Что такое Самоэффективность? Значение слова Самоэффективность в социологическом словаре

Самоэффективность - - восприятие  человеком своей способности успешно действовать в той или иной ситуации. Понятие  "С." было разработано американским социологом Альбертом Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности (1977, 1982, 1986). Социально-когнитивная теория  основывается на принципе  взаимного детерминизма  поведения, личностных факторов и окружения. Убеждения  относительно С. зарождаются и укрепляются в процессе  активной деятельности, направленной на решение  задач, которые ставит перед ним ситуация. Концепция  С. тесно связана с концепциями выученной беспомощности М. Селигмана и локуса контроля Дж. Роттера. Бандура рассматривает С. как важный когнитивный фактор ,  воздействующий на поведение  человека и его результаты посредством когнитивных, мотивационных, аффективных, селективных и физиологических процессов. Высокая воспринимаемая С. изменяет мышление, способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений. Она также определяет силу и устойчивость мотивации к деятельности, особенно в том случае, если индивид  сталкивается с препятствиями на пути к цели. В аффективной сфере С. связана с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах. Воспринимаемая С. влияет на выбор той или иной стратегии действий (селективные процессы). Она способствует тому, что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий ему возможность проверить и подтвердить свои способности справляться с трудностями. Такая оценка  ситуации вызывает возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы, то есть мобилизацию ресурсов организма и усиление положительных эмоций. Убеждения относительно С. формируются под воздействием четырех факторов: 1) Переживание собственных успехов в деятельности, которое способствует укреплению веры в свои силы и одновременно - более активному и энергичному поведению. Этот фактор развития С. был учтен при разработке стратегий когнитивно-бихевиористской терапии депрессивных расстройств, где он получил название "принцип малых шагов". На начальных стадиях  лечения, когда основными проблемами пациента являются апатия и низкая самооценка ,  ему предлагаются не слишком сложные задачи ,  успешно решая которые, он становится все более уверенным в себе. В случае же постоянных неудач, пусть даже они обусловлены объективными факторами, человек  может вообще разочароваться в своих способностях достигать желаемых целей и, соответственно, управлять результатами своего поведения. Подобное состояние, получившее название "выученная беспомощность" (learned helplessness, М. Селигман), выражается в пассивности, апатии, депрессии, угнетении всех жизненных функций. 2) Пример других людей. Наблюдение  за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственной С. Если в результате наблюдения обнаруживается, что большие усилия, приложенные для достижения цели, оказались напрасными, восприятие С. уменьшается. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее у последнего чувство  С. Однако в том случае, когда сходство невелико или вообще отсутствует, С. может существенно снизиться. Это положение Бандуры находит частичное подтверждение благодаря исследованиям процессов социального сравнения. Если в качестве объектов сравнения предлагаются выдающиеся люди, успешно решающие какие-либо серьезные проблемы, это может оказать негативное влияние  на самооценку наблюдателя (Ш. Тэйлор, Дж. Вуд). Наблюдение не только способствует изменению воспринимаемой С., но и помогает усваивать полезные навыки .  3) Социальное  убеждение. Когда значимые для индивида люди высоко оценивают его способности и уверяют его в том, что ему по силам  преодолеть трудности, восприятие С. усиливается. 4) Переживание эмоциональных и физиологических состояний, связанных с осуществлением каких-либо действий. Если человек при решении задачи испытывает высокий уровень тревоги и внутреннего напряжения, он может прийти к выводу о том, что не способен достичь цели. Если же он испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции ,  это усиливает его уверенность в себе. В этой связи следует отметить, что восприятие С. зависит не столько от реальных характеристик физиологических процессов (и тревога, и сильные положительные эмоции обладают сходными физиологическими характеристиками), сколько от собственной оценки  этих состояний. Бандура подчеркивает роль  С. в различных областях жизни человека и общества: здоровьесемьяобразованиекарьера ,  политическая и общественная деятельностьВнутри понятия С. выделяют индивидуальную эффективность  и коллективную эффективность. Последняя связана с восприятием группы людей способности совместно преобразовывать социальную ситуацию, отстаивать определенные политические взгляды и бороться за свои права ,  то есть, по собственному выражению Бандуры, за желаемое социальное будущее. Он полагает, что коллективная эффективность является важным фактором развития общества на современном этапе. На возникновение убеждений относительно коллективной эффективности влияют следующие условия: 1. Глобализация  политики и экономики, формирование всемирного рынка. Это приводит к уменьшению ресурсов национальных правительств, к ущемлению интересов отдельных наций и, как следствие, к снижению убежденности граждан в том, что правительство работает эффективно. Кроме того, в результате подобных изменений экономическое благополучие и даже выживание некоторых групп населения (фермеров, сельскохозяйственных рабочих, представителей этнических меньшинств) оказывается поставленным под угрозу. Поэтому граждане все сильнее начинают стремиться к самостоятельному контролю над ситуацией, организуя политические партии и общественные движения (например, экологические, антиглобалистские). 2. Сложность социальных и естественнонаучных технологий, посредством которых регулируется современная жизнь  (бюрократические процедуры, медицинские и информационные технологии  и т.д.). В результате многие люди отказываются от собственного контроля над ситуацией в пользу высокообразованных специалистов. С другой  стороны, у некоторых из них возникает желание сделать свою социальную жизнь столь же успешной, сколь успешен технический прогресс .  Бандура подчеркивает, что ключевым фактором позитивных социальных изменений является достижение  согласия в целях и методах действий, в противном случае политическая борьба превращается в борьбу самолюбий отдельных лидеров, а плюрализм  мнений - в отвержение любых взглядов на жизнь, кроме тех, которых придерживаются представители данной социальной группы. Эмпирические исследования  свидетельствуют о том, что включение фактора С. в формализованные модели поведения способствует увеличению их прогностической значимости. Неудивительно, что данное понятие все больше используется в социологии и в различных отраслях психологии. Тем не менее в адрес  концепции С. высказывается достаточно много критических замечаний. Хотя сам Бандура подчеркивает важность точного восприятия С., в работах  его последователей этот вопрос до сих пор мало исследован. Если полезные эффекты  С. широко известны, негативное влияние завышенной оценки собственных способностей мало обсуждается, а часто и вообще игнорируется. Бандура утверждает также, что понятие С. является культурно универсальным. Тем не менее следует учитывать, что концепция С. возникла в американской психологии и неизбежно отражает ценности ,  характерные для американской культуры, в частности, ценность  достижений и успехов (иногда в ущерб межличностным отношениям и душевному благополучию). Ю.Г. Фролова

Самоэффективность

- восприятие   человек ом своей способности успешно действовать в той или иной ситуации. Понятие  "С." было разработано американским социологом Альбертом Бандурой в рамках социально-когнитивной теории личности (1977, 1982, 1986). Социально-когнитивная теория  основывается на принципе  взаи много детерминизма  поведения, личностных фактор ов и окружения. Убеждения   относительно С. зарождаются и укрепляются в процессе  активной деятельности, направленной на решение  задач, которые ставит перед ним ситуация . Концепция  С. тесно связана с концепциями выученной беспомощности М. Селигмана и локуса контроля Дж. Роттера. Бандура рассматривает С. как важный когнитивный фактор ,  воздействующий на поведение  человека и его результаты посредством когнитивных, мотивационных, аффективных, селективных и физиологических процессов. Высокая воспринимаемая С. изменяет мышление , способствуя увеличению количества самоодобряющих суждений. Она также определяет силу и устойчивость мотивации к деятельности, особенно в том случае, если индивид  сталкивается с препятствия ми на пути к цели. В аффективной сфере С. связана с уменьшением уровня тревоги и других негативных эмоций, возникающих при неудачах. Воспринимаемая С. влияет на выбор той или иной стратегии действий (селективные процессы). Она способствует тому , что возникающие проблемы воспринимаются человеком не как непреодолимые препятствия, а как вызов , дающий ему возможность проверить и подтвердить свои способности справляться с трудностями. Такая оценка  ситуации вызывает возбуждение симпатического отдела вегетативной нервной системы, то есть мобилизацию ресурсов организма и усиление положительных эмоций. Убеждения относительно С. формируются под воздействием четырех факторов: 1) Переживание собственных успехов в деятельности, которое способствует укреплению веры в свои силы и одновременно - более активному и энергичному поведению. Этот фактор развития С. был учтен при разработке стратегий когнитивно-бихевиористской терапии депрессивных расстройств, где он получил название "принцип малых шагов". На начальных стадиях  лечения, когда основными проблемами пациента являются апатия и низкая самооценка ,  ему предлагаются не слишком сложные задачи ,  успешно решая которые, он становится все более уверенным в себе . В случае же постоянных неудач, пусть даже они обусловлены объективными факторами, человек   может вообще разочароваться в своих способностях достигать желаемых целей и, соответственно , управлять результатами своего поведения. Подобное состояние , получившее название "выученная беспомощность" (learned helplessness, М. Селигман), выражается в пассивности, апатии, депрессии, угнетении всех жизненных функций. 2) Пример других людей. Наблюдение  за тем, как действуют в сложных ситуациях окружающие, изменяет суждения наблюдателя о собственной С. Если в результате наблюдения обнаруживается, что большие усилия, приложенные для достижения цели, оказались напрасными, восприятие С. уменьшается. Чем больше сходства между индивидом, успешно решающим какую-либо задачу, и наблюдателем, тем сильнее у последнего чувство  С. Однако в том случае, когда сходство невелико или вообще отсутствует, С. может существенно снизиться . Это положение Бандуры находит частичное подтверждение благодаря исследованиям процессов социального сравнения. Если в качестве объектов сравнения предлагаются выдающиеся люди , успешно решающие какие-либо серьезные проблемы, это может оказать негативное влияние  на самооценку наблюдателя (Ш. Тэйлор, Дж. Вуд). Наблюдение не только способствует изменению воспринимаемой С., но и помогает усваивать полезные навыки .  3) Социальное  убеждение. Когда значимые для индивида люди высоко оценивают его способности и уверяют его в том, что ему по силам  преодолеть трудности, восприятие С. усиливается. 4) Переживание эмоциональных и физиологических состояний, связанных с осуществлением каких-либо действий. Если человек при решении задачи испытывает высокий уровень тревоги и внутреннего напряжения, он может прийти к выводу о том, что не способен достичь цели. Если же он испытывает приятное возбуждение, положительные эмоции ,  это усиливает его уверенность в себе. В этой связи следует отметить , что восприятие С. зависит не столь ко от реальных характеристик физиологических процессов (и тревога , и сильные положительные эмоции обладают сходными физиологическими характеристиками), сколь ко от собственной оценки  этих состояний. Бандура подчеркивает роль  С. в различных областях жизни человека и общества : здоровье ,  семья ,  образование ,  карьера ,  политическая и общественная деятельность .  Внутри понятия С. выделяют индивидуальную эффективность  и коллективную эффективность. Последняя связана с восприятием группы людей способности совместно преобразовывать социальную ситуацию, отстаивать определенные политические взгляды и бороться за свои права ,  то есть, по собственному выражению Бандуры, за желаемое социальное будущее . Он полагает, что коллективная эффективность является важным фактором развития общества на современном этапе. На возникновение убеждений относительно коллективной эффективности влияют следующие условия : 1. Глобализация  политики и экономики, формирование всемирного рынка . Это приводит к уменьшению ресурсов национальных правительств, к ущемлению интересов отдельных наций и, как следствие , к снижению убежденности граждан в том, что правительство работает эффективно. Кроме того , в результате подобных изменений экономическое благополучие и даже выживание некоторых групп населения (фермеров, сельскохозяйственных рабочих, представителей этнических меньшинств) оказывается поставленным под угрозу. Поэтому граждане все сильнее начинают стремиться к самостоятельному контролю над ситуацией, организуя политические партии и общественные движения ( например , экологические, антиглобалистские). 2. Сложность социальных и естественнонаучных технологий, посредством которых регулируется современная жизнь  (бюрократические процедуры, медицинские и информационные технологии  и т.д.). В результате многие люди отказываются от собственного контроля над ситуацией в пользу высокообразованных специалистов. С другой  стороны, у некоторых из них возникает желание сделать свою социальную жизнь столь же успешной, сколь успешен технический прогресс .  Бандура подчеркивает, что ключевым фактором позитивных социальных изменений является достижение  согласия в целях и методах действий, в противном случае политическая борьба превращается в борьбу самолюбий отдельных лидеров, а плюрализм  мнений - в отвержение любых взглядов на жизнь, кроме тех, которых придерживаются представители данной социальной группы. Эмпирические исследования  свидетельствуют о том, что включение фактора С. в формализованные модели поведения способствует увеличению их прогностической значимости. Неудивительно, что данное понятие все больше используется в социологии и в различных отраслях психологии. Тем не менее в адрес  концепции С. высказывается достаточно много критических замечаний. Хотя сам Бандура подчеркивает важность точного восприятия С., в работах  его последователей этот вопрос до сих пор мало исследован. Если полезные эффекты  С. широко известны, негативное влияние завышенной оценки собственных способностей мало обсуждается, а часто и вообще игнорируется. Бандура утверждает также, что понятие С. является культурно универсальным. Тем не менее следует учитывать , что концепция С. возникла в американской психологии и неизбежно отражает ценности ,  характерные для американской культуры, в частности, ценность  достижений и успехов ( иногда в ущерб межличностным отношениям и душевному благополучию). Ю.Г. Фролова

Значение слова Самоэффективность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Синтагма - (syntagm) ( Лингвистика )  сочетание слов в ...
  • Синдикализм - (syndicalism) см. Анархосиндикализм .  ...
  • Случайность - (contingency) неопределенность социального результата. Концепции свойственной социальным ...
  • Скотоводы - (herding society) форма  общества, чье основное пропитание ...
  • Солдат - (soldier) служащий в армии. В первоначальном смысле ...
  • Сознание - (consciousness) та часть человеческого разума ,  которая ...
  • Соглашение - (convention) 1. Существующая упорядоченная социальная практика  или ...
  • Социализм - 1) одна из версий общественного идеала  в ...
  • Социология - совокупность  познавательных практик, складывающихся в европейской интеллектуальной ...
  • Социобиология - междисциплинарное научное направление второй половины 20 в., ...
  • Социометрия - метод  описательного анализа  межличностных отношений в малых ...
  • Схема - знаковая форма  представления и отображения содержания мышления ...
  • Структурализм - обозначение в целом неоднородной сферы гуманитарных исследований, ...
  • Стругацкие - Аркадий Натанович (19251991) и Борис Натанович (р. 1933) ...
  • Активность - (от лат. activus деятельный) англ. activity; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари