Что такое Самоопределение? Значение слова Самоопределение в социологическом словаре

1) Самоопределение - - англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. Понимание  или детерминация  субъектом своей собственной природы или основных свойств. 2. Сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях .  3. Право  нации, народа  и т. д. самому определять форму правления без вмешательства извне.

2) Самоопределение - (англ. self-determination) - процесс  и результат выбора личностью   своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для отечественной социокультурной ситуации. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация  темы С. обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека  необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время  идеологического барьера, который отделял советское " социальное пространство "  от всего того, что составляет духовное богатство  современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане  понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям  и многому другому возникают проблемы С., обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала марксистско-ленинская идеология .  Человек как субъект собственной жизни характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность  субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность  в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление  развитием, которое можно описать формулой: "С. самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность ,  как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание  самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С., а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема  С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение ,  направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство ) ; как социальное действие ,  детерминированное локальной целью  ( социальное  пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса  "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С., побуждением  к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ  результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой  процесс - передачи способов С. Образование  становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция  С. по-новому ставит вопрос об " объекте "  образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс  ( группа ,  коллектив ) , а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы ,  модели, ситуации, ценности ,  деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие ,  взаимовлияние. С.Б. Савелова

Самоопределение

- англ. self-determination; нем. Selbstbestimmung. 1. Понимание  или детерминация  субъектом своей собственной природы или основных свойств. 2. Сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях .  3. Право  нации, народа  и т. д. самому определять форму правления без вмешательства извне .

(англ. self-determination) - процесс  и результат выбора личностью   своей позиции , целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы. До последнего времени тема С. была неактуальна для отечественной социокультурной ситуации. Вычленялась и обеспечивалась лишь сфера профессионального С. (и то только в области выбора вида профессиональной деятельности). В остальных сферах С. носило формальный и декларативно-демонстративный характер. Актуализация  темы С. обусловлена как минимум двумя социокультурными процессами. Во-первых, это нарастание глобальных изменений в обществе, порождающее для каждого человека  необходимость выработки собственного отношения к происходящему - т.е. С. становится составной частью процессов, связанных с принятием человеком жизненно важных решений (от поиска новой работы или выбора сферы деловой активности до выбора кандидатов в органы власти). Во-вторых, это разрушение выстроенного в советское время  идеологического барьера, который отделял советское " социальное пространство "  от всего того, что составляет духовное богатство  современного общества (достояний мировой культуры, философии, религии, искусства) - т.е. у человека в плане  понимания собственной истории, личных "корней", принадлежности к культурным традициям  и многому другому возникают проблемы С., обусловленные образовавшимся "вакуумом" в том месте, которое ранее занимала марксистско-ленинская идеология .  Человек как субъект собственной жизни характеризуется жизненным С. - более широким, чем профессиональное, нравственное или гражданское. Смысл жизненного С. - включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность  субъекта на принципиально иной уровень - уровень жизненного "пути" уже не столько человека как такового, сколько ценностей, с которыми он себя идентифицировал и занял свою позицию в социокультурном пространстве. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность  в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление  развитием, которое можно описать формулой: "С. самопреодоление". С. можно понимать как установление внутренних ограничений на собственную деятельность ,  как расширение границ собственных возможностей, направленных на реализацию замыслов, осуществляемых в рамках принятых ограничений. Саморазвитие обусловлено осознанием несовпадения Я-идеального и Я-реального, борьбой мотивов, преодолением недостатков через организацию деятельности и поведения. Суть процесса С. и состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. Результат С. - выход человека на цели, направления и способы активности, адекватные его индивидуальным особенностям, и на формирование духовной самоценности, способности через целеполагание  самобытно и самостоятельно реализовать свое природное и космическое предназначение. Ситуация С., а не просто выбора из альтернатив, С. как движения в основаниях своих действий, дел и деяний может рассматриваться как своеобразная единица творческого процесса развития личности. Концептуальная схема  С. описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном и экзистенциальном. Поиск оснований для решений в проблемной ситуации в зависимости от типа С. может разворачиваться: как ситуативное поведение ,  направляемое обстоятельствами (ситуативное пространство ) ; как социальное действие ,  детерминированное локальной целью  ( социальное  пространство); как рефлексия собственной деятельности и придание ей статуса  "дела", вписываемого в некоторую культурную традицию (культурное пространство); как рефлексия бытия и, соответственно, движение в вечных ценностях и вопросах (экзистенциальное пространство). Последовательная рефлексия действий, деятельности, бытия выступает в схеме в качестве способа С., побуждением  к которому служат оценивание результатов ситуативного поведения, анализ  результатов и последствий самостоятельной деятельности, установление ограничений на собственные замыслы в процессе рефлексии их реализации. Кроме того, рефлексия служит ключом к реализации, средством интенсификации интеллектуальных функций (мышления, понимания, мыслекоммуникации, мыследействия). В сфере образования наряду с процессом передачи знаний происходит и другой  процесс - передачи способов С. Образование  становится той сферой, в которой создаются прецеденты и образцы С. Концепция  С. по-новому ставит вопрос об " объекте "  образования. Им не может выступать ни отдельная личность, ни класс  ( группа ,  коллектив ) , а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы ,  модели, ситуации, ценности ,  деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит С. и саморазвитие субъекта образования (учителя, ученика, взаимодействующей группы, сообщества и т.д.). С. лежит в основании инновационной педагогики, которая ведет к такому типу образования, к такой работе с обучающим, воспитывающим материалом, которые изменяют и сам материал, и самих субъектов образования, и их взаимодействие ,  взаимовлияние. С.Б. Савелова

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Самоопределение в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Семья - группа  лиц, связанных родственными отношениями, проживающих совместно ...
  • Суперэтнос - этническая система ,  состоящая из нескольких этносов, ...
  • Смертность - процесс  вымирания поколений, складывающийся из множества единичных ...
  • Самодвижение - англ.selfmotion; нем. Eigenbewegung. Изменение  объекта под влиянием ...
  • Самовнушение - англ. autosuggestion; нем. Selbsthypnotisierung/ Autosuggestion. Воздействие индивида ...
  • Самоанализ - англ. introspection; selfexamination; нем. Selbstanalyse. 1. Анализ ...
  • Садомазохизм - (от имени фр. писателя маркиза де Сад и ...
  • Санация - (от лат. sanatio лечение, оздоровление) англ. ...
  • Самоутверждение - англ. selfassertion; нем. Selbstbehauptung. Стремление  индивида к ...
  • Семантика - (от греч. semantikos обозначающий, знак )  ...
  • Секуляризация - (от лат. saecularis лшрской, светский )  ...
  • Секта - (от лат. secta школа ,  учение )  ...
  • Секс - (от лат. sexus пол) англ. sex; ...
  • Седиментация - (от лат. sedimentum оседание) англ. sedimentation; ...
  • Мимикрия - (от греч. mimikos подражательный) англ. mimicry; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари