Что такое Справедливость? Значение слова Справедливость в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Справедливость -

Справедливость - является одним из высших принципов взаимныхотношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемента.Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человекомправа на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами,которые она приносит; а так как люди одарены различно, то и в результатеих действий неизбежно неравенство. Отрицательный элемент идеи С.заключается в сознании того, что существуют пределы, обусловливаемыеналичностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которымявляется необходимейшим условием общественной жизни; в мысли о сферахдействия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства.Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет, но мнению Спенсера, красходящимся нравственным и социальным теориям. Так, в идее С.,выработанной греческой философиею, преобладает элемент неравенства. Вдиалогах Платона справедливым признается "правило о том, чтобыиндивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь нелишались принадлежащего им самим"; С. состоит, поэтому, в том, "чтобыкаждый человек имел и делал то, что ему принадлежит"; несправедливобраться за занятие другого человека и "пробивать себе путь" из одногокласса в другой. Наоборот, в системах утилитаризма (правило Бентама:"каждый должен считаться за одного, никто но должен считаться более, чемза одного") и коммунизма элемент неравенства совершенно исчезает: С.означает равное распределение материальных и нематериальных благ,достигаемых человеческою деятельностью, при чем совершенно недопускается, чтобы доли счастья, достающегося людям, представлялинеравенства, сообразно с их способностями или характерами. Истинноепонятие о С. получается, по мнению Спенсера, путем надлежащейкоординации двух указанных элементов, при чем идеи равенства инеравенства применяются одновременно: первая - к границам, вторая- крезультатам человеческой деятельности. В действительности теорияСпенсера соответствует лишь мировоззрению капиталистического общества,как оно выразилось в девизе laisser faire, ограничивающем задачигосударства одной лишь охраной права. Между тем, требования С., имеянеизменную сообразно нуждам времени и места. Эта неизменна основавыраже6на еще в формуле Гиллеля (VIII,671): "не делай другим того, чегоне желаешь себе"- формуле, сводящейся к принципу равноценности всехлюдей, что далеко не равночуще признанию равенства относительно пределовчеловеческой деятельности. Об отношении формулы Гиллеля к христианскойзаповеди любви и совершенства ср. ст. Влад. Соловьева: "Спор о С."("Вестник Европы", 1894, №№4 и 7). См. Спенсер, "С." (Спб., 1897). Какосновной элемент правосознания, С. должна найти выражение в юридическихнормах; но положительное право всегда отстает от жизни. Способомприближения первого к последней служит казуальное юридическоетворчество, которое ставит себе задачей восполнять и изменятьдействующее право сообразно особенностям отдельных случаев, а исходныммоментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда дуализм междуправом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так было вдревнем Риме (XXVI,796), где строгому праву (strictum jus)противополагалось преторское право, исходившее из начал "справедливости"(aequitas), которая понималась в самом широком значении и синонимамикоторой у юристов классической эпохи служили "добрая совесть" (X, 815),"добрые нравы" (boni mores), "честность" (honestas) и др. выражения(pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкования актов по их смыслуи действительным намерениям сторон; она требовала также возмещениявсякого неправомерного ущерба, уполномочивала судью на разрешениевсякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. входилатакже защита родства по крови, в противоположность агнатству. С.положена была и в основу понятия об обмане, явившегося одним изкрупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actiode dolo) или возражения (excepto doli), допускалась как вспомогательноесредство, коль скоро обычай добропорядочных и честных людей требовалсудебного преследования или судебной защиты, хотя бы в силу строгогоправа они были неосуществимы. Если претор включал в судебную формулуоговорку об обмане, то такая формула обязывала судбю-присяжногоразбирать все дело по "совести" (bona fide) и С. Особая система права С.сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity) служит канцлерскийсуд (XIV,346). В России попытку введения такого суда С. представлялисобой совестные суды Спрос и предложение - два главные фактора,определяющие цены на рынке. Под С. разумеется количество товаров,которое желают купить на рынке лица, обладающие нужными для этой покупкисредствами. Предложением называется количество товаров, представленноена рынок для продажи. С. и предложение играют роль в теории меновойценности, так как от взаимного их отношения зависят рыночные цены. ЕслиС. и предложение равны между собой, цена товара равняется его меновойценности, определяемой количеством труда, общественно-необходимого дляпроизводства. Если С. окажется выше предложения, то рыночная цена будетподниматься и останется на повышенном уровне до тех пор, покапредложение не придет в соответствие со С. При превышении предложениянад С. происходит обратное - понижение цены ниже нормальной ценности,опять таки на время, пока с предложением не сравняется С. Существуетцелая теория, которая ставит образование меновой ценности всецело взависимость от соотношения С. и предложения, видя в них два единственныхфактора образования ценности.


Синонимы: справедливость

Справедливость

Справедливость - является одним из высших принципов взаимныхотношений между людьми. В идее С. Спенсер различает два элемент а.Положительный элемент ее заключается в признании за каждым человек ом права на беспрепятственную деятельность и на пользование теми благами,которые она приносит; а так как люди одарены различно , то и в результатеих действий неизбежно неравенство . Отрицательный элемент идеи С.заключается в сознании того , что существуют пределы , обусловливаемыеналичностью других людей, имеющих одинаковые права, уважение к которымявляется необходимейшим условием общественной жизни; в мысли о сферахдействия, взаимно ограниченных, заключается понятие равенства.Неуравновешенная оценка этих двух элементов ведет , но мнению Спенсера, красходящимся нравственным и социальным теория м. Так, в идее С.,выработанной греческой философиею, преобладает элемент неравенства. Вдиалогах Платона справедливым признается " правило о том, чтобы индивидуумы не брали принадлежащего другому, и в свою очередь нелишались принадлежащего им самим"; С. состоит, поэтому , в том, "чтобыкаждый человек имел и делал то, что ему принадлежит"; несправедливобраться за занятие другого человека и "пробивать себе путь" из одногокласса в другой . Наоборот , в система х утилитаризма (правило Бентама:"каждый должен считаться за одного, никто но должен считаться более , чемза одного") и коммунизма элемент неравенства совершенно исчезает: С.означает равное распределение материальных и нематериальных благ,достигаемых человеческою деятельностью, при чем совершенно недопускается, чтобы доли счастья, достающегося людям, представлялинеравенства, сообразно с их способностями или характерами. Истинноепонятие о С. получается, по мнению Спенсера, путем надлежащейкоординации двух указанных элементов, при чем идеи равенства инеравенства применяются одновременно: первая - к границам, вторая- крезультатам человеческой деятельности. В действительности теорияСпенсера соответствует лишь мировоззрению капиталистического общества,как оно выразилось в девизе laisser faire, ограничивающем задачи го суда рства одной лишь охраной права. Между тем, требования С., имеянеизменную сообразно нуждам времени и места . Эта неизменна основавыраже6на еще в формуле Гиллеля (VIII,671): "не делай другим того, чегоне желаешь себе"- формуле, сводящейся к принципу равно ценности всехлюдей, что далеко не равночуще признанию равенства относительно пре дело вчеловеческой деятельности. Об отношении формулы Гиллеля к христианскойзаповеди любви и совершенства ср. ст. Влад . Соловьева: "Спор о С."("Вестник Европы", 1894, №№4 и 7). См. Спенсер, "С." (Спб., 1897). Какосновной элемент право сознания, С. должна найти выражение в юридическихнормах; но положительное право всегда отстает от жизни. Способомприближения первого к последней служит казуальное юридическоетворчество, которое ставит себе задачей восполнять и изменятьдействующее право сообразно особенностям отдельных случаев, а исходныммоментом своим и руководящим началом объявляет С. Отсюда дуализм междуправом легальным и судебной практикой, проводящей начала С. Так было вдревнем Риме (XXVI,796), где строгому праву (strictum jus)противополагалось претор ское право, исходившее из начал "справедливости"(aequitas), которая понималась в самом широком значении и синонимамикоторой у юристов классической эпохи служили "добрая совесть" (X, 815),"добрые нравы" (boni mores), "честность" (honestas) и др. выражения(pietas, verecundia и т. п.). С. требовала толкования актов по их смыслуи действительным намерениям сторон; она требовала также возмещениявсякого неправомерного ущерба, уполномочивала судью на разрешениевсякого спора по совести и по внутреннему убеждению. В задачи С. входилатакже защита родства по крови, в противоположность агнатству. С.положена была и в основу понятия об обман е, явившегося одним изкрупнейших орудий преторского права. Ссылка на обман, в виде иска (actiode dolo) или возражения (excepto doli), допускалась как вспомогательноесредство, коль скоро обычай добропорядочных и честных людей требовалсудебного преследования или судебной защиты, хотя бы в силу строгогоправа они были неосуществимы. Если претор включал в судебную формулуоговорку об обмане, то такая формула обязывала судбю-присяжногоразбирать все дело по "совести" (bona fide) и С. Особая система права С.сохранилась и в Англии, где проводником С. (equity) служит канцлерскийсуд (XIV,346). В России попытку введения такого суда С. представляли собой совестные суды Спрос и предложение - два главные фактора,определяющие цены на рынке. Под С. разумеется количество товаров,которое желают купить на рынке лица , обладающие нужными для этой покупкисредствами. Предложение м называется количество товаров, представленноена рынок для продажи. С. и предложение играют роль в теории меновой ценности, так как от взаимного их отношения зависят рыночные цены. ЕслиС. и предложение равны между собой, цена товара равняется его меновойценности, определяемой количеством труда, общественно-необходимого дляпроизводства. Если С. окажется выше предложения, то рыночная цена будетподниматься и останется на повышенном уровне до тех пор, пока предложение не придет в соответствие со С. При превышении предложениянад С. происходит обратное - по ниже ние цены ниже нормальной ценности,опять таки на время , пока с предложением не сравняется С. Существуетцелая теория, которая ставит образование меновой ценности всецело взависимость от соотношения С. и предложения, видя в них два единственныхфактора образования ценности.

Значение слова Справедливость в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Стела - Стела (sthlh) у древних греков название каменных ...
  • Стебут - Стебут (Иван Александрович) заслуженный профессор, общественныйдеятель, писатель и ...
  • Стафилококк - Стафилококк (Staphylococcus Ogston) или гроздекокк так названы ...
  • СтатусStatus - Статус(Status) (лат.) положение, состояние; S. quo ...
  • Стасов - Стасов (Василий Петрович) архитектор (17691848). Получив домашнееобразование, начал ...
  • Старов - Старов (Иван Егорович, 1743 1808) архитектор, ...
  • Станкевич - Станкевич (Николай Владимирович) глава знаменитого в историиновейшей ...
  • Спасо-Нередицкий - СпасоНередицкий или Спас на Городище мужской (монастырь) ...
  • Спартак - Спартак (SpartakoV, Spartacus) предводитель рабов в так называемойвойне ...
  • Спаниель - Спаниель породы длинношерстных легавых собак, происходящие отсобак, ...
  • Союз - Союз (грамм.). Под именем С. (sundesmoV) греческие ...
  • Социальная - Социальная психология. В классификации абстрактных наук, созданнойКонтом ...
  • София - София (болгарск. Средец, турецк. София) столица Болгарскогокняжества, ...
  • Сосницкий - Сосницкий (Иван Иванович) знаменитый актер (1794 ...
  • Волынский - Волынский (Артемий Петрович) государственный деятель в царствованииимп. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари