(от лат. societas - общество и греч . logos - слово , учение ) - англ. sociologism; нем. Soziologismus. 1. Концепция , утверждающая первостепенное и исключительное значение соц. реальности и социол. методов в объяснении бытия человека и его среды. 2. Трактовка общества как надындивидуальной реальности, существующей независимо от составляющих ее индивидов; утверждение автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности (биологической, психической и др.).
- методологич. и теоретич. позиция в социологии и соц. философии, начавшая развиваться с конца XIX в. С. явился реакцией на натурализм и психологизм в обществ. науках , полное выражение нашел во взглядах Э. Дюркгейма и его школы. В методологич. плане С. защищает принцип объективного научн. подхода к соц. явлениям, а главное - принцип социологич. объяснения соц. фактов, объяснения "социального социальным" и отвергает биологич. и психологич. редукционизм . По существу, это соц. детерминизм , попытка при объяснении любого соц. явления исключить все факторы (географич., психологич., нравственные и др.), кроме собственно соц. В этом смысле понятие С. характеризует распространение соц. подхода на все области соц. жизни, экспансию социологич. методов анализа . Основная методологич. тенденция С. заключается в формировании нового, собственно социологич. подхода, к-рый, правда, при этом нередко абсолютизируется (см. Социологизм вульгарный ) . В теоретич. плане С. в противоположность индивидуалистич. концепция м утверждает принцип специфичности и автономности соц. реальности, более того, ее примата и превосходства над индивидами. С т. зр. С. об-во считается более богатой и авторитетной реальностью по сравнению с индивидом, оно предшествует ему и создает его. Основная идея Дюркгейма заключается в том, что об-во существует как некая целостная система , несводимая к сумме индивидов: нельзя выводить коллективные представления из индивидуальных, как нельзя выводить об-во из индивида , целое - из части, сложное - из простого. Об-во есть реальность sui generis, оно имеет собственные свойства. Стремясь построить социологию как объективную науку, Дюркгейм кладет в ее основание понятие соц. факта , к-рый существует вне и независимо от индивида и обладает по отношению к нему принудительной силой. Позднее он модифицирует эту позицию реализма социологического (см.) и начинает учитывать значение ин-тернализации человеком моральных ценностей. Дюркгейм и его школа отстаивали идею соц. обусловленности морали, религии, знания. Дюркгейм впервые сформулировал принципы структурно-функционального подхода (еж. Анализ функциональный в социологии ) к соц. явлениям. Представители франц. социологич. школы, объединившиеся вокруг Дюркгейма, использовали принципы " социологизма " при исследовании различн. явлений соц. жизни: кастового строя (С. Бугле), этнич. процессов (М. Мосс), права (Ж. Дави), экономики (Ф. Симиан) и т. д. Е.В. Осипова, А.Б. Гофман.
трактовка общества как надындивидуальной реальности, существующей независимо от составляющих ее индивидов.
- утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства индивидами.
- метод объяснения культурно-идеологических форм и отчасти научного знания с помощью их сведения к "объективным" интересам и социальным позициям индивидов. В русской общественной мысли с социологизмом (иногда это направление обозначается как "вульгарный социологизм " ) обычно связывается пролеткультовское движение (В. М. Фриче, В. Ф. Переверзев).
- принципиальная позиция , основанная на признании автономии социальной реальности, за из учение которой деньги следует платить только социологам (активно оспаривается представителями других общественных и гуманитарных наук).