Что такое Станкевич? Значение слова Станкевич в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Станкевич -

Станкевич (Николай Владимирович) - глава знаменитого в историиновейшей русской литературы "кружка Станкевича". Род. в 1813 г. в с.Удеревке, Острогожского у., Воронеж. губ., в богатой помещичьей семье.Окончил курс на словесном факультете москов. унив. время егостуденчества (1831-34) совпадает с переворотом во внутренней жизнимосковского университета, когда с профессорской кафедры, вместо прежнегомонотонного чтения старых тетрадок, послышалось живое слово,стремившееся удовлетворить нарождающимся потребностям жизни. Большаяперемена происходила и в московском студенчестве: студент из буршапревращался в молодого человека, поглощенного высшими стремлениями.Прежние патриархальные нравы, когда московские студенты более всегозанимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходят в областьпреданий. Начинается образование среди московских студентов тесносплоченных кружков, желающих выяснить себе вопросы нравственные,философские, политические. Студенчество нового типа сгруппировалась попреимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцена. Оба кружка, хотя иодушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, почти неимели между собой общения и отчасти даже враждебно относились друг кдругу. Они были представителями двух направлений. Кружок Станкевичаинтересовался по преимуществу вопросами отвлеченными - философией,эстетикой, литературой - и был равнодушен к вопросам политическим исоциальным. Кружок Герцена, тоже много занимавшийся философией, отдавалсвое внимание не столько литературе, сколько вопросам социальногоустройства. В состав кружка С., первоначально чисто студенческого, нопродолжавшего жить в теснейшем духовном общении и после того, как членыего в 1834-1835 гг. оставили университет, входили: талантливый историкСергей Строев, поэты Красов и Ключников, известный впоследствиипопечитель кавказ. округа Неверов; цвет сообщали кружку прежде всего самС., затем Константин Аксаков и Белинский. Из не студентов весьма близокбыл к С. его земляк Кольцов, талант которого С. первый оценил; он жеиздал первый сборник стихотворений Кольцова. Несколько позже к кружкутеснейшим образом примыкают Михаил Бакунин, Катков, Василий Боткин иГрановский. Это были люди различных темпераментов и душевныхорганизаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинноидеальной личности главы кружка. С. представляет собою чрезвычайноредкий пример литературного деятеля, не имеющего никакого значения вкачестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на целый периодрусской литературы. С. - автор очень плохой quasi-исторической драмы("Скопин-Шуйский"), слабой повести, двух-трех десятков стихотворенийвторостепенного значения и нескольких отрывков философского характера,довольно интересных, но найденных только после смерти С. в бумагах его инапечатанных целых 20 лет спустя. Очень замечательна его переписка сдрузьями, полная блестящих мыслей, метких определений и представляющаясобой летопись его глубоко искреннего стремления познать истину; но иэта переписка была собрана в одно целое только 20 лет после его смерти.Весь этот литературный багаж С., вместе с переводами и перепиской, занялнебольшой томик (М.. 1857; 2е изд.. без переписки, М., 1890), и не в немисточник первостепенного значения С. Не обладая крупным литературнымдарованием, он был очень талантливой личностью просто как человек.Одаренный тонким эстетическим чутьем, горячей любовью к искусству,большим и ясным умом, способным разбираться в самых отвлеченных вопросахи глубоко вникать в их сущность, С. давал окружающим могущественныедуховные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства. Его живая, частоостроумная беседа была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он умелсообщать высокое направление; все мелкое и недостойное как-то само собойотпадало в его присутствии С. представлял собой удивительногармоническое сочетание нравственных и умственных достоинств. Видеализме С. не было ничего напускного или искусственно приподнятого;идеализм органически проникал все его существо, он мог легко и свободнодышать только на горных высотах духа. Этот высокий душевный строй С. иего кружка раньше всего сказался в восторженном пониманиишеллингианства, принявшего в кружке С. окраску скорее религиозноговоззрения, чем сухой схемы, тем более, что шеллинговский пантеизм и сампо себе больше заключал элементов поэтических, чем чисто философских. Ввопросах искусства настроение С. и его кружка сказалось в необыкновенновысоких требованиях, предъявленных к современной литературе исовременному театру, и в вытекавшей отсюда ненависти ко всему фальшивомуи пошлому. При нелюбви самого С. к журнальной, да и вообще литературнойдеятельности, в текущей литературе выразителем духовной жизни кружкаявился не он, а Белинский. Параллельное изучение переписки С. и первыхтомов соч. Белинского, обнимающих 1834 - 37 гг., показывает, чтовеликому искателю истины принадлежит несравненный блеск его вдохновенныхстатей, но самое содержало новых идей, во имя которых он выступил,раньше было формулировано С. в письмах к друзьям и кружковых беседах. В1837 г. начинающаяся чахотка и жажда приложиться к самому источникуфилософского знания вызвали отъезд С. за границу. Он подолгу живал вБерлине, где вступил в тесное общение с душевно полюбившим егопрофессором философии, гегельянцем Вердером. В это время в сферу егообаяния попал Тургенев. В 1840 г. 27-летний С. умер в итальянскомгородке Нови. Ранняя смерть его произвела потрясающее впечатленье надрузей его, но вместе с тем она необыкновенно гармонично завершилакрасоту его образа. Et rose, elle a vecu се que vit une rose - l'espaced'un matin, сказал французский поэт про умершую в цвете дет девушку.Душевная красота С. была тоже своего рода благоуханным цветком, которыймог бы и выдохнуться при более прозаических условиях, как выдохсяпозднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же, благодаря трагизмусудьбы С. и цельности оставленного им впечатления, имя его сталоталисманом для всего поколения 40-х годов и создало желание приблизитьсяк нему по нравственной красоте. Ср. Герцен, "Былое и Думы"; Анненков,"Николай Владимирович С. и его переписка" (М., 1857); Добролюбов, "Соч."(т. 2); А. Станкевич, "Т. Н. Грановский"; К. Аксаков, "Воспоминаниястудентства", в "Дне" 1862 г., №№ 39 и 40; Тургенев, "Первое собраниеписем"; Барсуков, "Жизнь и труды Погодина"; Пыпин, "Белинский"; "ПолноеСобр. Соч. Белинского" под ред. С. А. Венгерова, примечания к I и IIIтт. С. Венгеров.

Станкевич

Станкевич ( Николай Владимирович) - глава знамени того в историиновейшей русской литературы " кружка Станкевича". Род. в 1813 г. в с.Удеревке, Острогожского у., Воронеж . губ., в богатой помещичьей семье.Окончил курс на словесном факультете москов. унив. время егостуденчества (1831-34) совпадает с переворотом во внутренней жизнимосковского университет а, когда с профессорской кафедры, вместо прежнегомонотонного чтения старых тетрадок, послышалось живое слово,стремившееся удовлетворить нарождающимся потребностям жизни. Большаяперемена происходила и в московском студенчестве: студент из буршапревращался в молодого человека, поглощенного высшими стремлениями.Прежние патриархальные нравы , когда московские студенты более всего занимались пьянством, буйством, задиранием прохожих, отходят в областьпреданий. Начинается образование среди московских студентов тесносплоченных кружков , желающих выяснить себе вопросы нравственные,философские, политические. Студенчество нового типа сгруппировалась попреимуществу в двух кружках - Станкевича и Герцен а. Оба кружка, хотя иодушевленные одним и тем же жаром высоких и чистых стремлений, почти неимели между собой общения и отчасти даже враждебно относились друг кдругу. Они были представителями двух направлений. Кружок Станкевичаинтересовался по преимуществу вопросами отвлеченными - философией,эстетикой, литературой - и был равнодушен к вопросам политическим исоциальным. Кружок Герцена, тоже много занимавшийся философией, отдавалсвое внимание не с только литературе, сколько вопросам социальногоу строй ства. В состав кружка С., первоначально чисто студенческого, нопродолжавшего жить в теснейшем духовном общении и после того, как членыего в 1834-1835 гг. оставили университет, входили: талант ливый историкСергей Строев , поэт ы Красов и Ключников , известный впоследствиипопечитель кавказ . округа Неверов ; цвет сообщали кружку прежде всего самС., затем Константин Аксаков и Белинский . Из не студентов весьма близокбыл к С. его земляк Кольцов , талант которого С. первый оценил; он жеиздал первый сборник стихотворений Кольцова . Несколько позже к кружкутеснейшим образом примыкают Михаил Бакунин , Катков , Василий Боткин иГрановский. Это были люди различных темпераментов и душевныхорганизаций, но всех их соединяло обаяние необыкновенно светлой, истинноидеальной личности главы кружка. С. представляет собою чрезвычайноредкий пример литературного деятеля, не имеющего никакого значения вкачестве писателя и тем не менее наложившего свою печать на целый периодрусской литературы. С. - автор очень плохой quasi-исторической драмы("Скопин-Шуйский"), слабой повести , двух-трех десятков стихотворенийвторостепенного значения и нескольких отрывков философского характера,довольно интересных, но найденных только после смерти С. в бумагах его инапечатанных целых 20 лет спустя . Очень замечательна его переписка сдрузьями, полная блестящих мыслей, метких определений и представляющаясобой летопись его глубоко искреннего стремления познать истину; но иэта переписка была собрана в одно целое только 20 лет после его смерти.Весь этот литературный багаж С., вместе с переводами и перепиской, занялнебольшой томик (М.. 1857; 2е изд.. без переписки, М., 1890), и не в немисточник первостепенного значения С. Не обладая крупным литературнымдарованием, он был очень талантливой личностью просто как человек.Одаренный тонким эстетическим чутьем, горячей любовью к искусству,большим и ясным умом, способным разбираться в самых отвлеченных вопросахи глубоко вникать в их сущность , С. давал окружающим могущественныедуховные импульсы и будил лучшие силы ума и чувства . Его живая, частоостроумная беседа была необыкновенно плодотворна. Всякому спору он умелсообщать высокое направление ; все мелкое и недостойное как-то само собойотпадало в его присутствии С. представлял собой удивительногармоническое сочетание нравственных и умственных достоинств. В идеализм е С. не было ничего напускного или искусственно приподнятого;идеализм органически проникал все его существо , он мог легко и свободнодышать только на горных высотах духа. Этот высокий душевный строй С. иего кружка раньше всего сказался в восторженном пониманиишеллингианства, принявшего в кружке С. окраску скорее религиозноговоззрения, чем сухой схемы, тем более, что шеллинговский пантеизм и сампо себе больше заключал элементов поэтических, чем чисто философских. Ввопросах искусства настроение С. и его кружка сказалось в необыкновенновысоких требованиях, предъявленных к современной литературе исовременному театру, и в вытекавшей отсюда ненависти ко всему фальшивомуи пошлому. При нелюбви самого С. к журнальной, да и вообще литературнойдеятельности, в текущей литературе выразителем духовной жизни кружкаявился не он, а Белинский. Параллельное изучение переписки С. и первыхтомов соч. Белинского, обнимающих 1834 - 37 гг., показывает, чтовеликому искателю истины принадлежит несравненный блеск его вдохновенныхстатей, но самое содержало новых идей , во имя которых он выступил,раньше было формулировано С. в письмах к друзьям и кружковых беседах. В1837 г. начинающаяся чахотка и жажда приложиться к самому источникуфилософского знания вызвали отъезд С. за границу. Он подолгу живал вБерлине, где вступил в тесное общение с душевно полюбившим егопрофессором философии, гегельянцем Вердером. В это время в сферу егообаяния попал Тургенев . В 1840 г. 27-летний С. умер в итальянскомгородке Нови . Ранняя смерть его произвела потрясающее впечатленье надрузей его, но вместе с тем она необыкновенно гармонично завершилакрасоту его образа. Et rose, elle a vecu се que vit une rose - l'espaced'un matin, сказал французский поэт про умершую в цвете дет девушку.Душевная красота С. была тоже своего рода благоуханным цветком, которыймог бы и выдохнуться при более прозаических условиях, как выдохсяпозднее идеализм иных членов его кружка. Теперь же, благодаря трагизмусудьбы С. и цельности оставленного им впечатления, имя его сталоталисманом для всего поколения 40-х годов и создало желание приблизитьсяк нему по нравственной красоте. Ср. Герцен, " Было е и Думы"; Анненков,"Николай Владимирович С. и его переписка" (М., 1857); Добролюбов , "Соч."(т. 2); А. Станкевич, "Т. Н. Грановский"; К. Аксаков, "Воспоминаниястудентства", в "Дне" 1862 г., №№ 39 и 40; Тургенев, "Первое собраниеписем"; Барсуков , "Жизнь и труды Погодина"; Пыпин , "Белинский"; "ПолноеСобр. Соч. Белинского" под ред. С. А. Венгерова, примечания к I и IIIтт. С. Венгеров.

Значение слова Станкевич в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Столетов - Столетов (Александр Григорьевич) профессор физики в московскомунив., ...
  • Стоглав - Стоглав сборник, содержащий описание деяний и постановленийсобора1551 ...
  • Стихарь - Стихарь священная одежда, прямая, длинная, с широкими ...
  • Стефенсон - Стефенсон (Джордж Stephenson, 17811848) главный изобретательжелезных дорог, был ...
  • Стерх - Стерх или белый журавль (Grus leucogeranus) один из ...
  • Стерлядь - Стерлядь (Acipenser ruthenus L.) рыба из рода ...
  • Стела - Стела (sthlh) у древних греков название каменных ...
  • Спрут - Спрут или осьминог. В широком смысле слова, ...
  • Спора - Спора (у грибов). В микологии образовалась целая ...
  • Спирохета - Спирохета (Spirochaete Ehrenb.) род бактерий из сем. ...
  • Спиритизм - Спиритизм верование в возможность необычайных проявлений духов ...
  • Спинная - Спинная сухотка болезнь спинного мозга (tabes dorsalis ...
  • Сперма - Сперма (Sperma) или семенная жидкость представляет собой ...
  • Спасо-Нередицкий - СпасоНередицкий или Спас на Городище мужской (монастырь) ...
  • Кощунство - Кощунство определяется Уложением о наказаниях (ст. 183, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари