной идеи , что все эти школы возникли "благодаря греческому влиянию", для того, чтобы те соответствовали их теории, хотели бы приписать им еще более позднее происхождение. Шат-даршана (или Шесть Проявлений) имеют все одну общую отправную точку и утверждают, что ex nihilo nihil fit.