Что такое Реализм? Значение слова Реализм в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Реализм -

Реализм (литератур.). - Во всяком произведении изящной словесности мыразличаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведениеявлений; данных помимо художника, и субъективный - нечто, вложенное впроизведение художником от себя. Останавливаясь на сравнительной оценкеэтих двух элементов, теория, в различные эпохи - в связи не только сходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами -придает большее значение то одному, то другому из них. Отсюда двапротивоположных направления в теории; одно - реализм - ставит передискусством задачу верного воспроизведения действительности; другое -идеализм - видит назначение искусства в "пополнении действительности", всоздании новых форм, причем исходным пунктом служат не столько наличныефакты, сколько наперед данные, идеальные представления. Этатерминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценкухудожественного произведения моменты внеэстетические: Р. совершеннонеправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячемупотреблении термин "Р." означает точное копирование деталей, попреимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественнымвыводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии -картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением ее служит нашеэстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковойфигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, имертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельносоздавать еще один мир, совершенно тожественный с существующим.Копирование внешнего мира само по себе даже самой резкой реалистическойтеории никогда не представлялось целью искусства; в возможно верномвоспроизведении действительности усматривался лишь залог творческойсамобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, нона практике ему противостоит рутина, традиция, академически канон,обязательное подражание классикам - другими словами, гибельсамостоятельного творчества. Начинается искусство с действительноговоспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественногомышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. Это -обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые.Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно вобласти правдивого воспроизведения жизни - и каждая посвоему права, икаждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципаправды. Это особенно характерно проявляется в истории развитияфранцузской литературы, которая вся - непрерывающийся ряд завоеванийистинного Р. Стремление к художественной правде лежало в основе тех жедвижений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символомнереального искусства. Таков не только романтизм, на который с такимжаром нападали, во имя правды, доктринеры новейшего Р. (натурализма);такова и классическая драма. Достаточно напомнить, что ославленные триединства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, нопотому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии."Установление единств было торжеством Р. Эти правила, сделавшиесяпричиной стольких несообразностей при упадке классического театра,являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия... Варистотелевых правилах средневековый рационализм нашел средство удалитьсо сцены последние остатки наивной средневековой фантазии" (Лансон).Глубокий внутренний Р. классической трагедии французов выродился, врассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей, в мертвые схемы,гнет которых был сброшен литературой лишь в начале нашего века. Сширокой точки зрения всякое истинно прогрессивное движение в областиискусства - как бы оно ни формулировало свои требования - есть движениепо направлению к Р. В этом отношении не составляют исключения и те новыетечения, которые с виду являются реакцией Р. На самом деле онипредставляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественнойдогме - реакцию против реализма по имени, переставшего быть исканием ихудожественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизмпытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когданеоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественногоизображения, рисуют стилизованные, т. е. как бы намеренно отступающие отдействительности образы, они стремятся к тому же, что составляет цельвсякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческомувоспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - отсимфонии до арабески, от "Илиады" до "Шепот, робкое дыханье", - которое,при более глубоком взгляде на него, не оказалось бы правдивымизображением души творца, "уголком жизни сквозь призму темперамента",как гласит формула ближайшего к нам момента в развитии элементарного Р.Едва ли возможно, поэтому, говорить об истории P.: она совпадает систорией искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моментыисторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивомизображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьнойусловности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которыепроходили бесследно для прежнего художника или пугали егонесоответствием с догматами морали или приличий. Таков был романтизм,такова современная форма Р. - Натурализм. Литература о Р. - попреимуществу полемическая, по поводу современной его формы. Историческиесочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределенностью предметаисследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм, ср.Brunetiere, "Le roman naturaliste" (1883); Pardo-Bazan, "Le naturalisme"(1892); Bloy, "Les funerailles du naluralisme" (1892); Bus, "Naturalismeou realisme" (1879); Fuster, "Essais critiques" (1886); Hubert,"Romanciers naturalistes" (1885); Lenoir, "Histoire du naluralisme et durealisme" (1889); Конради, "Теория и практика литературного натурализма)("Загр. Вестник", 1882, №№ 1 и 2); Стороженко, "Генезис реальногоромана" ("Северный Вестник", 1891, № 12); Лесевич, "Происхождениесовременного романа" ("Русская Мысль", 1898, №11). А. Гд.

Реализм

Реализм (литератур.). - Во всяком произведении изящной словесности мыразличаем два необходимых элемента: объективный - воспроизведениеявлений; данных помимо художника, и субъективный - нечто , вложенное впроизведение художником от себя . Останавливаясь на сравнительной оценкеэтих двух элементов, теория, в различные эпохи - в связи не только сходом развития искусства, но и с иными разнообразными обстоятельствами -придает большее значение то одно му, то другому из них. Отсюда два против оположных направления в теории ; одно - реализм - ставит перед искусство м задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в "пополнении действительности", всоздании новых форм, причем исходным пунктом служат не столько наличныефакты, сколько наперед данные , идеальные представления. Эта термин ология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценкухудожественного произведения моменты внеэстетические: Р. совершеннонеправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячемупотреблении термин "Р." означает точное копирование деталей, попреимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественнымвыводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии -картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением ее служит нашеэстетическое чувство , которое ни минуты не колеблется между восковойфигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, имертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельносоздавать еще один мир, совершенно тожественный с существующим. Копирование внеш него мира само по себе даже самой резкой реалистическойтеории никогда не представлялось целью искусства; в возможно верномвоспроизведении действительности усматривался лишь залог творческойсамобытности художника. В теории реализму противополагается идеализм, нона практике ему противостоит рутина , традиция , академически канон,обязательное подражание классикам - другими словами, гибельсамостоятельного творчества. Начинается искусство с действительноговоспроизведения природы; но, раз даны популярные образцы художественногомышления, появляется творчество из вторых рук, работа по шаблону. Это -обычное явление школы, под каким бы знаменем она ни явилась впервые.Чуть не каждая школа изъявляет притязания на новое слово именно вобласти правдивого воспроизведения жизни - и каждая посвоему права , икаждая отрицается и сменяется последующей во имя того же принципа правды . Это особенно характерно проявляется в истории развитияфранцузской литературы, которая вся - непрерывающийся ряд завоеваний истинно го Р. Стремление к художественной правде лежало в основе тех жедвижений, которые, окаменев в традиции и каноне, стали позднее символомнереального искусства. Таков не только романтизм , на который с такимжаром нападали, во имя правды, доктринеры новейшего Р. (натурализма);такова и классическая драма . Достаточно напомнить , что ославленные триединства были приняты совсем не из рабского подражания Аристотелю, нопо тому лишь, что обусловливали возможность сценической иллюзии."Установление единств было торжеством Р. Эти правила , сделавшиесяпричиной стольких несообразностей при упадке классического театра,являлись вначале необходимым условием сценического правдоподобия... Варистотелевых правилах средневековый рационализм нашел средство удалитьсо сцены последние остатки наивной средневековой фантазии" (Лансон).Глубокий внутренний Р. классической трагедии французов выродился, врассуждениях теоретиков и в произведениях подражателей, в мертвые схемы,гнет которых был сброшен литературой лишь в начале нашего века. Сширокой точки зрения всякое истинно прогрессивное движение в областиискусства - как бы оно ни формулировало свои требования - есть движениепо направлению к Р. В этом отношении не составляют исключения и те новыетечения, которые с виду являются реакцией Р. На самом деле онипредставляют собой лишь реакцию рутине, обязательной художественнойдогме - реакцию против реализма по имени , переставшего быть исканием ихудожественным воссозданием жизненной правды. Когда лирический символизмпытается новыми средствами передать читателю настроение поэта, когданеоидеалисты, воскрешая старые условные приемы художественногоизображения, рисуют стилизованные, т. е. как бы намеренно отступающие отдействительности образы , они стремятся к тому же, что составляет цельвсякого - хотя бы и архинатуралистического - искусства: к творческомувоспроизведению жизни. Нет истинно художественного произведения - отсимфонии до арабески , от "Илиады" до "Шепот, робкое дыханье", - которое,при более глубоком взгляде на него, не оказалось бы правдивымизображением души творца, "уголком жизни сквозь призму темперамента",как гласит формула ближайшего к нам момента в развитии элементарного Р.Едва ли возможно, поэтому , говорить об истории P.: она совпадает систорией искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моментыисторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивомизображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьнойусловности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которыепроходили бесследно для прежнего художника или пугали егонесоответствием с догматами морали или приличий. Таков был романтизм,такова современная форма Р. - Натурализм . Литература о Р. - попреимуществу полемическая, по поводу современной его формы. Историческиесочинения (David, Sauvageot, Lenoir) страдают неопределенностью предметаисследования. Кроме сочинений, указанных в статье Натурализм, ср.Brunetiere, "Le roman naturaliste" (1883); Pardo-Bazan, "Le naturalisme"(1892); Bloy, "Les funerailles du naluralisme" (1892); Bus, "Naturalismeou realisme" (1879); Fuster, "Essais critiques" (1886); Hubert,"Romanciers naturalistes" (1885); Lenoir, "Histoire du naluralisme et durealisme" (1889); Конради , " Теория и практика литературного натурализма)("Загр. Вестник", 1882, №№ 1 и 2); Стороженко , "Генезис реальногоромана" ("Северный Вестник", 1891, № 12); Лесевич , "Происхождениесовременного романа" ("Русская Мысль", 1898, №11). А. Гд.

Значение слова Реализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Рейхлин - Рейхлин (Иоанн) знаменитый нем. гуманист, род. в ...
  • Рейнолдс - Рейнолдс ( сэр Джошуа Reynolds, 1723 92) ...
  • Рейн - Рейн (Rhein, франц. Rhin, англ. Rhine, лат. Rhenus) ...
  • Рейкьявик - Рейкьявик (Reykjavik, т. е. дымящаяся бухта) гл. ...
  • Резонер - Резонер театральный термин: в старой комедии лицо, ...
  • Резиденция - Резиденция (лат.) город. в котором находятся местопребывание ...
  • Резекция - Резекция (excisio ossium) хирургическая операция удаления частиодной ...
  • Растение - Растение: выделяет кислород, поглощает углекислоту, связываетэнергию, образует белки, ...
  • Расин - Расин (ЖанБатист Racine) знаменитый французский драматург, род. ...
  • Рапсодия - Рапсодия род музыкальной фантазии, не связанной определенноюформой. ...
  • Раны - Раны (vilnera) всякое повреждение, связанное с нарушением ...
  • Рамсес - Рамсес (Paмeccy = "Pa родил его") имя ...
  • Рамо - Рамо (JeanPhilippo Rameau) знаменитый французский композитор итеоретик ...
  • Рамаяна - Рамаяна (санскр. Ramayana) вторая по величине из ...
  • Галуппи - Галуппи (Balthasar Galuppi) итальянский композитор и виртуоз ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари