- англ. sign; нем. Zeichen. Материально, чувственно воспринимаемый предмет ( явление , действие ) , служащий для обозначения другого предмета, свойства или отношения , переработки и передачи информации (знаний). Определяющей стороной 3. является его значение , к-рое может быть предметным, смысловым и экспрессивным. Различают языковые и неязыковые знаки .
- материальный объект ( артефакт ) , выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта ( предмет а, явления, свойства, действия, понятия), замещающий его и вступающий носителем определенного смысла.
(sign) — 1. Прямое отражение явления: возникновение прыщиков — признак кори (естественные знаки ) . 2. Символ , стоящий или отражающий значение и "соответствующий" ему объект . С "эмпирической" точки зрения, знаки "рисуют" внешнюю действительность (см. Эмпиризм ) . 3. (Современныелингвистика и структурализм ) — термин (в акустической форме), обозначающий понятие или "значение". С этой точки зрения отношение между ними является внутренним в определенном языке (см. Signifier и Signified ; Langue и Parole ; Соссюр). Как подчеркивается в семиологии (или семиотике), общей теории знаков — знаки могут принимать множество форм, включая изображения (иконы), одежду, социальное отражение и т.д., поэтому "обозначения" также имеют значение и все поддаются анализу с точки зрения структуры как системы различий. По сравнению со смыслом 1 значения 2 и 3 предполагают скорее "произвольные", чем естественные знаки. Смысл 3, в частности, согласно которому наша способность обозначать зависит от внутренних "различий", также подчеркивает, что лингвистические структуры (по крайней мере, семантические) по форме "социальны", а не биологичны или индивидуальны (см. также Витгенштейн; Формы жизни ; Парадигма ) . Это значение имеет также важное значение в современной философской постэмпирической мысли и постструктурализме , ведя к фиксациям или обвинениям в "утрате обозначения" (см. Релятивизм ; Несоизмеримость ) . Но акцент на "внутренних отношения х" знаковых систем не должен означать отсутствия обозначения просто потому, что никакая система обозначения не может быть гарантированной (см. также Фейерабенд; Кун). См. также Семантика ; Язык тела ; Метафора .