- англ. socialization; нем. Sozialisierung. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, соц. группе. Различают С. первичную ( детство , подростковый возраст , юность ) и вторичную ( зрелый возраст).
- становление личности в процесс е усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
- процесс , в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам , т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.
- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психология , механизмов, соц. норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном об-ве. С. охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью к-рых человек приобретает соц. природу и способность участвовать в соц. жизни. Нек-рые из этих факторов действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, напр., средства массовой информации , другие - на отдельных стадиях жизни. Термин С. употребляется гл. обр. в социологии и соц. психологии. Наибольшее внимание исследователей уделяется С. в детстве что подразумевает прежде всего семью, т. к она является первым в жизни человека социализирующим агентом и характеризуется наибольшей интенсивностью эмоциональных связей. Ранняя С. является решающим моментом в жизни индивида, во многом определяющим его личность и последующее участие в соц. жизни. Теория и исследования С. имеют довольно значительную историю. З. Фрейд одним из первых выделил механизмы социализации ребенка к к-рым относятся: подтверждение - исключение, запрещение, замещение (подстановка), имитация и идентификация . Он подчеркивал решающую роль раннего детского опыта в развитии личности и значение отношений с родителями с помощью к-рых культурные ценности конституируются в личности. По Фрейду, основными в процессе С. являются стадии психосексуального развития, при к-ром происходит "развертывание" врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями об-ва. Фрейд считал, что С. ограничивается первыми 5-6 годами жизни. что вместе с его отрицанием позитивной роли соц. окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже, сохраняя идею различн. стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского. Пиаже делает акцент на развитии когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и соц. взаимодействия, к-рые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к др. При этом он указывает на преемственность и взаимосвязь каждой стадии развития с предыдущими. В качестве механизмов Ж. Пиаже выделяет ассимиляцию и аккомодацию. По Пиаже, поведение управляется образцами когнитивных структур, называемых схемами. Пиаже подчеркивал активную роль субъекта в этих ключевых процессах С. Ребенок усваивает новый опыт, используя существующие схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма "равновесия". Точка зрения Ж. Пиаже о значимости соц. взаимодействия при освоении ролей близка взглядам ранних представителей символич. интеракционизма Дж. Мида и Ч. Кули. По Дж. Миду "Я" (индивид, активное существо) и "меня" представление индивида о себе). Единство "Я" обеспечивает "генерализованный другой " в процессе соц. взаимодействия. Восприятие установок об-ва и ролей, как др. индивидов, так и генерализованного другого - основа процесса С. Дж. Мид подчеркивал активную роль индивида в его С. и значения отношений со сверстниками как средства формирования принципиальной, самостоятельной и способной к сотрудничеству личности. Т. Парсонс и Р. Бейлз применили понятия, введенные З. Фрейдом, к теории соц. действия и соц. систем. Они определяют, напр., имитацию как процесс, с помощью к-рого вследствие взаимодействия с соц. объектом усваиваются специфич. элементы культуры, особые знания, умения, символическое поведение. Но имитация не предполагает никакого длительного отношения с моделью или отношений солидарности. Идентификация же для них означает интернализацию ценностей модели и представляет собой процесс соц. научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к "другому" - специфической или диффузной, нейтральной или эмоциональной, основанной на любви или уважении. Очевидно, что привязанности наиболее сильны и эмоционально значимы в семье. Отсюда такое значение, придаваемое С. в семье. М. Мид и Р. Бенедикт исследовали процессы С. в об-вах, находящихся на различн. стадиях обществ. развития. Они указывали на значимость для индивидов переходов от одной стадии жизненного цикла к др. и от одного статуса к др., в частности переходов от детства к отрочеству и от него к зрелости. Они исследовали способы влияния культуры данного об-ва на характер и рез-ты жизненных изменений (переходов). Мид и Бенедикт подчеркивали, что переходными моментами являются не только отрочество, но и родительство, старость и весь жизненный Цикл . Эти взгляды являются основой многих со-зременных теорий жизненных циклов семьи и индивида. Каждому из таких циклов соответствует свой этап С. Проблемам С. уделяется большое внимание в соц. психологии, где С. определяется как процесс соц. научения, для к-рого необходимо одобрение группы. При этом индивиды развивают качества, нужные для эффективного функционирования в об-ве. С. здесь включает характеристики, приобретаемые индивидом, и психологич. механизмы, с помощью к-рых достигаются желаемые перемены. Многие соц. психологи выделяют две основные стадии С. - первичную, характерную для раннего детства, и стадию интернационализации установок и норм или стадию формирования саморегуляторных процессов, на к-рой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной С. индивида. Ряд авторов рассматривают С. как двусторонний процесс, в к-ром индивиды играют активную роль в изменении своего окружения. Многие авторы подчеркивают, что С. не кончается в детстве, а продолжается практически всю жизнь , т. к. индивид сталкивается с необходимостью выполнения различн. соц. ролей. Уже у взрослого человека в условиях быстрых соц. и технологич. изменений образцы поведения, приемлемые ранее, должны заменяться новыми умениями и навыками, соответствующими изменившимся обстоятельствам, т. е. происходит ресоциализация . Лит.: Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960; Кон И.С. Социология личности . М., 1967; его же. Открытие "Я". М., 1978; Андреева Г.М. Социальная психология . М., 1980; Развитие личности ребенка. М., 1987; Bandura A., Walters R.M. Socialization after childhood. N.Y., 1969; Social Psychology. Sociological perspectives. N.Y., 1981. Л.В. Ясная.
процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
- усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).
— осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях , становятся личностями.
- процесс , посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности.
- последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.
– процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Социализация также делает возможным существование общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек обретает социальную природу ("очеловечивается") и способность участвовать в социальной жизни. Наиболее развернутая социологическая теория , описывающая интеграцию индивида в социальную систему, была предложена Т.Парсонсом. По Парсонсу, она происходит путем интернализации ( внутреннего приятия) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (например, в детстве – с фигурой отца или матери, в подростковом возраст е – с фигурой лидера и т.д.) . В процессе интернализации социальные нормы становятся внутренними для индивида, происходит замена внешних санкций (внешней регуляции) внутренним контролем, появляется потребность соответствовать социальным нормам . Процесс социализации продолжается всю жизнь , поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей. Он делится на различные этапы – начальный ( социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли – супруга, родителя, дедушки и т.п.). Кроме того выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей ( а также другими родственниками, друзьями, учителями, врачами и т.д.), и вторичную социализацию, которая осуществляется на более формальном, институциализированном уровне. На этом уровне агентами социализации являются школа, вуз, СМИ и т.д. Социализация – двусторонний процесс, в котором активную роль играют индивиды, редко всецело формируемые культурой своего общества.
- двусторонний процесс , включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
– процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.
. это процесс , в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание ( имитация ) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.
(от лат. socialis - общественный) - совокупность взаимосвязанных процесс ов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида , его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта ( актора ) социокультурных практик данного общества. С. предполагает одновременное: усвоение социальных ролей и образцов поведения , позволяющих индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и приобретение соответствующего(их) социального(ых) статуса ( ов); овладение формами, ценностями, символами, нормами, традициями, языками, смыслами и т.д. культуры; приобретение собственного социокультурного опыта и личностной (социальной, этнической, конфессиональной и т.д.) идентичности ; достижение статуса "взрослого" - самостоятельного и автономного деятеля (субъекта, актора), способного к принятию ответственных решений, касающихся его жизни в соответствии с институционально и межличностно транслируемыми предписаниями, запретами и ожиданиями общества, а также социальных общностей и групп, к которым принадлежит индивид. С. - двунаправленный процесс , в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля , призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур. Через процессы С. обеспечивается воспроизводство людских ресурсов общества и задаются их качественные параметры , обеспечивается его нормальное функционирование и преемственность поколений, закладывается потенциал для последующих социальных изменений и социокультурного развития. С. обеспечивается принятыми в культуре и институциализированными в социуме и его соответствующих подсистемах технологиями и стратегиями обучения, профессиональной подготовки, образования, воспитания, поддержанием необходимого уровня функциональной грамотности социальных деятелей. Успешность социализационных процессов в любом обществе во многом определяется: привитием меры необходимого для каждого конкретного социума и допустимого его культурой конформизма как принятия и усвоения "правил общественной жизни" в широком смысле слова; успешностью блокирования тех форм, способов, стратегий и технологий социального поведения и действования, которые определяются как девиантные (отклоняющиеся); умением поддержать необходимое и допустимое соотношение между инновационной (креативной) и традиционной (репродуктивной) составляющими в общественной жизни. А в конечном итоге - поддержанием баланса социальных изменений и социальной стабильности, социальной мобильности и социальной организованности, воспроизводством структур, обеспечивающих социальный порядок . Таким образом, С. следует рассматривать как один из основных социообразующих, наряду со стратификацией и институционализацией, процессов, проявляющийся на всех уровнях и охватывающий все сферы общественной жизни. Характер и поддерживаемые параметры социализационных процессов позволяют во многом как типологизировать социумы, относящиеся к разным цивилизациям и эпохам, так и понимать специфичные только для этих социумов и их культур конкретные социокультурные и личностные феномены. Существенны и показательны в социологическом контексте , в частности, те сломы социализационных стратегий и технологий, которые фиксируются при переходах от традиционных к индустриальным (модернистским/модерновым) и от последних к постиндустриальным (постмодернистским/пост-модерновым) типам социальности . В большинстве социологических дискурсов различают первичную и вторичную С., что вводит представление о периодичности и стадиальности протекания социализационных процессов. Первичная С. трактуется при этом как финитный процесс, завершающийся со становлением личностных структур индивида и приобретением им прав "взрослого" в данном типе общества (т.е. началом социальной зрелости). Последнее, как правило , связано: с овладением определенной профессией и началом трудовой деятельности; получением образования, соответствующего тому или иному стандарту; началом самостоятельной семейной жизни и приобретением статуса "родителя"; обретением всей полноты политических, юридических и т.д. прав и обязанностей; закреплением личностной (само)идентификации. В обществах традиционного и особенно архаического типов границы завершения первичной С. фиксируются достаточно четко, например, через прохождение обрядов инициации, и характеризуются, как правило, совпадением (как минимум корреляцией) во времени всех составляющих социализационного процесса. В обществах индустриального типа составляющие С. в той или иной мере автономизируются друг от друга, что ведет к нарастанию их несинхронности во времени. В обществах "позднего модерна " и/или постмодерновых обществах десинхронизация и автономизация этих составляющих многократно усиливается, а сама С. предельно растягивается во времени, вторгаясь отдельными своими компонентами в фазу "социальной зрелости", принципиально определявшуюся как лежащую за пределами первичной С. Это связано с изменением характера и параметров протекания других социокультурных процессов. Из наиболее существенных факторов в этом отношении следовало бы назвать: принципиальное изменение демографического поведения, акселерацию, иные стратегии построения брачно-семейных отношений; увеличение требований к получаемому стандарту образования, длительность и сложность овладения современными профессиями, возраст ание квалификационных требований; рост территориальной и социальной мобильности, максимальную динамизацию социокультурной жизни, необходимость постоянной корректировки и смены приобретаемых идентичностей; предельную урбанизированность образа жизни, его жесткое подчинение временным ритмам, анонимизацию социальных отношений; изменение моделей экологического, экономического, политического, культурного и индивидуального поведения; влияние массовой культуры, рекламы, средств массовой информации, новых компьютерных и информационных технологий; факторы психологического характера ( одиночество , стрессы , культурные шоки, психические заболевания и т.д.). В результате не только размываются этапные границы С., возрастает сложность и насыщенность социализационных процессов, но и массовизируются феномены так называемых "опережающей" и "запаздывающей" С., во многом ставится под вопрос сам финитный характер первичной С. и возникает необходимость переопределения сути С. вторичной. Под последней в социологии традиционно понимали совокупность процессов социально-адаптационного характера, характеризующих изменения в жизни "социально-зрелого" ("взрослого") человека - носителя сформированных личностных структур, автономного и ответственного за самостоятельно принимаемые решения. При таком подходе к трактовке С. некоторые социологи вообще отрицали необходимость понятийного оформления этих процессов как социализационных, считая возможным рассматривать их в терминах социальной адаптации - приспособления на разных уровнях "включенности" к изменениям социокультурных, жизненных и возрастных ситуаций. Особые, но слабо прописанные проблемы в данном случае представляли собой тематизмы: завершения активного жизненного цикла, в связи с чем предлагалось обсуждение разных версий "десоциализации" пожилых людей, сужающих сферу своей социокультурной активности; маргинализации и пауперизации тех или иных социальных групп и индивидов; ресоциализации отдельных людей, потребность в которой возникала в результате перенесенной болезни или полученной травмы (на чем предметно фиксировались прежде всего психологи); кардинальной смены языковой и/или культурной среды (чем занимались прежде всего культурологи и антропологи). Для описания процессов последнего рода в американской культурной антропологии были предложены термины "культурализация" (К. Клакхон) и "инкультурация" (М. Херсковиц), которые были к тому же полемически противопоставлены термину "С." как делающему акцент на усвоении социальных ролей, в контексте анализа которых в 1930-е/1950-е и была, собственно, конституирована в (прежде всего в американской) социологии проблематика и тематика С. личности; другой канал их концептуализации - европейская психология - прежде всего в лице Л.С. Выготского , Ж. Пиаже, З. Фрейда , Э. Эриксона , а затем и представителей гуманистической психологии, - сосредоточившая внимание на формировании личностных структур и когнитивных и иных способностей ребенка в процессах его все более полного включения в социокультурную жизнь. Таким образом, в отличие от более или менее соблюдаемого единства (при всем многообразии дисциплинарных и парадигмальных версий), в понимании сути первичной С., наиболее спорным и уязвимым для критики оказался концепт вторичной С., что было усилено критической рефлексией процессов, стимулированных обществами. Находящимися в состоянии "пост-", а также осмыслением материалов, накопленных при исследовании архаических и традиционных обществ, позволившим конституировать новую предметность научного изучения - этнологию (этнографию детства). Тем самым в современных дискурсах понятийно-терминологический ряд, связанный с тематикой и проблематикой С., все больше стал связываться с эвристическими возможностями социологических и психологических парадигм, оформленных в неклассическо-неоклассический период развития социогуманитарного знания, а сама тематика и проблематика, ранее трактовавшаяся как сугубо "социализационная", стала во многом осмысливаться с применением иных методологических и концептуальных средств. В.Л. Абушенко
(socialization) - 1. (Также называемая эн-культурацией) процесс , в ходе которого культура общества передается детям; модификация с младенчества поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни (см. Аккультурация ) . В этом смысле социализация есть функциональная предпосылка для каждого общества, необходимая для любой социальной жизни, а также для культурного и социального воспроизводства и общих, и частных социальных форм. Как подчеркнули Парше и Бейлз (1955), социализация в семье и где-либо еще предполагает интеграцию в общество , с одной стороны, и дифференциацию индивидуума - с другой . 2. Замена частной собственности на средства производства государственной собственностью . 3. ( Марксизм ) Тенденция капиталистического производства ко все большей зави-имости от коллективной организации (например, взаимосвязь многих различных процессов). Это одна из важных причин, почему Маркс ожидал осуществления в конечном счете перехода к социализму (и общественной собственности на средства производства). В данном понятии значение 1 наиболее важно для социологов и антропологов. Кроме того, характеризуя отношения между индивидуумом и обществом, оно соединяет социологию и психологию. Теории социализации сосредоточились на: (а) когнитивном развитии (например, Пиаже); (б) приобретении нравственной и персональной идентичности через семейные отношения (например, Фрейд); (в) выработке понимания "Я" и социальной идентичности (например, Дж. X. Мид); (г) интериоризации нравственных категорий и ценностей группы (например, Дюркгейм); (д) развитии социального мастерства, поддерживающего интеракцию во всех назначениях и прежде всего в лингвистической коммуникации, посредством которой социальная и физическая окружающая среда приспосабливается и интерпретируется (например, Бернштейн). Между двумя формами социализации иногда также вырисовывается различие между процессом становления взрослого социального существа с центром, в значительной степени приходящимся на детство , - первичной социализацией, и более общими процессами, посредством которых передается культура (в частности, взрослые сверстники, средства коммуникации и т.д.), - вторичная социализация . Согласно Д. Ронгу (1961), различать эти формы термина в значении 1 полезно, однако необходимо, чтобы активные, целеустремленные и рефлексивные величины отношений между "Я" и другими подтверждались для них обеих (см. Сверхсоциализированная концепция человека ) . См. также Споры о природе и воспитании ; Развитие ; Зеркальное "Я".