Что такое Творчество? Значение слова Творчество в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Творчество -

Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком значенииэто слово могло бы быть применено ко всем процессам органической инеорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений и всеобновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческихсил. Но понятие творчества предполагает личное начало - исоответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении кдеятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. - условный Термин для обозначения психического акта, выражающегося ввоплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в(относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли,художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое,музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора,полководца и т. п.). Широкое значение, придаваемое термину, едва ли несоставляет отличительного свойства русского языка. Др. греч. poihsiVимело специальное применение к области словесного. В зап. европейскихяз. сливаются термины Т. и творения, созидания (creation, Schopfung), вразличных специальных приурочениях. Отчасти понятию Т. отвечает нем.Schaffen (dichterisches Sch.), франц. invention (не в смысле толькоизобретения), genie createur и т. п. Термин invention уже в лат. яз.(inventio) выражал понятие сочинять, творить и в области риторики(трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имелоспециальное значение - композиции, сочинения, вымысла, прикрась ("belleinvenzioni" у Торквата Тассо, "Discorsi dell'Arte роеtica"). РазличениеТ. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений,т. е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и вприемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля кразличному обозначению 3 основных свойства разума: созерцательного,действенного и творческого в тесном смысле слова (Никомахова Этика; ср.Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887).Распространяя значение творческого акта даже на ремесла, - стало быть,при несколько внешнем понимании термина, - Аристотель все же далпрекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Т., какспособности обдуманного или сознательного воплощения истинного, приотожествлении истины и красоты. В настоящее время принято различатьдвоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное, непосредственное - ипродуманное, сознательное, художественное; первое характеризует попреимуществу произведения первобытного, народнособирательного искусства,а второе относится к области высшего искусства, в которомнепосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением ипроверочной аналитической работой. Народно-собирательное Т.характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, впротивоположность Т. индивидуальному и сознательному. Последний эпитетимеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности инепреднамеренности, составляющих характерные особенности процессовтворчестве. Когда все предусмотрено и предрешено заранее, тогда нетместа для творческой мысли и является то, что принято называтьсочинительством. Впрочем, отношение сознания к творческой работе мыслипредставляется сложным и далеко еще не решенным вопросом. В житейскомсмысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения - и сэтой точки зрения Белинский, по прочтении "Бедных Людей" Достоевского,мог выразить сомнение, чтобы автор сам понимал то, что он создал. Спсихологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психическойжизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе осознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая или меньшаякоординация различных функций психического организма человека. Затемвопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческоговдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философовдревности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двухразличных мнений о сущности Т., который поддерживаются понынепредставителями разных миросозерцаний. Великолепное описаниепоэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией опредсуществовании идей, со стремлением души освободиться от оков плоти,чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину - представляетсяосновой позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в миререальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Т.бессознательном или интуитивном. Аристотель, останавливаясь наопределении искусства, как подражании природе (определении, междупрочим, высказанном и Платоном), является представителем болеереалистического понимания процессов Т. С этой точки зрения Т. сводится кпростой комбинации данных нашего сознания, восприятии внешнего мира.Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философскихучении, разделяют судьбу этих учении и тесно связаны с решениемметафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Т. входитв круг задач современной психологии, в связи с проблемами о процессахмышления и зарождении идей. Поэты и художники не раз обращались сами копределению сущности творческого акта (опыт циркулярного опросасовременных писателей по этому вопросу см. в "Аnnee psychologique", ч.1); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое главное,по-видимому неуловимое и не поддающееся определению в психическомаффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясьпроникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по необходимости)собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательновыливались психические состояния, предшествовавшие окончательномувоплощению творческого замысла, разлагая последний на его составныечасти и подвергая оценке произведение в его целом. Если, по проверке,всякое "новое слово" художника и мыслителя имеет лишь относительноезначение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого Т.,если, с другой стороны, в невыясненном еще окончательно вопросе оботношении сознательной и бессознательной душевной деятельностипервоисточник Т. характеризуется бессознательностью и непроизвольностью,то во всяком случае акт Т. есть процесс прояснения нашего сознания,продукты Т. - показатели расширение горизонта сознания, и "новыми" онипредставляются, прежде всего опять таки по отношению к нашему сознанию."Человеческий ум - замечает Сеаль (Grabriel Seailles, "Essai sur legenie dans l'art", П., 1897) - не есть простое зеркало, отражающееприроду... Он не получает своих познаний, а приобретает их; неподчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances,il les cree)". В этом смысле, Т. е. по отношению к индивидуальномусознанию, Т. вполне законно приобретает широкое применение, и еслиАлексей Толстой - тот из наших поэтов, который всего резче высказалсяпротив придания слишком безусловного значения художественному Т., -возражал против мнения, что художник - создатель своих творений, то имже вполне верно сказано: Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать. В этом умении воспринимать и в воплощении воспринятого - основныеатрибуты Т. О. Батюшков.

Творчество

Творчество - в прямом смысле есть созидание нового. В таком значенииэто слово могло бы быть применено ко всем процесс ам органической инеорганической жизни, ибо жизнь - ряд непрерывных изменений и всеобновляющееся или вновь зарождающееся в природе есть продукт творческихсил. Но понятие творчества предполагает личное начало - исоответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении кдеятельности человека. В этом общепринятом смысле Т. - условный Термин для обозначения психического акта , выражающегося ввоплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в(относительно) новой и оригинальной форме, в области отвлеченной мысли,художественной и практической деятельности (Т. научное, Т. поэтическое,музыкальное, Т. в изобразительных искусствах, Т. администратора,полководца и т. п.). Широкое значение , придаваемое термину, едва ли несоставляет отличительного свойства русского языка. Др. греч . poihsiVимело специальное применение к области словесного. В зап. европейскихяз. сливаются термины Т. и творения, созидания (creation, Schopfung), вразличных специальных приурочениях. Отчасти понятию Т. отвечает нем.Schaffen (dichterisches Sch.), франц . invention (не в смысле толькоизобретения), genie createur и т. п. Термин invention уже в лат. яз.(inventio) выражал понятие сочинять , творить и в области риторики(трактат Цицерона "De inventione") и в поэтиках Возрождения оно имелоспециальное значение - композиции, сочинения, вымысла, прикрась ("belleinvenzioni" у Торквата Тассо , "Discorsi dell'Arte роеtica"). Различение Т. научного от Т. художественного и от Т. в области жизненных отношений,т. е. то различение деятельностей, которое может быть усмотрено и вприемах, и в конечных целях каждого вида Т., приводило Аристотеля кразличному обозначению 3 основных свойства разума: созерцательного,действенного и творческого в тесно м смысле слова (Никомахова Этика ; ср.Em. Egger, "Essais sur l'histoire de la critique chez les Grecs", 1887).Распространяя значение творческого акта даже на ремесла , - стало быть,при несколько внешнем понимании термина, - Аристотель все же далпрекрасную, хотя и не исчерпывающую формулу художественного Т., какспособности обдуманного или сознательного воплощения истинного, приотожествлении истины и красоты. В настоящее время принято различатьдвоякого рода Т.: непроизвольное, бессознательное , непосредственное - ипродуманное, сознательное, художественное; первое характеризует попреимуществу произведения первобытного, народнособирательного искусства,а второе относится к области высшего искусства, в которомнепосредственность вдохновения идет рука об руку с размышлением ипроверочной аналитической работой. Народно-собирательное Т.характеризуется также эпитетами безличного и безыскусственного, в против оположность Т. индивидуальному и сознательному. Последний эпитетимеет несколько условное значение и не исключает непроизвольности инепреднамеренности, составляющих характерные особенности процессовтворчестве. Когда все предусмотрено и предрешено заранее , тогда нетместа для творческой мысли и является то, что принято называтьсочинительством. Впрочем , отношение сознания к творческой работе мыслипредставляется сложным и далеко еще не решенным вопрос ом. В житейскомсмысле "сознание" понимается по преимуществу как оценка значения - и с этой точки зрения Белинский , по прочтении "Бедных Людей" Достоевского,мог выразить сомнение , чтобы автор сам понимал то, что он создал. Спсихологической точки зрения вне нашего сознания нет высшей психическойжизни, а могут быть лишь психические состояния; но в вопросе осознательном или бессознательном Т. имеется в виду большая или меньшаякоординация различных функций психического организма человека. Затемвопрос сводится к метафизической проблеме о первоисточниках творческоговдохновения. Различное отношение к этой проблеме двух великих философовдревности, Платона и Аристотеля, является характерным показателем двухразличных мнений о сущности Т., который поддерживаются понынепредставителями разных миросозерцаний. Великолепное описаниепоэтического экстаза, данное Платоном в "Федре", в связи с теорией опредсуществовании идей , со стремлением души освободиться от оков плоти,чтобы созерцать духовными очами вечную красоту и истину - представляетсяосновой позднейших теорий о творческом прозрении невидимого в миререальных отношений. К этому взгляду примыкают и новейшие теории о Т.бессознательном или интуитивном. Аристотель, останавливаясь наопределении искусства, как подражании природе (определении, междупрочим, высказанном и Платоном), является представителем болеереалистического понимания процессов Т. С этой точки зрения Т. сводится кпростой комбинации данных нашего сознания, восприятии внешнего мира.Взгляды на Т., в исторической преемственности эстетических и философскихучении, разделяют судьбу этих учении и тесно связаны с решениемметафизических проблем о красоте и истине; еще ближе вопрос о Т. входитв круг задач современной психологии, в связи с проблемами о процессахмышления и зарождении идей. Поэты и художник и не раз обращались сами копределению сущности творческого акта ( опыт циркулярного опросасовременных писателей по этому вопросу см. в "Аnnee psychologique", ч.1); но в показаниях о процессах Т. обыкновенно ускользает самое главное,по-видимому неуловимое и не поддающееся определению в психическомаффекте, обусловливающий творческий процесс. Историки и критики, пытаясьпроникнуть в тайники Т., обыкновенно ограничиваются (по необходимости)собиранием и сопоставлением внешних форм, в которые последовательновыливались психические состояния, предшествовавшие окончательно мувоплощению творческого замысла, разлагая последний на его составныечасти и подвергая оценке произведение в его целом . Если , по проверке,всякое " новое слово" художника и мыслителя имеет лишь относительноезначение и абсолютно новое не представляется уделом человеческого Т.,если, с другой стороны, в невыясненном еще окончательно вопросе оботношении сознательной и бессознательной душевной деятельностипервоисточник Т. характеризуется бессознательностью и непроизвольностью,то во всяком случае акт Т. есть процесс прояснения нашего сознания,продукты Т. - показатели расширение горизонта сознания, и "новыми" онипредставляются, прежде всего опять таки по отношению к нашему сознанию."Человеческий ум - замечает Сеаль (Grabriel Seailles, "Essai sur legenie dans l'art", П., 1897) - не есть простое зеркало , отражающееприроду... Он не получает своих познаний, а приобретает их; неподчиняется им, а создает их (l'esprit ne subit pas ses connaissances,il les cree)". В этом смысле, Т. е. по отношению к индивидуальномусознанию, Т. вполне законно приобретает широкое применение, и еслиАлексей Толстой - тот из наших поэтов, который всего резче высказалсяпротив придания слишком безусловного значения художественному Т., -возражал против мнения, что художник - создатель своих творений, то имже вполне верно сказано: Много в пространстве невидимых форм и неслышимых звуков, Много чудесных в нем есть сочетаний и слова и света, Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать . В этом умении воспринимать и в воплощении воспринятого - основныеатрибуты Т. О. Батюшков.

Значение слова Творчество в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Теофраст - Теофраст оставил большое количество сочинений, из которых до ...
  • Теократия - Теократия (греч.) буквально господство Бога: такое государственноеустройство, ...
  • Темперамент - Темперамент (от temperamentum=смешивание) психологический термин. Вдревности учение ...
  • Темп - Темп (tempo) в музыке определяет скорость движения ...
  • Тембр - Тембр в музыке, происходящий от формы колебаний ...
  • Теллурт - Теллурт (хим.; Тellur нем Теllure франц., Tellurium англ.; ...
  • Телефон - Телефон (в физиологии) употребляется с целью улавливания ...
  • Тартар - Тартар (o, h TartaroV, ta Tartara Тагtarus, Tartara) ...
  • Тарелки - Тарелки (Piatti, Cinelli итал., cymbales франц., ...
  • Тарань - Тарань представляет черноморскоазовскую разность обыкновеннойплотвы (Leuciscus rutilus ...
  • Тарантелла - Тарантелла итальянский танец. Неаполитанская Т. пишется в ...
  • Тапиры - Тапиры (Tapiridae) семейство млекопитающих отряда непарнопалых сединственным ...
  • Танеевы - Танеевы русский дворянский род, восходящий к половине ...
  • Тананариво - Тананариво, Антананариво или точнее Антанариво (Tananarive по фр.) ...
  • Марс - Марс большая планета солнечной системы, известная со ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари