(Jordaens) Якоб (1593-1678) - фламандский живописец. Жанровые имифологические композиции с изображением полнокровных типов крестьян ибюргеров отличаются жизнеутверждающим чувственным восприятием мира,плотной энергичной манерой письма, теплым звучным колоритом ("" Сатир вгостях у крестьянин а"", ""Бобовый король"").
(Jordaens) Якоб (19 мая 1593 - Антверпен - 18 октября 1678, тамже), фламандский художник. Биография Сын торговца одеждой, с 1607 учился вАнтверпене у А. Ван Норта, на дочери которого женился. С 1615 мастер гильдии св. Луки, с 1621 - декан гильдии. Испытал влияние Караваджо ,Рубенса, Янсенса. Возглавлял живописную мастерскую. В 1650 перешел вкальвинизм, но продолжал выполнять заказы для католических церквей имонастырей. Писал картины на религиозные, мифологические, исторические сюжет ы, портреты и бытовые сцены, мастер монументальных росписей,акварелей. Творчество В творчестве Йорданс а почвенное начало фламандскогоискусства выражено с подкупающей, подчас грубоватой, чувственной силой . Художник не бывал в Италии и, может быть , поэтому не стремилсяприноравливаться к итальянским образцам. Полнота оптимистическогомироощущения сближает Йорданса с Рубенсом, но в отличие от после днего онне обладал такой силой художественного обобщения и героизации образов,столь неисчерпаемой фантазией. Даже религиозные и мифологические сюжетытрактуются им в жанровом план е, его персонаж и, наделенные физическим инравственным здоровьем, как правило , написаны с натуры. В искусствеЙорданса праздничная зрелищность сочетается с оттенком прозаическойобстоятельности. Ранний период . Композиция В раннем творчестве, отмеченномвлиянием Караваджо (первая датированная работа ""Поклонение Волхвов"", 1616,Метрополитен-музей; ""Посещение Богоматери родителями Иоанна Крестителя"",ок. 1616, Музей искусств, Роли , Сев. Каролина ; ""Поклонение пастухов"",1618, Национальный музей, Стокгольм ; ""Четыре евангелиста"", 1617-1618, Лувр ) преобладают ночные сцены, искусственное освещение , лепящее крепкомоделированные объем ы, плотная манера живописи. Индивидуальность молодогомастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, гденемногочисленные, но представленные в натуральную величину фигурывыдвинуты на передний план и заполняют всю поверхность картины, лишеннойпространственной глубины; избранный художником низкий горизонт усиливаетвпечатление грузности тел и предметов. Эти приемы, возможно , были связаныс активной работой Йорданса над картонами для шпалер с их законамипостроения композиции и пространства. В картинах на мифологические сюжетыпредставлены такие же полнокровные типы (""Воспитание Юпитера"",Художественные собрания , Кассель ; ""Жертвоприношение Церере"", Прадо ;""Мелеагр и Аталанта"", Лувр). ""Аллегория плодородия"" Менее удачныотвлеченно-аллегорические образы мастера, неоднократно обращающегося ктеме ""Аллегории плодородия"" (1617, Старая пинакотека , Мюнхен ; 1625-28,Королевский музей изящных искусств, Брюссель ; Музей изящных искусств,Гент; Галерея Уоллес , Лондон ; ок. 1645, Национальный музей, Копенгаген;ок. 1650, Картинная галерея, Дрезден ). Самая известная брюссельская""Аллегория плодородия"" кажется в целом перегруженной массивными фигурамиобнаженных натурщиц. "" Сатир в гостях у крестьянин а"" Ярче всего своеобразиеЙорданса проявляется в тех полотнах, в которых преобладают жанровыемотивы; он охотно черпает сюжеты в народных пословицах, баснях,поговорках. В музеях Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселяхранится несколько вариантов картины ""Сатир в гостях у крестьянина"",написанной на сюжет басни Эзопа. Козлоногий сатир, посещавший крестьянскуютрапезу, удивлен двуличием людей - поведением крестьянина, который дует накашу, чтобы ее охладить , в то время как раньше он дул на руки , чтобы ихсогреть. И сатир и крестьянин - дети одной природы - тесно сгрудилисьвокруг стола , их тяжелые тела , краснощекие лица , грубые ступни ног,бытовые предметы на переднем плане переданы с пластическойосязательностью. Широкий плотный мазок , крупные красочные пятна синих,красных, желтых, золотисто-коричневых тонов, насыщенных оттенками,отличают картину, находящуюся в Музее изобразительных искусств в Москве(ок. 1620). Йорданс любил изображать бюргерские семьи, то беззаботнопирующие за праздничным столом, то собравшиеся вместе для семейногоконцерта. Среди излюбленных сюжетов - праздник ""бобового короля"",отмечаемый в день поклонения волхвов младенцу Христу. В картине ""Бобовыйкороль "" (ок. 1638, Эрмитаж ; до 1656, Музей истории искусств, Вена ) царитдух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж; избегаярезких светотеневых контрастов, мастер под влиянием Рубенса обращается кболее мягкой горячей цветовой гамме с множеством оттенков отзолотисто-розового до золотисто-коричневого. Полная грубоватого юморабытовая сцена приобретает черты монументальной значительности. В портретахЙорданс не ставил своей целью создать глубокие психологические образы.Некоторые из них близки к его картинам (""Семейный портрет"", ок. 1615),более парадны портреты семьи художника (1622-1624, Прадо), четы ванЗурпелен ( Национальная галерея, Лондон). Выполняя в 1630-х гг. вАнтверпене вместе с Рубенсом декоративные работы, а затем после смертиРубенса приобретя славу первого живописца Фландрии, Йорданс переживаеттворческий перелом . Грандиозный объем работ, включавшийдекоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе заказы, исходившиеот королевских дворов Европы (Голландии, Англии, Швеции), большие,исполненные между 1635-45 серии картонов для шпалер, посвященные Одиссею,Александру Македонскому, Карлу Великому и осуществленные при активномучастии мастерской , - все это постепенно привело к утрате Йордансомтворческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам.Одна из самых помпезных работ такого рода - циклдекоративно-аллегорических композиций 1648-53 по заказу голландскогоштатгальтера для его летней резиденции Хейс-Тен-Боск (""Домик в лесу"")исполнен Йордансом совместно с Г. ван Тульденом.